Административная ответственность аудиторов и аудиторских организаций

22

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)

УДК 657.6

ответственность аудиторов при осуществлении аудиторской деятельности

Л.Ю. Малинина

Посвящено исследованию форм и видов ответственности аудиторов при осуществлении аудиторской деятельности, а также мер наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенному договору на проведение аудита.

Ключевые слова: аудит; аудиторская деятельность; аудиторское заключение; виды ответственности; основания и условия ответственности; применимые меры ответственности; санкции.

L.Y. Malinina. AUDITORS RESPONSIBILITY FOR THE IMPLEMENTATION OF AUDIT

Современный аудит является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Он представляет собой форму независимого финансового контроля за деятельностью экономических субъектов негосударственного сектора экономики с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. История возникновения и становления аудиторского дела свидетельствует о том, что заключение независимого эксперта (аудитора) о финансовом положении компании, правомерности или неправомерности совершаемых операций необходимо не только аудируемому лицу, но и иным заинтересованным пользователям отчетности.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» выделяет два вида аудита: обязательный и добровольный (или инициативный). Основания проведения обязательного аудита предусмотрены в ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), а также федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими законами. Добровольный аудит компания проводит по собственной инициативе, т.е. «для себя» (при смене собственника или руководства, в целях предоставления результатов проверки третьим лицам для заключения с ними каких-либо сделок). В целом наличие заключения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности способствует большему доверию к ней со стороны заинтересованных пользователей. Вместе с тем пользователи этой отчетности не должны трактовать мнение аудитора как полную гарантию будущей успешной деятельнос-

ти компании либо эффективности ведения дел ее руководством.

Формы и виды ответственности лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность, определяются нормативными актами и соглашением сторон. Различают следующие виды ответственности субъектов: гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная.

Гражданско-правовая ответственность

Отношения между аудитором (аудиторской организацией) и аудируемым лицом регулируются не только Законом, но и Гражданским кодексом РФ (далее — Кодекс), в частности гл. 39 (ст. 779-783), посвященной возмездному оказанию услуг. Так, независимо от вида аудита оказание услуг аудиторами осуществляется на основе гражданско-правового договора оказания аудиторских услуг, к которому также применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде. Поэтому ответственность аудитора — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному договору на проведение аудита.

Следовательно, основой применения гражданско-правовой ответственности является нарушение обязательства. В соответствии со ст. 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Отсюда следует, что отсутствие реального исполнения

означает неисполнение обязательства, а совершение действия (воздержания от действия) не в соответствии с предъявляемыми требованиями к предмету, сроку, месту, субъектам, способу исполнения есть ненадлежащее исполнение обязательства.

В качестве мер гражданско-правовой ответственности аудируемое лицо (заказчик) вправе потребовать от аудитора (исполнителя) возмещения убытков (ст. 15 Кодекса) и выплаты неустойки (ст. 330 Кодекса). Согласно ст. 393 Кодекса наличие убытка (как прямого ущерба, так и упущенной выгоды) подлежит доказыванию в суде. Поэтому на практике наиболее действенной мерой является неустойка, размер которой предусматривается в договоре. Преимущество неустойки заключается в том, что она выплачивается по факту нарушения обязательства, и если дело дойдет до суда, то заказчику не придется обосновывать размер денежных требований в суде, а достаточно будет доказать факт нарушения одной из сторон обязательств по договору.

Дисциплинарная ответственность

Поскольку аудитор или аудиторская организация должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 3 и 4 Закона), то саморегулируемая организация аудиторов осуществляет контроль качества работы своих членов. Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций дополнительно осуществляет уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору. Саморегулируемая организация аудиторов и уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина РФ — далее Росфиннадзор) в рамках ст. 20 Закона могут применить определенные меры дисциплинарного воздействия.

Административная ответственность

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит статей, связанных с оказанием аудиторами некачественных услуг В качестве мер административной ответственности ст. 12 Закона предусматривает основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Решение о лишении аудитора квалификационного аттестата принимает саморегулируемая организация аудиторов, членом которой является аудитор.

Уголовная ответственность

К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица (индивидуальные аудиторы). Ст. 202 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за использование частным аудитором своих полно-

мочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. В этом случае применимы следующие санкции: штраф, принудительные работы, арест и лишение свободы.

Однако понятие «существенный вред» является оценочным. В судебной практике при оценке существенности вреда учитывается степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. Например, если злоупотребление полномочиями аудитором ухудшило экономическое положение потерпевших, затруднило реализацию их законных прав или создало препятствия для осуществления их экономических или иных функций, то причиненный вред считается существенным. Тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, которые привели к экономическому разорению потерпевших или создали угрозу такого разорения.

Рассмотрим подробнее основания и условия возникновения ответственности аудиторов в результате реального исполнения договора оказания аудиторских услуг. Так, ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по гражданско-правовому договору считается:

1) неквалифицированное выполнение аудиторских проверок или оказание услуг;

2) нарушение принципа конфиденциальности (аудиторской тайны);

3) несоблюдение законодательных и нормативных актов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) умышленное сокрытие обстоятельств, исключающих возможность ее проведения (зависимость от аудируемого лица);

5) нарушение сроков предоставления аудиторского заключения.

В соответствии со ст. 401 Кодекса аудитор, нарушивший обязательства, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) либо должен доказать отсутствие своей вины.

При обнаружении некачественного оказания аудиторских услуг, приведших к убыткам, заказчик (аудируемое лицо) может обратиться в суд, а также подать жалобу в саморегулиру-

вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2(12)

емую организацию аудиторов или Росфин-надзор на действия (бездействие) аудитора (аудиторской организации), нарушающие требования Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Кроме того, российское законодательство дает основания для возбуждения исков третьими сторонами в отношении аудиторов. Причем претензии по качеству работы или недостаткам оказанных услуг могут быть предъявлены заказчиком или заинтересованным лицом по общему сроку исковой давности (ст. 196 Кодекса) — в течение трех лет со дня получения аудиторского заключения.

Если вина аудитора (аудиторской организации) будет установлена, то ему придется возместить причиненные убытки, судебные издержки и расходы по привлечению другого аудитора для оценки качества работы, а также понести дисциплинарную ответственность.

Материальный вред, причиненный заказчику за нарушение договора оказания аудиторских услуг или за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности, может быть возмещен из страховых сумм. Поэтому в настоящее время большинство российских аудиторских фирм заключают договоры со страховыми организациями о страховании профессиональной ответственности (ст. 932 Кодекса). Например, в западных странах, имеющих многолетние традиции аудита, аудиторские компании до 10% прибыли от своей деятельности тратят на страхование аудиторских рисков.

Помимо того, вступление аудиторов (аудиторских организаций) в члены саморегулируемой организации аудиторов предполагает уплату взносов в компенсационный фонд, который в дальнейшем будет использоваться в качестве страхового покрытия обязательств аудиторов — членов этой саморегулируемой организации аудиторов.

Во исполнение ст. 727 Кодекса и ст. 9 Закона аудиторы не вправе передавать полученные в ходе проверки сведения третьим без согласия другой стороны (аудируемого лица). Поэтому во избежание спорных ситуаций в договоре важно установить, какие сведения составляют коммерческую (аудиторскую) тайну, а какие нет. Если вина аудитора (аудиторской организации) в разглашении аудиторской тайны будет установлена, то придется возместить причиненные убытки, а также понести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Кроме того, аудиторская организация (работодатель) вправе расторгнуть

трудовой договор с аудитором (работником) в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. 81 Трудового кодекса РФ).

В случае несоблюдения законодательства РФ (Закона, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов) аудиторы несут дисциплинарную ответственность, а при систематическом нарушении установленных требований — административную ответственность.

При нарушении аудиторами принципа независимости (ст. 8 Закона), т.е. проведения проверки аудируемого лица при наличии с ним финансовых, имущественных, родственных и иных деловых отношений, возникает дисциплинарная и административная ответственность.

В договоре оказания аудиторских услуг оговариваются сроки начала и окончания проверки и предоставления итогового документа — аудиторского заключения. Если аудитор по каким-либо причинам нарушает установленные сроки, то заказчик вправе требовать возмещения причиненных убытков или выплаты неустойки в порядке, установленном законодательством РФ.

В завершении статьи хочется обратить внимание на то, что гражданское законодательство также регламентирует вопросы ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг в рамках правил невозможности исполнения и одностороннего отказа от исполнения договора.

Основная особенность договора оказания услуг — отличное от подряда распределение риска. Согласно ст. 781 Кодекса если иное не предусмотрено законом или договором, то риск невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, несет сам заказчик, который обязан оплатить услуги исполнителя в полном объеме. Диспозитивная норма предусмотрена в случае, когда невозможность исполнения договора по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает — заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.

В отличие от общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств (ст. 310 Кодекса) в договоре оказания услуг это возможно. Так, в ст. 782 Кодекса закреплены нормы, имеющие императивный характер. При этом условием одностороннего отказа со стороны заказчика является оплата исполнителю фактически понесенных

им расходов, а со стороны исполнителя — полное возмещение заказчику убытков. Как видно, условия сторон неравноценны.

Таким образом, особенности реализации ответственности аудиторов регулируются разными нормативными актами, где ведущую роль играют Кодекс и Закон. Причем к договору оказания аудиторских услуг также применимы и общие правила гражданского законодательства. Нарушение обязательств аудиторами представляет собой неразрывное единство нарушенных обязанностей и соответствующих (корреспондирующих) им прав аудируемых лиц. Договор оказания аудиторских услуг предусматривает разделение ответственности между сторонами: аудируемое лицо (заказчик) отвечает за предоставленные для проверки документы, а аудитор (исполнитель) — за выражение мнения о достоверности этих документов.

список литературы

4. Колесников В.Н. Договор возмездного оказания аудиторских услуг: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Хахонова Н.Н., Богатая И.Н. Аудит: учебник. М.: КноРус, 2011. 718 с.

МАЛИНИНА Лия Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tserebryakova@rucoop. ru

удк 336

особенности, сущность, содержание государственного финансового контроля в сфере образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.О. Мусаева

Рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере образования в Кыргызской Республике. Изучены основные методы финансового контроля. Приведены практические рекомендации при проведении аудита эффективности при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств и его влияние на финансирование образовательных учреждений Кыргызской Республики.

Ключевые слова: аудит; государственный контроль; образование; бюджет; финансирование; контроль; ревизия.

A.O. Musaeva. FEATURES, ESSENCE, CONTENTS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN EDUCATION

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» плановые выездные проверки осуществляются органами Роспотребнадзора на основании разработанных ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры. Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок, доводится до сведения заинтересованных лиц, путем размещения на официальном сайте органа Роспотребнадзора в сети «Интернет».

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или представления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

К сожалению, некоторые предприниматели желание законодателя оградить бизнес от излишних проверок и создать благоприятный климат для его развития восприняли закон как возможность злоупотреблять своими правами.

Так, в практике Управления Роспотребнадзора по г. Москве встречаются случаи воспрепятствования хозяйствующими субъектами проведению проверки, выражающиеся в уклонении от получения уведомления о проведении проверки, отсутствии должностных лиц проверяемого объекта при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Такие действия фактически срывают или затягивают сроки проведения проверки.

Отдельные предприниматели, уведомленные о проведении проверки, заранее принимают меры по сокрытию нарушений, по смене адреса осуществления деятельности и другими способами уклоняются от проведения проверок.

Между тем, Федеральным законом от 18.07.2011 №242-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена статья 19.4.1, предусматривающая административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Как показывает практика, должностными лицами органов государственного контроля в случае уклонения субъекта предпринимательской деятельности от проведения проверки составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы дела направляются на рассмотрение в суд.

Чем же грозит воспрепятствование проверке или уклонение от нее?

Часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)» гласит: воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей.

Действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц от 50000 до 100000 рублей.

Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в 2012 году в отношении девяти юридических лиц возбуждены административные дела по ч. 1 и ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дел были направлены в судебные органы для привлечения юридических лиц к административной ответственности. Постановлениями (решениями) судов юридические лица привлечены к административной ответственности за уклонение от проведения проверки. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 175 тыс. рублей. В 2013 году по указанной статье привлечено к административной ответственности 9 юридических лиц, общая сумма штрафов составила 185,5 тыс. рублей.

В случае уклонения субъекта предпринимательской деятельности от проведения проверки в текущем году, повлекшего невозможность ее проведения, проверка может быть запланирована в следующем году.

Напоминаем, что за повторное уклонение от проверки штраф для юридических лиц составляет до 100000 рублей. Должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до одного года.

Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2019

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая ранее касалась ответственности за нарушения, связанные с бюджетной отчетностью, претерпела ряд существенных изменений:

  • добавили ответственность за несвоевременное представление и непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за искажение показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • предусмотрели разную ответственность в зависимости от серьезности искажения показателей отчетности;

  • включили отдельную ответственность за повторные нарушения в бюджетной отчетности;

  • указали основания, когда ответственность не применяется либо когда лицо освобождается от ответственности.

Рассмотрим данные нововведения.

Статья 15.15.6 КоАП РФ обновлена с 09.06.2019 благодаря новшествам Федерального закона от 29.05.2019 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В пункте 1 Примечаний к данной статье указан круг лиц, на которых она распространяется. Это должностные лица:

  • государственных (муниципальных) учреждений;

  • государственных органов и органов местного самоуправления;

  • иных организаций, осуществляющих бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Несвоевременное представление,непредставление отчетности.

Новая редакция ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление и несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде наложения штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. За повторное совершение данного нарушения в бюджетной отчетности применяется та же ответственность. Старая редакция этой статьи не касалась несвоевременной подачи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Искажение показателей отчетности.

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ содержала ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. для должностных лиц. В новой редакции расширены случаи ее применения.

Во-первых, она стала распространяться на случаи искажения показателей не только бюджетной, но и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-вторых, в пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей в процентном и (или) денежном выражении.

Статья 15.15.6 КоАП РФ выделяет три группы искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое нарушения. При этом грубое нарушение касается не только требований к отчетности, но и требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Тяжесть административной ответственности поставлена в зависимость от серьезности нарушения. Кроме того, предусмотрена специальная ответственность за соответствующие повторные нарушения в бюджетной отчетности.

В-третьих, ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены четкие критерии признания искажения отчетности незначительным, значительным, а также грубым нарушением.

Вышеуказанные новшества данной статьи приведены в таблице.

Признак

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Характеристика нарушения (ч. 2, 3, 4)

1. Незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не повлекшее искажение показателей этой отчетности.

Значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение:

  • требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета (в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности);

  • порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Размер штрафа для должностных лиц (ч. 2, 3, 4)

От 1 000 до 5 000 руб. (или предупреждение)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

Размер штрафа для должностных лиц за повторное нарушение (ч. 5, 6, 7)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

Критерии отнесения нарушения к той или иной группе

Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (п. 2, 3, 4 Примечаний)

Не более чем на 1 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

Не более чем на 1 % и на сумму более 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму не более 100 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму более 1 000 000 руб.

Более чем на 10 %

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов (п. 2, 3, 4 Примечаний)

На сумму не более 100 000 руб. (включительно)

На сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

На сумму более 1 000 000 руб.

Иные критерии

Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета (пп. 2 п. 4 Примечаний)

Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами (пп. 4 п. 4 Примечаний)

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета (пп. 5 п. 4 Примечаний)

Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета (пп. 6 п. 4 Примечаний)

Отсутствие в течение сроков хранения каких-либо из следующих документов (пп. 7 п. 4 Примечаний):

  • первичных учетных документов;

  • регистров бухгалтерского учета;

  • бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита было обязательным)

Таким образом, для правильной квалификации искажения показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении (значительное, незначительное или грубое нарушение), нужно определить величину:

  • искажения информации об активах, обязательствах, финансовом результате в отчетности (в процентном и стоимостном выражении);

  • занижения суммы налогов, сборов и страховых взносов.

Из данной таблицы следует, что нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, не повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ не относится к незначительным нарушениям и не предусматривает административную ответственность.

Отметим, что грубым нарушением признается в том числе отсутствие первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и т. п. То есть показатели бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут не содержать искажений, но отсутствие первичных документов будет грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. При этом ст. 15.15.6 КоАП РФ не содержит разъяснений о том, какое именно количество отсутствующих первичных учетных документов признается грубым нарушением.

Нарушения, касающиеся сведений (документов) для проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

В старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривалась ответственность за формирование и представление сведений (документов) с нарушением установленных требований либо представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в виде наложения на должностных лиц штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. В новой редакции КоАП РФ соответствующие нарушения перенесли в ст. 15.15.7.

Основания для освобождения должностного лица от ответственности.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает случаи, когда:

  • должностное лицо не признается виновным в совершении правонарушения по данной статье и, соответственно, административная ответственность к нему не применяется;

  • должностное лицо, допустившее правонарушение, освобождается от административной ответственности.

Неприменение ответственности. Пункт 5 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ снимает ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с лица, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также с лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, если искажение допущено в результате хотя бы одного из двух обстоятельств:

  • несоответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

  • непередача либо несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Освобождение должностного лица от административной ответственности. В части 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ перечислены действия, которые должны быть совершены для освобождения виновного лица от административной ответственности. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 указано, что это предусмотрено для гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ.

Виновное должностное лицо освобождается от ответственности, закрепленной в ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на ее (его) основании суммы налога (сбора, страховых взносов), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Пункт 4 этой статьи устанавливает уплату пеней до представления уточненной налоговой декларации, расчета по страховым взносам;

2) при представлении бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели:

  • до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, если искажение бюджетной отчетности привело к занижению суммы налога, по нашему мнению, для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо будет подать уточненную бюджетную отчетность, а также уплатить налог и пени.

Вывод.

Учреждениям нужно внимательно ознакомиться с новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ и принять необходимые меры, чтобы у проверяющих органов не было оснований для признания фактов искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также грубого нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

12345678910

Организационно-правовая форма экономического субъекта.

Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа его участников и размера уставного капитала.

Вид деятельности экономического субъекта.

Обязательной аудиторской проверке подлежат:

    • банки и другие кредитные учреждения;
    • страховые организации и общества взаимного страхования;
    • товарные и фондовые биржи;
    • инвестиционные институты;
    • внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
    • благотворительные и иные не инвестиционные фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
    • другие экономические субъекты, предусмотренные законодательством.

Источники формирования уставного капитала экономического субъекта.

Экономические субъекты подлежат обязательной аудиторской проверке, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной и муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

1) Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, в 500000 раз превышающий установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

2) Сумма активов баланса превышающая на конец отчетного года 200000 кратный размер установленного законодательством Российской Федерации минимальный размера оплаты труда.

Для определения указанных финансовых показателей, установленный законодательством минимальный размер оплаты труда, принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

Кроме того, обязательными можно считать аудиторские проверки, проводимые в тех случаях, когда какое-либо организационное решение руководства предприятия не может быть осуществлено без наличия аудиторского заключения, бухгалтерской экспертизы. Такие проверки проводятся в случае необходимости.

Требования аудиторского заключения на годовую отчетность за два последних года деятельности экономического субъекта в том случае, когда данный экономический субъект собирается стать акционером вновь создаваемого коммерческого банка.

Подтверждение аудиторской проверкой действительного использования собственных основных и оборотных фондов для производства продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями. Это требование установлено порядком определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд (постановление правительства №757 от 30 июня 1994 года).

Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда, по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции.

Такое взыскание выражается в виде:

    • штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500 кратного размера установленного законодательством минимального размера оплаты труда;
    • штрафа с руководителя экономического субъекта от 50 до 100 кратного размера установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Сумма взимания штрафов зачисляется в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

Непредоставление заинтересованным лицам аудиторского заключения в случае обязательной аудиторской проверки, с точки зрения ответственности, приравнивается к уклонению от проверки.

Административная ответственность аудиторов и аудиторских организаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *