Амортизационная группа автопогрузчика

Если транспорт не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования

Н. Н. Луговая

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 14/2012

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Регистрация транспортных средств, в свою очередь, порождает для налогоплательщика объект обложения транспортным налогом. Однако в отношении спецтехники (тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним) и транспорта, который не ездит по дорогам общего пользования и, соответственно, может быть не зарегистрирован должным образом, вопросы возникают. Уплачивается ли транспортный налог при таких обстоятельствах? Что думают по этому поводу судьи?

О порядке госрегистрации автотранспорта…

Организации и ИП должны ставить на учет приобретаемый транспорт: автомобили – в ГИБДД, спецтехнику и транспорт, который не ездит по дорогам общего пользования, – в Гостехнадзоре.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 938).

В пункте 1 названного документа отмечено, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. А в пункте 2 Постановления № 938 поясняется, какой транспорт подлежит регистрации и кто осуществляет данный процесс*.

Регистрирующие органы

Транспортные средства

Подразделения ГИБДД МВД

Автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования

Органы Гостехнадзора

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования

* Отметим, что в п. 2 Постановления № 938 сказано также о транспортных средствах воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, однако в настоящей статье данный транспорт не рассматривается.

Таким образом, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный предел (объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано, причем в течение пяти суток после приобретения (п. 3 Постановления № 938).

К сведению

Обязательным условием регистрации самоходных машин и других видов техники в органах Гостехнадзора и допуска их к эксплуатации являются их паспорта (ПСМ). Это следует из Постановления Правительства РФ № 460, а также Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора).

ПСМ выдаются на тракторы, самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора (п. 1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники).

Регистрация транспортных средств в органах ГИБДД в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ производится на основании паспортов транспортных средств (ПТС).

…и о нормах Налогового кодекса

Возникновение объекта обложения транспортным налогом связано с регистрацией транспортного средства (письма Минфина России от 24.01.2012 № 03-05-06-04/09, ФНС России от 27.01.2012 № БС-3-11/241).

Плательщиками транспортного налога (в силу ст. 357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В статье 358 НК РФ перечислен транспорт, подлежащий обложению налогом, а также представлен перечень «льготного» (не облагаемого транспортным налогом) транспорта. В последнем – и легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, и промысловые морские и речные суда, и специальные автомашины (в том числе тракторы и самоходные комбайны), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (полный список см. в п. 2 названной статьи НК РФ).

А вот «особый» (о котором речь идет в настоящей статье) транспорт к «льготному» списку не причислен. Получается, если таковой зарегистрирован в установленном порядке, он является объектом обложения транспортным налогом.

Подтверждение представленного вывода находим в разъяснениях финансистов и налоговиков. Например, в Письме Минфина России от 25.08.2009 № 03-05-05-04/09 отмечено: самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом.

Если транспортное средство не зарегистрировано…

Некоторые организации (индивидуальные предприниматели), пытаясь сэкономить на транспортном налоге, намеренно не регистрируют транспорт, который не ездит по дорогам общего пользования, а используется лишь на «рабочей» территории.

Обратите внимание

За несоблюдение сроков госрегистрации транспорта органы ГИБДД или Гостехнадзора могут оштрафовать организацию на 1 000 – 3 000 руб., а руководителя (или коммерсанта) – на 100 – 300 руб.

Однако отсутствие регистрации транспорта – еще не повод не платить транспортный налог. При проверке нарушитель будет обязательно выявлен, и ему доначислят транспортный налог, штраф и пени (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ).

Надо сказать, что у судей (до недавнего времени, о чем мы скажем ниже) не было согласия в решении данного вопроса. Одни, поддерживая налоговиков, приходили к выводу, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица зарегистрировать принадлежащий ему транспорт. Име­ющаяся у организации (ИП) обязанность в установленном порядке произвести госрегистрацию объектов налогообложения только подтверждает, что организация является плательщиком транспортного налога на используемые транспортные средства (см., например, постановления ФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09, от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Другие арбитры, напротив, занимали сторону налогоплательщиков, аргументируя свою позицию тем, что Налоговый кодекс не предусматривает в качестве основания для возникновения обязанности по уплате транспортного налога само наличие у лица транспорта (см., например, постановления ФАС СКО от 02.07.2010 № А63-7901/2009, ФАС ПО от 16.10.2008 № А57-2039/08, ФАС ЦО от 25.04.2006 № А48-1284/05-19).

В качестве примера рассмотрим Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 № 15АП-14365/2011.

Обществом были приобретены и учтены (с присвоением инвентарных номеров) два автопогрузчика. Однако в постановке на учет спецтранспорта в органах Гостехнадзора было отказано (что подтверждено письмом, выданным управлением Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники) по причине отсутствия необходимой технической документации, без которой данный процесс невозможен. (Документация, в частности, не была передана продавцом.)

Поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении (ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения его транспортным налогом нет.

Кроме того, автопогрузчики относятся к специализированной технике и не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Из представленных документов следует, что в соответствии с приказом («О безопасной эксплуатации автопогрузчиков»), выпущенным генеральным директором общества, выезд данной техники за пределы территории предприятия был запрещен.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу: поскольку автопогрузчики не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД и Гостехнадзора и не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, они не могут быть признаны объектами обложения транспортным налогом в силу п. 1 ст. 358 НК РФ.

Надо сказать, что Постановлением ФАС СКО от 25.05.2012 № А53-17169/2011 рассматриваемое постановление оставлено в силе.

Позиция высших арбитров

Во всем разнообразии арбитражной практики наше внимание привлекло дело №  А73-12291/2010. Спор возник из-за транспортных средств – самоходной техники и механизмов на гусеничном ходу (бульдозеров, экскаваторов, автопогрузчиков, тракторов и др.), введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе общества, но не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в органах Гостехнадзора. В этой связи транспортные средства не были включены в объект налогообложения, что и вызвало спор с контролерами.

По мнению организации, упомянутый транспорт эксплуатируется в пределах промышленной площадки (горного отвода) и не участвует в дорожном движении. Раз так, регистрировать его (и, соответственно, платить налог) не надо.

Но налоговый орган, как уже было отмечено, посчитал иначе, и началась судебная тяжба, дошедшая до высших арбитров. Последние, передавая настоящее дело на пересмотр (Определение ВАС РФ от 16.02.2012 № ВАС-14341/11), сослались на судебную практику, в которой указано на возможность не платить транспортный налог в отношении транспортных средств, эксплуатация которых допускается лишь на закрытой территории. Обосновывая свою позицию, суды сослались на Определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О, из содержания которого следует, что с учетом особенностей транспортного налога налоговая база по нему определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в общем дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения его транспортным налогом не имеется.

Однако Президиум ВАС (Постановление от 07.06.2012 № 14341/11) довод предприятия отклонил, а ранее принятые судебные акты оставил без изменения. В результате жалоба налогоплательщика не была удовлетворена: ему надо будет заплатить транспортный налог.

Стоит ли игра свеч?

Что ж, после того как позиция высших арбитров, сводящаяся к тому, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории предприятия и не предназначенный для использования на дорогах общего пользования, тоже подлежит обложению транспортным налогом, определена, предприятиям (ИП), обладающим таким транспортом, лишний раз надо задуматься, стоит ли в подобных случаях экономить на налогах. Ведь вердикт судей, вероятнее всего, будет неутешителен.

Тем не менее хочется отметить, что любая ситуация рассматривается с учетом частных обстоятельств. Это прослеживалось и в Постановлении ФАС СКО № А53-17169/2011, представленном выше, где арбитры заняли сторону налогоплательщика на основании отказа органа Гостехнадзора, зафиксированного в письменном виде, в регистрации автопогрузчиков.

А вот еще один пример – Постановление ФАС МО от 21.04.2011 № КА-А40/2824-11. Инспекция установила, что по договору купли-продажи (ноябрь 2006 года) общество приобрело у ОАО транспортные средства (два бульдозера на базе трактора). Бульдозеры были приняты обществом к учету в ноябре 2006 года, но зарегистрированы в органах Гостехнадзора в январе 2007 года.

Поскольку регистрация транспортных средств зависит от воли налогоплательщика, который до января 2007 года их не регистрировал, инспекция сделала вывод, что общество должно было уплачивать налог с момента принятия бульдозеров к учету.

Признавая решение инспекции недействительным, суды установили отсутствие обязанности по уплате налога в 2006 году.

Действительно, в 2006 году транспортные средства за обществом зарегистрированы не были. Однако для регистрации транспортных средств необходимо прохождение определенной процедуры. С момента приобретения бульдозеров до их регистрации прошел незначительный (около двух месяцев) период времени. Общество заинтересовано в получении дохода от использования бульдозеров. Использование незарегистрированных бульдозеров невозможно. Следовательно, нет оснований считать, что общество действовало недобросовестно, уклоняясь от регистрации бульдозеров с целью не платить налог.

Кроме того, бульдозеры были куплены у ОАО и могли быть сняты с регистрации в 2007 году. В связи с этим продавец мог уплатить транспортный налог со спорных объектов в 2006 году, то есть неуплата налога в бюджет может отсутствовать.

Органы регистрации – военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования.

Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации».

Утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995.

Утверждено Госстандартом России 26.06.1995 и Минсельхозпродом России 28.06.1995 и согласовано с МВД России 15.06.1995.

Утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Данное правило не распространяется на лиц – организаторов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключитель-но в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта (ст. 358 НК РФ).

См. также письма Минфина России от 17.08.2007 № 03 05 06 04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 № 23-10/3/37665.

Пункты 2.8, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ; п. 7, 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ.

В частности, на постановления ФАС СЗО от 23.03.2009 № А05-8942/2008, ФАС МО от 23.01.2007 № А40-13318/06, от 08.12.2008 № А40-68552/07-107-397.

Какая бывает спецтехника?

В настоящий момент нет четкого разделения специальной техники, в нормативных документах она выделяется по предназначению <1>. Однако понятие «специальная техника (специальные автомобили)» все же есть. Это транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оснащенные специальным оборудованием. К специальным автомобилям относятся автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д. (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО <2>). Но есть и другая категория техники.

<1> См., например, Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р).
<2> Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004.

Специализированные автомобили предназначены для перевозки определенных видов грузов и оборудованы для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями (например, грузовой автомобиль для перевозки бетона, строительных смесей и растворов, плитовозы, панелевозы, мусоровозы) (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО).

В другом документе — Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств <3> — дано более обширное понятие, включающее эти две категории. Специальным считается транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.). И все же более практичным и понятным является разделение автомобилей на специальные и специализированные. Мы выделили эти категории неспроста: такая градация спецтехники имеет значение для целей обложения транспортным налогом.

<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Как облагается специализированная и специальная техника?

Спецтехника, используемая управляющими организациями, может быть отнесена как к грузовым автомобилям, на платформе которых устанавливаются спецагрегаты и механизмы, так и к другим самоходным транспортным средствам. Ставки налога по этим двум категориям транспортных средств значительно различаются, поэтому неспроста экскаваторы, гидроманипуляторы, мусоровозы, фургоны и т.д. становятся предметом жарких споров. Налоговики придерживаются мнения, что эти виды транспортных средств относятся к грузовым автомобилям. Такой подход, безусловно, не на пользу налогоплательщику, у которого налоговые обязательства по категории «грузовые автомобили» выше, чем по категории «другие самоходные транспортные средства» (п. 1 ст. 361 НК РФ). Однако, прежде чем отстаивать применение той или иной ставки, нужно разобраться, где зарегистрирована техника управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).

Специализированные автомобили, в частности транспортные средства, работающие на вывозе мусора и зарегистрированные в органах ГИБДД, как правило, в целях налогообложения считаются грузовыми, в то время как спецтехника, работающая на расчистке территории и поставленная на учет в органах гостехнадзора, может относиться к категории «другие самоходные транспортные средства». Базовые ставки для поименованных категорий ТС различаются, и, чем больше мощность двигателя техники, тем существеннее разница. Таким образом, владельцам спецтехники и налоговикам есть за что побороться, но, к сожалению, такой «налоговый поединок» не всегда заканчивается в пользу налогоплательщика.

В Постановлении ФАС ВВО от 29.01.2010 по делу N А82-14601/2008-99 сказано, что налоговое законодательство не содержит критериев, в соответствии с которыми спецтехника, смонтированная на шасси автомобиля, относится к категории «грузовые автомобили». Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, оно в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством». Данное решение Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-2819/10 оставлено без изменения.

Расхожим мнением является то, что одним из оснований для отнесения транспортного средства к той или иной категории в целях налогообложения является тип транспортного средства и его назначение, указанные в ПТС. Однако это заблуждение: если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, такая техника в целях налогообложения относится к категории грузовых автомобилей (Постановление ФАС УО от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3).

Рассмотренные решения преимущественно касаются так называемых специализированных автомобилей. Однако в парке управляющих компаний (ТСЖ и ЖСК) есть специальная техника, в отношении которой применяется единая ставка, как для категории «другие самоходные транспортные средства», — это кран гусеничный, трактор, бульдозер (Постановления ФАС ВСО от 08.07.2010 по делу N А33-14901/2009, ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009, ФАС ЗСО от 29.03.2010 по делу N А27-11880/2009). Напоминаем, главным аргументом в пользу уплаты налога с такой спецтехники по ставке для категории «другие самоходные транспортные средства», а не для категории «грузовые авто» является регистрация в органах гостехнадзора, а не в органах ГИБДД.

Можно ли не платить налог?

На этот вопрос можно дать положительный ответ, если транспортное средство не зарегистрировано (например, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. Это могут быть передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси). Под это основание можно подвести много техники управляющей компании (ТСЖ, ЖСК), ведь не вся техника предназначена для перевозки грузов. Например, в Постановлении ФАС МО от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09 организации удалось отстоять перед налоговиками неуплату налога с транспортных средств, которые передвигаются по территории предприятия и служат для обеспечения его бесперебойной работы, при этом они не поставлены на учет. Как оказалось, транспортные средства ранее были зарегистрированы, но впоследствии из-за физического износа были сняты с учета, что подтверждается справками (актами) выбраковки.

К сведению. Если автомобиль списан или утилизирован, но по каким-то причинам не снят с учета, он не является объектом налогообложения (Постановления ФАС ВВО от 27.05.2010 по делу N А38-2593/2009, ФАС ПО от 28.01.2010 по делу N А65-11865/2009). Транспортные средства с момента их списания по причине полного износа перестают соответствовать критериям транспортного средства по своим физическим характеристикам и не могут использоваться в деятельности, то есть перестают отвечать критериям объекта «транспортного» обложения (Постановление ФАС МО от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10).

Однако вряд ли управляющая организация (ТСЖ или ЖСК) будет использовать списанную или отслужившую свой срок технику. К тому же освобождение от налогообложения по хозяйственно-бытовым и производственным целям чревато высокими налоговыми рисками. Маршруты спецавтомобилей, использующихся при вывозе бытовых отходов при расчистке придомовых территорий, в той или иной степени захватывают проезжую часть (дороги), а к участию в дорожном движении допускаются только те транспортные средства, которые прошли регистрацию. Даже если уборочная техника не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования, то не факт, что она не появляется на этих дорогах или не использует иные пути следования транспортных средств общего назначения. В связи с этим спецтехника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация без свидетельства о регистрации в соответствующих органах не допускается, так как создает угрозу безопасности дорожного движения. Итак, если управляющая компания не хочет рисковать, она должна зарегистрировать свою специальную и специализированную технику либо в органах ГИБДД, либо в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин. В обоих случаях зарегистрированная техника организации признается объектом «транспортного» налогообложения (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13).

Нестандартная ситуация

В организации имеются самоходные машины на гусеничном ходу (экскаваторы), работающие на электроэнергии, передаваемой от подстанций к самоходной технике по кабелям высокого напряжения, то есть двигатель внутреннего сгорания топлива отсутствует. Техника зарегистрирована в органах Ростехнадзора, что подтверждают полученные на самоходную технику паспорта. Должна ли организация исчислять и уплачивать транспортный налог с этой техники? В Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13 дается утвердительный ответ на поставленный вопрос. Логика проста: согласно ст. 358 НК РФ транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке. Эту норму чиновники применяют независимо от того, на каком двигателе работают самоходные машины. Если в данном случае в движение экскаватор приводит электродвигатель, в его технической документации должна быть указана мощность в метрических единицах — в киловаттах (кВт). Коэффициент перевода мощности двигателя в лошадиные силы равен 1,35962. Например, если экскаватор, работающий на электроэнергии, имеет мощность двигателя в метрических единицах 37,5 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 50,99 л. с. (37,5 кВт x 1,35962). Подобный порядок перевода прописан в п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ <4>.

<4> Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Расчет транспортного налога

Порядок исчисления, прописанный в ст. 362 НК РФ, обязывает организации рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (исходя из количества лошадиных сил) на налоговую ставку (фиксированная сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Уплата исчисленного налога производится по итогам года. Если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу. Каждый авансовый платеж равен 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансы по транспортному налогу рассчитывают без нарастающего итога, а по итогам года сумма платежа равна разнице между налогом, рассчитанным за год, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей.

Пример 1. На балансе управляющей организации числятся:

  • экскаватор-бульдозер одноковшовый (ЭО-2621) для механизации землеройных и планировочных работ с двигателем мощностью 78 л. с.;
  • две машины подметально-уборочные (КО-318 на шасси КамАЗ-45253) с двигателем мощностью 240 л. с.;
  • два грузовых авто по вывозу мусора (МКА-22 на шасси КамАЗ-65115) с двигателем мощностью 260 л. с.

Ставки налога, определенные законом субъекта РФ, соответствуют базовым ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ, в 2010 г. Спецтехника управляющей компании (экскаваторы) зарегистрирована в органах гостехнадзора, а грузовые автомобили (подметально-уборочные и мусоровозы) — в органах ГИБДД. Законом субъекта РФ для организаций установлены отчетные периоды по транспортному налогу.

В отношении подметально-уборочных машин и мусоровозов, зарегистрированных в ГИБДД, компания применяет ставки, установленные для категории «грузовые автомобили», — 13 и 17 руб. за 1 л. с. (до и после 250 л. с.). С поставленной на учет в органах гостехнадзора спецтехники (экскаваторы) налог уплачивается по ставке 5 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму налога за 2010 г.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составит:

  • по одному экскаватору — 98 руб. (1/4 x 1 x 78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам — 1560 руб. (1/4 x 2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам — 2210 руб. (1/4 x 2 x 260 л. с. x 17 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы составит 3868 руб. (98 + 1560 + 2210).

Сумма транспортного налога, исчисленная за 2010 г., равна:

  • по одному экскаватору — 390 руб. (78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам — 6240 руб. (2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам — 8840 руб. (2 x 260 л. с. x 17 руб.).

В итоге за год сумма налога по всем транспортным средствам составит 15 470 руб. (390 + 6240 + 8840), а сумма доплаты за IV квартал — 3866 руб. (15 470 руб. — 3868 руб. x 3).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, сумму аванса и налог по итогам года нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента. Он равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). Коэффициент рассчитывается с точностью до сотых долей (пп. 9 п. 17 разд. 4 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу <5>, Постановление ФАС МО от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09).

<5> Утвержден Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

Напоминаем, месяцы регистрации транспортного средства и снятия его с учета считают за полные, а обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-05-05-04/06).

Пример 2. Дополним условия предыдущего примера. Один из мусоровозов зарегистрирован в марте 2010 г., а снят с регистрации и продан в ноябре 2010 г.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составит:

  • 0,33 (1/3) — за I квартал (без учета января и февраля);
  • 1 (3/3) — за II и III кварталы (с учетом всех месяцев);
  • 0,75 (9/12) — за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по автомобилю по вывозу мусора будет равна:

  • 365 руб. (1/4 x 0,33 x 260 л. с. x 17 руб.) — за I квартал;
  • 1105 руб. (1/4 x 260 л. с. x 17 руб.) — за II и III кварталы.

Сумма налога — 3315 руб. (0,75 x 260 л. с. x 17 руб.).

За IV квартал организации нужно доплатить 740 руб. (3315 — 365 — 1105 — 1105).

По остальной технике управляющей компании авансовые платежи и налог не изменятся.

К сведению. Практика показывает, что налоговые органы могут проверить исчисление налога организациями на основании сведений, предоставляемых органами ГИБДД. Если имеются расхождения между ними и данными, содержащимися в технической документации на автомобиль, принимаются сведения о мощности, содержащиеся в документации (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2010 N 33-13181).

Федеральный закон N 229-ФЗ <6> упразднил обязанность по представлению налогового расчета по авансовым платежам, хотя обязанность по уплате авансовых платежей с организаций не снята. В действующей форме декларации по транспортному налогу <7> не предусмотрено отражение уплаченных авансовых платежей по отчетным периодам, в связи с этим в годовой отчетности указывается только общая сумма налога (строки 030 и 050 разд. 1 декларации). ФНС прорабатывает изменения в формах деклараций по транспортному налогу, позволяющие учитывать суммы авансовых платежей, исчисленных по отчетным периодам (Письмо ФНС России от 07.07.2010 N ПА-37-11/6153@).

<6> Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
<7> Утверждена Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

В завершение — о законодательной инициативе

В конце ноября 2010 г. принят Федеральный закон N 307-ФЗ <8>, уменьшающий ставки по транспортному налогу в два раза до первоначального уровня 2009 г. По грузовым автомобилям ставки снижаются до 2,5 руб. (до 100 л. с.), 4 руб. (от 100 до 150 л. с.), 5 руб. (от 150 до 200 л. с.), 6,5 руб. (от 200 до 250 л. с.) и 8,5 руб. (свыше 250 л. с.). Для других самоходных средств ставка снижается до 2,5 руб. (вне зависимости от мощности двигателя самоходных ТС). Поправки вступают в силу с начала нового налогового периода — с 1 января 2011 г. Однако одновременно вступают в силу поправки Федерального закона N 306-ФЗ <9>, направленные в том числе на увеличение налогового бремени нефтегазового сектора экономики. Очевидно, это тоже затронет бюджет владельцев спецтехники, которым не обойтись без ГСМ. Увеличится или уменьшится нагрузка на управляющие компании (ТСЖ и ЖСК), имеющие в своем арсенале специальные и специализированные автомобили, сразу сказать нельзя. Сделать какие-то выводы на этот счет можно будет по итогам 2011 г., сопоставив расходы на топливо и уплату транспортного налога.

<8> Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
<9> Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

Амортизационная группа автопогрузчика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *