Амортизация автомобиля

Содержание

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Автомобиль: определение срока полезного использования

Подавляющее большинство предприятий используют в своей деятельности те или иные транспортные средства, как собственные, так и арендованные. На страницах нашего журнала мы не раз касались вопросов, связанных с приобретением, содержанием, эксплуатацией и выбытием транспортных средств. Совсем недавно была опубликована статья «Расходы на ГСМ: нормировать или нет?» (N 9, 2012).

Сегодня мы рассмотрим две спорные ситуации, связанные с определением срока полезного использования (СПИ) для автомобилей. Напомним, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с его СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации ОС <1>. Сложности с определением СПИ возникают в силу того, что не всегда понятно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство, например при покупке дорогих иномарок представительского класса или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из 10 амортизационных групп, указанных в Классификации ОС.

<1> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Срок полезного использования для легковых авто представительского класса

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.

Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.

Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать «высшим классом», а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев. Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.). В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.). Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.

Итак, прежде всего бухгалтеру следует самому разобраться (а потом еще и доказать налоговому инспектору), к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относится легковой автомобиль, а для этого прежде всего нужно решить, является он автомобилем высшего класса или нет.

Из всех официальных разъяснений по этому поводу имеется лишь Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@, где говорится следующее.

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) <2> установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. Принадлежность автомобиля к классу от особо малого до большого определяется по объему двигателя. Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, полагают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае этот вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности определения СПИ для дорогой «легковушки» ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98, утвержденное Минэкономики 04.06.1998. Как следует из Приложения «И» данного документа, класс автомобиля определяется по его длине: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля — свыше 4,6 м.

Здесь имеется одно «но»: машина может иметь длину более 4,6 м, но по другим техническим характеристикам не относиться даже к бизнес-классу.

Отметим, что в Минюсте данный документ не зарегистрирован и, как говорится в нем самом, предназначен для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Считаем, что эти доводы можно привести в ситуации, когда налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет ссылаться на этот документ.

Что касается арбитражной практики, в качестве примеров приведем два документа:

  • Постановление ФАС ПО от 02.06.2011 N А72-6500/2010. Рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса «Фольксваген Фаэтон». По мнению организации, данный автомобиль относится к 3-й амортизационной группе, поскольку объем двигателя автомобиля менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, в налоговом учете он определен в целях начисления амортизации как четыре года. Судьи, исходя из вышеуказанных ОКОФ и Письма ГТК N 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к 5-й амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков;
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК. Рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относить следующие автотранспортные средства: «Вольво» S80, «Мицубиси Грандис» 2.4, «Фольксваген Мультивен», объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в 3-ю амортизационную группу). Однако длина указанных транспортных средств превышает 4,6 м, и налоговые инспекторы «приписали» их к большому классу, отнесли к 5-й амортизационной группе, пересчитали амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислили налог на прибыль. Судьи же с таким подходом не согласились.

    Амортизация транспортных средств в 2018

    Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. ОКОФ устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение в использовании. Эти показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Судьи пришли к выводу, что такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если налогоплательщик сомневается, к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) отнести дорогую легковую машину с объемом двигателя менее 3,5 л, можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам (например, в дилерский центр, где приобретался автомобиль) — поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если машина относится к бизнес-классу, то ее можно включить в 3-ю амортизационную группу, а если к представительскому классу, то только в 5-ю.

Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС

Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.

Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 <3>. Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.

<3> Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн», с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.

Суд пришел к выводу, что организация правомерно отнесла карьерный самосвал БелАЗ к 4-й амортизационной группе и правильно определила СПИ для расчета амортизации. При этом судьи сообщили: довод налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не является основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к 5-й амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления N 1072 для определения СПИ высказано и в Постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 N 09АП-10737/2011-АК <4>.

<4> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

«Налог на прибыль:

учет доходов и расходов»

Амортизация автотранспорта для целей бухгалтерского и налогового учета

На сегодняшний день почти каждой организации необходимо автотранспортное средство. Это может быть легковой автомобиль для служебных поездок, транспортное средство для перевозки грузов или целый парк автомашин. Поэтому вопрос правильного учета автотранспортного средства является актуальным практически для любого бухгалтера вне зависимости от того, каким видом деятельности занимается его организация.

Один из наиболее сложных моментов, который возникает при принятии автотранспортного средства к учету это порядок начисления амортизации. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Итак, предположим организация «Альфа» приобрела автомобиль «Вольво» первоначальной стоимостью 290 000 руб. и объемом двигателя 3 литра.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 руб., и использоваться он будет организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п.п.4, 17 ПБУ 6/01) и налогового учета (п.1 ст.256 НК РФ).

Для целей бухгалтерского учета начислять амортизацию, как известно, можно одним из четырех способов. Никаких ограничений по выбору того или иного способа начисления амортизации не установлено. Для целей налогообложения прибыли амортизация по транспортному средству начисляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 258 и 259 НК РФ.

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

ООО «Альфа» приняла решение применять линейный метод начисления амортизации как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

Второй момент при принятии автомобиля к учету это определения срока полезного использования.
Для установления срока полезного использования автомобиля с целью максимального сближения бухгалтерского и налогового учета можно использовать Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).

Организация самостоятельно определяет срок полезного использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом сроков, установленных Классификацией ОС.
Прежде всего, необходимо определить, к какой амортизационной группе в соответствии с Классификацией ОС относится автомобиль. Затем устанавливается конкретный срок его полезного использования: организация может установить любой срок в рамках тех сроков, которые установлены для данной амортизационной группы.
Дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, принятого для объекта в рамках установленных амортизационной группой сроков, не требуется.

В нашем примере легковой автомобиль с объемом двигателя 3 литра относится к третьей амортизационной группе. То есть это имущество со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно (от 37 до 60 месяцев). Руководством организации установлен срок полезного использования 48 месяцев.

Определяем норму амортизации в месяц, применяя формулу расчета (1мес./48 мес.)*100% = 2,083%. Сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой 6040,7 руб. (290 000 * 2,083%).
Начиная с месяца, следующим за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости или выбытия бухгалтер ООО «Альфа» делает следующие проводки:
Дебет 20(26,44) – Кредит 02
— 6040,7 руб. – начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.

Теперь несколько изменим условия примера. Предположим, что первоначальная стоимость автомобиля составила не 290 000 руб., а 480 000 руб.

Теперь для целей бухгалтерского учета сумма ежемесячной амортизации составит 9998,4руб. (480 000*2,083%).
Что касается налогового учета, то в соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ «по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5».

То есть бухгалтер организации «Альфа» имеет право принять в качестве расхода амортизационные отчисления в целях налогового учета всего лишь в сумме 4999,2 руб. ежемесячно (480 000 * 2,083% *0,5).
Для организаций применяющих ПБУ 18/02, это приведет к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).

В этом примере бухгалтер может порекомендовать руководству организации завысить срок полезного использования автомобиля в целях начисления амортизации для бухгалтерского учета и установить срок полезного использования 96 месяцев. Конечно, для этого нужны основания, поскольку определение срока производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования автомобиля в зависимости от производительности или мощности;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации;
  • нормативно — правовых и других ограничений использования этого объекта (п. 20 ПБУ 6/01).

Тогда сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета.

Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), а с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество, поскольку база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета. Что важнее для организации, решайте сами — выбор за вами.

Обратим внимание на следующий момент.
Понижающий коэффициент 0,5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб. (400 000 руб.)
Но возможна ситуация когда организация проводит дооборудование автомобиля с отнесением затрат на увеличение первоначальной стоимости. И после этого стоимость автомобиля становится более 300 000 руб. Нужно ли в данном случае применять понижающий коэффициент 0,5?

Разъяснения по этому поводу даны в Письме УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738 «О налоге на прибыль организации». В нем говориться, что специальный коэффициент 0,5 применяется в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля в момент его приобретения была выше пределов, установленных в п.9 ст. 259 НК РФ, не зависимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.
Тем не менее, в Налоговом кодексе РФ данный момент четко не урегулирован, поэтому если Вы не готовы к спору с налоговыми органами, то для целей налогового учета сумму ежемесячных амортизационных отчислений нужно корректировать на поправочный коэффициент.

Помимо обязательного понижающего коэффициента в налоговом учете есть добровольные коэффициенты. Организация сама решает, применять их или нет. Соответствующее решение отражается в учетной политике организации.

Так, если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации организация может применить повышающий коэффициент не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).
Так же если организация приобрела автомобиль в лизинг (по договору финансовой аренды), то согласно статье 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» по взаимному соглашению сторон организация – лизингополучатель имеет право применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Возможность применения коэффициента ускорения не выше 3 в налоговом учете четко прописана в п.7 ст.259 НК РФ.

Бухгалтер Отдела «Бухгалтерского учета и налогообложения» Ивашкина О.И.

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации, коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Параметр «амортизация» используется для определения степени изношенности производственной техники, оборудования или транспортных средств. Выявленное значение имеет высокую важность при применении транспорта в служебных целях. Проведение оценки позволяет получить ключевую информацию о силе износа объекта. Также рассматриваемый параметр часто применяется страховщиками при подготовке страхового полиса. Выявленный коэффициент оказывает влияние как на стоимость самого транспорта, так и на величину страховых выплат. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, как рассчитать амортизацию автомобиля.

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа

Что такое амортизация транспортного средства

Чаще всего с вопросом амортизации транспортных средств сталкиваются руководители крупных организаций, имеющие в числе своих активов различные автомобили. Также этот вопрос волнует владельцев транспортных средств, готовящихся к продаже своего «железного коня». Многие люди, незнакомые с правилами составления расчетов, ошибочно считают, что информации о продолжительности эксплуатации и пройденном расстоянии достаточно для того, чтобы рассчитать износ основных узлов и элементов конструкции. Однако, для того чтобы получить более подробные сведения, необходимо придерживаться специальных схем, на базе которых составляются расчеты.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что процесс амортизации является своеобразным переносом стоимости объекта на продукцию, изготовленную с помощью применения данного объекта. В большинстве случаев, коэффициент амортизации выражается в виде определенной величины денежных средств. Также данные расчеты используются для своевременного проведения ремонтных работ и технического обслуживания. На основе полученных сведений можно вычислить предполагаемую продолжительность эксплуатации объекта.

Нужно понимать, что отказ от прохождения своевременного технического осмотра может привести к возникновению поломки на момент использования технического средства.

Каждое транспортное средство, находящееся в собственности компании или обычного человека, требует сопутствующих затрат. К этой статье можно отнести издержки на проведение ремонтных работ, замену шин либо технических жидкостей. Также следует отметить, что каждый автовладелец регулярно тратит определенный объем денежных средств на приобретение топлива. Однако при составлении расчетов коэффициента амортизации, затраты на приобретение топлива не учитываются.

Многие граждане часто задают вопрос о причинах необходимости составления расчетов амортизации транспортных средств. На сегодняшний день существует три основных причины для составления подобных расчетов:

  1. Каждый предприниматель обязан регулярно предоставлять отчеты в налоговую службу, содержащие информацию о порядке расходования денежных средств. Учет затрат на обслуживание автотранспорта позволяет представить наиболее полную информацию.
  2. Коэффициент амортизации в обязательном порядке учитывается представителями страховых компаний перед оформлением страхового полиса. Проведение оценки степени износа основных узлов и элементов конструкции позволяет выявить реальную рыночную стоимость страхового объекта. Данная операция проводится не только страховщиками, но и кредитными учреждениями, а также фирмами, специализирующимися на продаже подержанных машин.
  3. Помимо этого, многие сотрудники мелких компаний используют личные транспортные средства в служебных целях. В такой ситуации руководству компании нужно учитывать как затраты на приобретение топлива, так и на обслуживание машины. Как правило, величина выплат варьируется от полутора до трех рублей за каждый километр.

Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС

Какие автомобили подлежат амортизации

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что расчет амортизации автомобиля является одной из важных задач для тех организаций, что имеют данные объекты на своем балансе. Нужно отметить, что в случае с предпринимателями существует несколько тонкостей и нюансов, связанных с составлением расчетов. Все автомобили, записанные на балансе, можно разделить на три различных группы, различающиеся годом выпуска транспортных средств. В первую группу входят те машины, чей возраст составляет менее пяти лет. Возраст автомобилей во второй группе варьируется от пяти до семи лет. В третью группу включены транспортные средства, чей возраст достигает десяти лет.

Как правило, многие бухгалтеры составляют расчеты для тех объектов, чей возраст превышает пять лет. Для транспортных средств, относящихся к первой группе, редко составляются отдельные расчеты. Как правило, от стоимости подобного автомобиля отнимается сумма в размере десяти процентов, которая и является величиной амортизационных расходов. При составлении расчетов очень важно учитывать дополнительное техническое оснащение автомобиля. В некоторых случаях, человек, составляющий расчеты, должен учитывать даже такой параметр, как скорость, которую может развивать конкретный транспорт. Распределить весь автопарк, записанный на балансе компании, на отдельные группы нужно до момента составления расчетов для налоговой инспекции. Величина амортизационных затрат должна быть в обязательном порядке отражена в налоговой декларации.

Основные способы расчета износа на авто

При составлении расчетов, бухгалтер может использовать одну из четырех основных методик. Каждый из этих способов относится к одной из двух категорий: нелинейный и линейный способ составления расчетов. Каждая компания имеет законное право самостоятельно выбрать наиболее подходящую методику составления расчетов. Как правило, в отношении грузовых автомобилей и другого транспорта, использующегося в производственном цикле, применяется методика списания стоимости в соответствии с объемом произведенных товаров либо оказанных услуг. В отношении автомобилей, что не участвуют в производственном цикле, используются другие методы составления вычислений. Ниже мы предлагаем подробно рассмотреть, каждый из трех оставшихся способов.

Линейный метод

Ключевой особенностью этого метода является то, что размер транспортных расходов, начисленных за износ на протяжении конкретного отрезка времени, рассчитывается с учетом начальной (восстановительной) стоимости данного объекта. Для того чтобы вычислить коэффициент амортизации машины этим способом, нужно разделить вышеуказанное значение на продолжительность эксплуатационного срока. Как правило, такие сроки считаются в месяцах. Полученный результат должен быть умножен на сто процентов. По окончании составления расчетов можно получить информацию об объеме годового износа объекта. Для того чтобы узнать сумму финансовых ресурсов, потраченных за один месяц, нужно разделить полученный результат на двенадцать.

Как показывает практика, данная методика является одной из самых популярных, благодаря простоте составления расчетов. Начинать учет износа объекта необходимо со следующего месяца после приобретения транспортного средства и ввода в эксплуатацию. Этот шаг позволяет списывать денежные средства в одинаковом размере на протяжении всего эксплуатационного периода.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей

По уменьшаемому остатку

Эта методика является одним из самых ускоренных методов списывания движимой собственности. Как правило, этот метод применяется только в первые несколько лет эксплуатации автотранспорта. Эффективность данного подхода объясняется тем, что в первые годы использования авто, производительность объекта значительно выше. Это означает, что быстрая амортизация транспортного средства является более целесообразным способом списания расходов.

Для того чтобы использовать этот метод составления вычислений, необходимо получить информацию о следующих параметрах:

  • изначальная цена объекта;
  • остаточная стоимость;
  • эксплуатационный срок.

Для того чтобы составить вычисления износа объекта при помощи рассматриваемой методики, нужно остаточную стоимость (на начало отчетного периода) помножить на норму износа. Полученное значение следует помножить с коэффициентом форсирования. Здесь следует выделить тот факт, что каждая организация имеет право самостоятельно устанавливать величину этого параметра. Полученный результат следует умножить на 100 процентов.

Отчисление по сумме лет полезного использования

Срок амортизации легкового автомобиля можно рассчитать на основе полезного эксплуатационного срока. Данный метод, как и вышеуказанный вариант, является ускоренным способом составления расчетов. В первый год эксплуатации приобретенного автомобиля, предприятию нужно списывать крупные суммы денежных средств. Однако по мере старения транспорта, размер амортизационных затрат будет постепенно снижаться.

При составлении вычислений по данной методике учитывается начальная стоимость автомобиля. Полученное значение нужно умножить на норму амортизации, установленную в конкретной компании. В случае с данной методикой, норма амортизации рассчитывается на каждый год, а её величина тесно взаимосвязана со сроком полезного использования объекта.

Примеры расчета износа автомобилей

В интернете можно найти множество специализированных сервисов, позволяющих рассчитать степень износа транспортного средства. Для того чтобы получить необходимые сведения, нужно просто найти подобный ресурс и заполнить специальную форму. Важно учитывать, что полученный результат является приблизительным значением, и может не отражать полную картину.

Для того чтобы получить более детальную информацию, следует заняться расчетами самостоятельно, зафиксировав все издержки, связанные с использованием автомобиля. К этой статье расходов можно отнести стоимость запасных частей, ремонтных работ, резины и топлива. Помимо этого, в обязательном порядке учитываются расходы на проведение технического осмотра.

Давайте рассмотрим порядок составления расчетов величины амортизационных расходов на примере организации, купившей автомобиль двадцать первого марта две тысячи четырнадцатого года. Стоимость приобретенного транспорта составляет четыреста тысяч рублей. Срок полезной эксплуатации автомобиля равняется пяти годам. Для начала нужно сложить сумму количества лет эксплуатации транспорта: «1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15». Здесь важно отметить, что в бухгалтерском балансе расчет амортизации объекта отражается в финансовом эквиваленте.

Для того чтобы выявить величину амортизационных расходов во время первого года эксплуатации, необходимо разделить 5 (первый год эксплуатации) на 15 (общая сумма количества лет эксплуатации). Полученный результат нужно умножить на стоимость автомобиля: «5 / 15 * 400 000 = 133 333 рублей». Для того чтобы узнать величину месячных расходов, полученный результат нужно разделить на двенадцать. На второй год эксплуатации порядок расчетов немного изменяется. Вместо цифры пять, используется четыре (второй год эксплуатации).

Произведя простые арифметические действия можно узнать, что на второй год эксплуатации сумма амортизационных расходов составит 106 666 рублей. Аналогично этому методу, составляются расчеты на все последующие года, единственное что изменяется – показатель, отражающий конкретный год использования автотранспорта.

Здесь нужно отметить, что при составлении расчетов для налоговой, указывается единая величина амортизационных расходов. Для составления вычислений необходимо разделить начальную стоимость автомобиля (400 000 рублей) на общий срок эксплуатации (5 лет).

Для того чтобы лучше понимать, как посчитать амортизацию автомобиля, предлагаем рассмотреть еще один практический пример. Цена служебного автомобиля, купленного компанией в две тысячи четырнадцатом году, составила двести тысяч рублей. За следующие несколько лет автомобиль проехал около девяносто тысяч километров. Износ движимого объекта составляет восемнадцать процентов. Для того чтобы вычислить размер естественного износа транспорта, следует умножить первоначальную цену на уровень износа: «200 000 * 18 = 36 000».

Для того чтобы вычислить остаточную стоимость, нужно от первоначальной цены отнять величину естественного износа: «200 000 – 36 000 = 164 000». На основе этих данных можно составить вычисление размера издержек на каждый километр пробега транспорта. Чтобы получить эту информацию нужно разделить величину естественного износа на первоначальную цену объекта: «36 000 / 200 000 = 0,18».

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС

Как рассчитать амортизацию автомобиля более точно?

В данном случае надо боле скрупулёзно подходить к учёту всех затрат по обслуживанию транспортного средства, и привыкать просить чеки подтверждающие все расходы, не только замена топлива, деталей и узлов, сезонная смена шин, услуги шиномонтажа, замена масла, фильтров и прочее.

Если вашему автомобилю не больше пяти лет, бухгалтерия на предприятии будет применять метод расчёта с учётом амортизационных отчислений от 10 до 20% стоимости нового автомобиля за первый год эксплуатации. Если ваш автомобиль старее, расчёты проводятся по другому методу учёта амортизационного износа

Амортизация рассчитывается таким образом.

Надо стоимость автотранспорта (без НДС) разделить на количество месяцев полезного использования. К примеру, если это 5 лет умножаете на 12 (месяцев) — получается 60. Допустим, цена автомобиля на данный момент 300 000 делим на 60=5000руб ежемесячно.

Расчет списания бензина считается так. Пробег за месяц разделить на 100 и умножить на расход бензина за 100км. А все остальное у всех по-разному. Тех. обслуживание зависит от состояния вашего автомобиля.

Нелинейный способ расчета амортизации автомобиля.

Такая методика расчёта за базовую стоимость транспортного средства учитывает остаточную стоимость, и уже на эту стоимость начисляется реальная амортизация средства передвижения.

За бухгалтерией надо следить, так как появляются новые методы учёта амортизации износа транспорта. Учитываются категории авто, классы и типы авто и его назначение, год выпуска и год с начала эксплуатации транспорта. Надо учесть, что разные методы, а степень учёта получается усреднённой. Поэтому для получения реальной картины амортизации конкретного средства передвижения помогут сохранённые чеки. Желательно их собирать в журнале записей по эксплуатации в конверте.

Амортизация автомобиля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *