Административное воздействие

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Виды

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

  • с осуществлением надзорных проверок;
  • дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
  • досмотром вещей и личным досмотром граждан;
  • проверкой документов, удостоверяющих личность;
  • введением карантина;
  • прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
  • освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Пример

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
  • осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
  • производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;
  • при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
  • в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
  • осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
  • с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
  • производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Правонарушение — это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли не с удят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.

Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

Правонарушение связано с правом, т.е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве.

Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической оценке важно иметь в виду возможность выбора различных вариантов поведения

Виды правонарушений или их классификация — это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные настоящим Кодексом под угрозой наказания. За преступления применяются уголовные наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.).

За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Гражданско-правовые проступки отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного и семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда.

Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан; на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность так же это проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др. За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др.

Дисциплинарные проступки выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов, трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину. За совершение дисциплинарных проступков могут применяться такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение.

ВОПРОС 3. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры обеспечения административного процесса;

4) меры административной ответственности – административные взыскания.

Некоторые авторы, в частности Бахрах Д.Н., Крамник А.Н., выделяют еще один вид мер административного принуждения – восстановительные меры.

Восстановительные меры вообще и административно-восстановительные в частности применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей.

Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. К ним относятся снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.

Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. При выявлении недоимки, налогоплательщику направляется письменное требование о ее погашении в установленный срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, то взыскание обращается на имущество виновного.

Статья 7.8 КоАП «Возложение обязанности возместить причиненный вред» обязывает физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Статья 12.15 ПИКоАП «Последствия отмены постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела об административном правонарушении» устанавливает, что отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость.

Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека.

Цель применения: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

По непосредственному назначения и характеру правоограничений среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

· меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введения карантина в местностях, пораженных эпидемией, эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.

· меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (досмотр ручной клади и багажа, проверка документов, удостоверяющих личность).

· меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанности(принудительное медицинское освидетельствование и др.).

· лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

Меры административного предупреждения:

— проверка документов;

— запрещение (ограничение) движение транспорта и пешеходов;

— использование средств транспорта и связи в служебных целях;

— регистрация оружия, транспортных средств, перерегистрация того и другого через определенные промежутки времени;

— досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;

— выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии;

— посещение и осмотр подконтрольных объектов;

— постановка на специальный учет;

— вызов для объявления официального предупреждения;

— надзор за соблюдением участниками движения Правил дорожного движения;

— надзор за техническим состоянием транспортных средств;

— надзор за содержанием автомобильных дорог;

— надзор за соблюдением правил противопожарной безопасности и др.

Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – совершение административного правонарушения (уже начавшегося, но еще не законченного деяния).

Для приведения в действие мер пресечения установление вины не требуется, в процессе осуществления этих мер отсутствует оценка нарушения с точки зрения наказания. Применение мер пресечения не влечет для субъекта состояния наказанности. Меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.

Классификация мер пресечения в зависимости от цели и способа воздействия:

1) Особые или специальные (применение оружия, спецсредств, физической силы).

2) Обычные:

— требование о прекращении противоправных действий;

— запрещение эксплуатации транспортного средства;

— приостановление работы объектов разрешительной системы;

— сокращение сроков пребывания на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

К специальным мерам административного пресечения относятся применение:

— физической силы,

— специальных средств и

— огнестрельного оружия.

Специальные меры пресечения применяются только к физическим лцам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение.

В их числе:

a) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак);

b) воздействие с помощью технических средств (РП, наручников и т.п.);

c) использование огнестрельного оружия.

Меры процессуального обеспечения – разновидность мер административного принуждения. Применяются в целях:

— пресечения административных правонарушений,

— установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс,

— составления протокола об административном правонарушении,

— обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и

— исполнения постановлений по делу об административном правонарушении.

Глава 8 ПИКоАП Республики Беларусь предусматривает исчерпывающий перечень этих мер:

1) административное задержание физического лица;

2) личный обыск задержанного;

3) наложение ареста на имущество;

4) изъятие вещей и документов;

5) задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;

6) отстранение от управления транспортным средством;

6.1) блокировка колес транспортного средства;

7) привод;

8) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

Кроме этого, в отношении юридического лица могут быть применены следующие меры обеспечения административного процесса:

1) изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу;

2) наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу.

Административные взыскания являются видом административного принуждения.Одновременно административное взыскание является мерой административной ответственности.

Они налагаются только государственным органом или его должностным лицом в пределах отведенной компетенции.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях:

— воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также

— предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

— предупреждения совершения новых административных правонарушений юридическим лицом.

— восстановлению справедливости

— является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

Законодатель в статье 6.2 КоАП Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень видов административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости.

В отношении юридических лиц применяются административные взыскания

1) предупреждение;

2) штраф;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

9) взыскание стоимости.

Только судом налагаются административные взыскания:

3) исправительные работы;

4) административный арест;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

9) взыскание стоимости,

за исключением административных взысканий в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27КоАП, а также в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, которые налагаются органами внутренних дел.

Вывод по вопросу:

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации на определенные группы. Каждая группа мер решает свои задачи и имеет определенных субъектов для реализации в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения.

Вывод по лекции:

Таким образом, административное принуждение – это средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Административное принуждение реализуется посредством применения многочисленных мер различного характера. Большинство ученых административистов выделяют четыре группы мер административного принуждения: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения административного процесса и меры административной ответственности (административные взыскания).

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ — 1. Принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. 2. Самостоятельная группа — административные меры взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений (проступков) в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторыми другими федеральными законами.(Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин.-М., 2001) 1. Мерами административного воздействия являются: административное задержание лица; административный арест имущества юридического лица; личный досмотр; досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудий охоты и рыбной ловли и т.п.; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства. Порядок применения перечисленных мер регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством о налоговой службе, таможенным законодательством и другими федеральными законами. Кроме того, федеральные органы надзора России (Госгортехнадзор, Госатомнадзор) и государственные инспекции (санитарная, автомобильная, труда и др.) применительно к сфере своих полномочий вправе запрещать эксплуатацию промышленных установок, приостанавливать либо запрещать производство на отдельных объектах, приостанавливать строительные работы в случаях, если возникла опасность жизни и здоровью граждан, нарушены требования экологической или радиационной безопасности. Меры предупредительного и пресекательного характера могут быть обжалованы в судебном и административном порядке, а также опротестованы прокурором.(Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин.-М., 2001) См. также: Административная ответственность

Меры административного воздействия

Подробности 20.05.2020

Предостережение вносится в целях профилактики и недопущения противоправных действий. т. е. лицо, которому направлено предостережение, заранее информируют о возможных нарушениях с его стороны, чтобы он мог подкорректировать свою деятельность, избежав административного наказания в последствии. Предостережение вносится по результатам контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Данная мера установлена п. 6 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предписание об устранении нарушений является одной из мер, принимаемых органами контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки. Данный документ носит обязательный и распорядительный характер. Выписывается надзорными службами на основании акта проверки и обязывает ответственных лиц устранить допущенные нарушения или совершить определенные действия. Однако само по себе предписание не влечет за собой наложения каких — либо санкций. За неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

Представление — мера надзорного характера содержащая требования об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление направляется лицам, которые могут повлиять на данные причины и условия. Действия должностных лиц при направлении мотивированного представления регламентируются в соответствии п. 5 Федерального закона от 26.12.2006 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в течении месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицам внесшим представление. При непринятии мер об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

Предупреждение — мера административного наказания выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, применение которого регламентируется ст. 3.4 КоАП РФ. Статьей 4.1.1. КоАП РФ предусмотрено правило о замене административного штрафа на предупреждение. Указанная мера допустима только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Обычно назначается за незначительные нарушения законодательства, когда от действий виновного лица отсутствует вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде или угроза его причинения.

Административное воздействие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *