До 17 апреля 2018 года действовал Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Регламент № 288).
Регламент № 288 содержал порядок передачи управляющими организациями и ТСЖ в органы регистрационного учета данных по регистрационному учету граждан. Так, в частности, согласно п.57 Регламента № 288 при поступлении в управляющую организацию (ТСЖ) заявления о регистрации по месту пребывания, последняя должна была проверить комплектность представленных гражданином документов и в 3-дневный срок передать в орган регистрационного учета:
заявление о регистрации по месту пребывания;
адресные листки прибытия, составленные в 2-х экземплярах;
поквартирной карточкой или домовой (поквартирной) книгой.
С 17 апреля 2018 года Регламент № 288 утратил силу. В настоящее время действует Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», вступившим в силу 17.04.2018 года (далее – Регламент № 984).
В связи с этим утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов, ранее предусмотренные приказом ФМС России от 11.09.2012 №288:
· поквартирная карточка (форма № 10);
· домовая (поквартирная) книга (форма № 11);
· карточка регистрации (форма №9).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ (п. 23 Регламента №984, п.2 Правил регистрации № 731).
Кроме того, упразднены Справки о составе семьи при предоставлении государственных и муниципальных услуг, т.к. Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрена административная и уголовная ответственность за предоставление персональных данных неуполномоченным лицам и организациям.
С 17.04.2018 г. приказом МВД РФ от 31.12.2017 г. №984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних сил Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»(зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2018 №50635) не предусмотрено предоставление подразделениями ОВМ в управляющие организации информации о зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства, снятию с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан РФ в пределах РФ.
Правовая помощь. Приказ МВД от 31 декабря 2017 г. №984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»
5 апреля 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД от 31 декабря 2017 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Утвержденный приказом Административный регламент определяет сроки и последовательность действий подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Справочно: в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Административным регламентом установлено, что непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.
Справочно: согласно пункту 2 Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Заявителями являются:
- граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста;
- один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).
Результатом предоставления государственной услуги является:
- регистрация гражданина по месту жительства с проставлением штампа о регистрации по месту жительства в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации) (далее — паспорт), либо с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства с проставлением в паспорте штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства;
- регистрация гражданина по месту пребывания с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания;
- снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания.
Сведения (разъяснения) по вопросам предоставления государственной услуги, о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц, обеспечивающих предоставление государственной услуги, размещаются:
- в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru);
- на официальном интернет-сайте МВД России (мвд.рф) и интернет-сайтах территориальных органов МВД России в сети Интернет;
- на располагаемых в доступных для ознакомления местах информационных стендах органов регистрационного учета, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в организациях федеральной почтовой связи.
Плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Государственная услуга может предоставляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для регистрации по месту пребывания заявитель представляет:
- заявление о регистрации по месту пребывания;
- паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства);
- письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости).
При регистрации по месту пребывания несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста законный представитель представляет следующие документы:
- заявление о регистрации по месту пребывания;
- свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста;
- паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с несовершеннолетними гражданами, не достигшими 14-летнего возраста;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (при установлении опеки или попечительства).
Для регистрации по месту жительства заявитель представляет:
- заявление о регистрации по месту жительства;
- паспорт;
- документ, являющийся основанием для внесения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства);
- письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
При регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста законный представитель представляет следующие документы:
- заявление о регистрации по месту жительства;
- свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста;
- паспорта законных представителей;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).
Для снятия с регистрационного учета по месту пребывания:
- заявление в произвольной письменной форме о снятии гражданина с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) — представляется гражданином либо лицом, предоставившим ему жилое помещение для временного проживания, в орган регистрационного учета, который производил регистрацию этого гражданина по месту пребывания;
- заявление в произвольной письменной форме об аннулировании гражданину регистрации по месту пребывания — представляется собственником (нанимателем) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, согласие на временное проживание которому он не давал, в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.
Для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет:
- заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания;
- паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).
Срок регистрации по месту пребывания при подаче заявителем документов лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, не должен превышать:
- трех календарных дней — для передачи в орган регистрационного учета документов ответственным лицом;
- трех рабочих дней — для органа регистрационного учета со дня поступления указанных документов.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания до окончания заявленного срока пребывания осуществляется в течение трех рабочих дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина.
Регистрация гражданина по месту жительства осуществляется в срок не позднее шести календарных дней со дня подачи заявителем документов лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов.
Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в течение трех календарных дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина.
О4.04.2019г.
Юк 02-1260/2019
Исполнительному директору ассоциации
«Совет муниципальных образований
Ленинградской области»
А.А.Бондарь
Уважаемая Александра Афанасьевна!
Комитету правового обеспечения Ленинградской области комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области в порядке ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» переадресовано Ваше обращение от 14.03.2019 № 74 по вопросу правомерности истребования справки о регистрации (форма № 9), выписки из домой книги, рассмотрение которого инициировано главой администрации муниципального образования Тосненского района Ленинградской области (письмо от 06.03.2019 № 02-18-313/19-01).
Рассмотрев обращение главы администрации муниципального образования Тосненского района Ленинградской области, сообщаем следующее.
В настоящее время правоотношения по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ урегулированы Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее-закон № 5242-1), постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее-постановление № 713), приказом МВД России от 31.12,201.7 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее-приказ № 984).
На граждан РФ законом № 5242-1 возложена обязанность осуществлять регистрацию в органах регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением 713, осуществляют прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета.
Федеральным законодателем применительно к частному жилищному фонду к указанным лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Порядок и условия регистрации (снятия с регистрационного учета) граждан РФ по месту пребыванию и по месту жительства регламентированы постановлением 713 и приказом № 984.
Так, в силу приказа № 984 Министерство внутренних дел РФ (далее-МВД) осуществляет предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Результатом данной услуги является: регистрация гражданина по месту жительства с проставлением штампа о регистрации по месту жительства установленной формы в паспорт гражданина РФ либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста (форма № 8). Факт регистрации гражданина по месту пребывания подтверждается выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания (форма № 3).
Кроме того, на основании: закона № 5242-1 МВД уполномочено вести базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. В базе данных содержится адресно-справочная информация, в том числе сведения об адресе и дате регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (пребывания). В порядке, утвержденным приказом МВД от 30.09.2017 № 752, адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам. Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 4.
При этом информация, содержащаяся в указанной базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи постановлением № 713 определены особенности взаимодействие между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и органами регистрационного учета в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, во исполнение постановления № 713 разработан проект приказа МВД о составе и формате сведений, передаваемых с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органом регистрационного учета и уполномоченными работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг при регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Также в целях унификации порядка межведомственного информационного взаимодействия распоряжением Правительства РФ от 01.11.2016 № 2326-р МВД предписано в порядке, определенном Федеральным законом от 27,07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставлять исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления сведений о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания граждан РФ в пределах РФ, сведений о регистрации граждан РФ по месту жительства (пребывания).
Таким образом, анализ приведенного федерального законодательства свидетельствует, что процедура регистрационного учета граждан на территории РФ урегулирована. Также определен документ, удостоверяющий регистрационный учет (снятие с регистрационного учета) граждан по месту жительства (пребывания) на территории РФ, оформление и выдача которого отнесена к компетенции МВД. При этом справка о регистрации по месту жительства (форма № 9) и выписка из домовой книги не отнесены к такому документу.
В связи с чем «правовой пробел» в отношении процедуры запроса и получения документа, удостоверяющего регистрационный учет гражданина РФ по месту жительства (месту пребывания), отсутствует.
С учетом изложенного, следует отметить, что в настоящее время органами исполнительной власти Ленинградской области рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в правовые акты Ленинградской области.