Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.
Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.
В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.
Таблица действующих в 2019 году ПБУ
Номер ПБУ | Наименование ПБУ | Приказ Минфина | Последнее изменение |
без номера | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации | № 34н от 29.07.1998 | № 74н от 11.104.2018 |
ПБУ 1/2008 |
Учетная политика организации |
№ 106н от 06.10.2008 |
№ 69н от 28.04.2017 |
ПБУ 2/2008 |
Учет договоров строительного подряда |
№ 116н от 24.10.2008 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 3/2006 |
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
№ 154н от 27.11.2006 |
№ 180н от 09.11.2017 |
ПБУ 4/99 |
Бухгалтерская отчетность организации |
№ 43н от 06.07.1999 |
№ 142н от 08.11.2010 |
ПБУ 5/01 |
Учет материально-производственных запасов |
№ 44н от 09.06.2001 |
№ 64н от 16.05.2016 |
|
|||
ПБУ 6/01 |
Учет основных средств |
№ 26н от 30.03.2001 |
№ 64н от 16.05.2016 |
ПБУ 7/98 |
События после отчетной даты |
№ 56н от 25.11.1998 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 8/2010 |
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы |
№ 167н от 13.12.2010 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 9/99 |
Доходы организации |
№ 32н от 06.05.1999 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 10/99 |
Расходы организации |
№ 33н от 06.05.1999 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 11/2008 |
Информация о связанных сторонах |
№ 48н от 29.04.2008 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 12/2010 |
Информация по сегментам |
№ 143н от 08.11.2010 |
№ 143н от 08.11.2010 |
ПБУ 13/2000 |
Учет государственной помощи |
№ 92н от 16.10.2000 |
№ 115н от 18.09.2006 |
ПБУ 14/2007 |
Учет нематериальных активов |
№ 153н от 27.12.2007 |
№ 64н от 16.05.2016 |
ПБУ 15/2008 |
Учет расходов по займам и кредитам |
№ 107н от 06.10.2008 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 16/02 |
Информация по прекращаемой деятельности |
№ 66н от 02.07.2002 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 17/02 |
Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
№ 115н от 19.11.2002 |
№ 64н от 16.05.2016 |
ПБУ 18/02 |
Учет расчетов по налогу на прибыль организаций |
№ 114н от 19.11.2002 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 19/02 |
Учет финансовых вложений |
№ 126н от 10.12.2002 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 20/03 |
Информация об участии в совместной деятельности |
№ 105н от 24.11.2003 |
№ 116н от 18.09.2006 |
ПБУ 21/2008 |
Изменения оценочных значений |
№ 106н от 06.10.2008 |
№ 132н от 25.10.2010 |
ПБУ 22/2010 |
Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности |
№ 63н от 28.06.2010 |
№ 57н от 06.04.2015 |
ПБУ 23/2011 |
Отчет о движении денежных средств |
№ 11н от 02.02.2011 |
№ 11н от 02.02.2011 |
ПБУ 24/2011 |
Учет затрат на освоение природных ресурсов |
№ 125н от 06.10.2011 |
№ 125н от 06.10.2011 |
В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.
Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Федеральный закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ
Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность по РСБУ и МСФО с примерами
Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
Положение о Финансовом отделе
Положение о Бухгалтерии
Содержание
Обязателен ли документ о функционировании бухгалтерии
Ни один закон, ни одно положение по бухучету и отчетности, ни какой-либо другой подзаконный акт не требует, чтобы организация разработала и утвердила ЛНА, посвященный порядку функционирования бухгалтерии. Но если это отдельное структурное подразделение, желательно, чтобы регламент его деятельности был утвержден. В нем стоит прописать права и обязанности работников такого отдела, их полномочия и ответственность.
Если документа не будет, никто не накажет, но его наличие также не будет нарушением.
На что ориентироваться при разработке
Нормативная база, касающаяся бухгалтерского учета, немаленькая. Основными источниками информации является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и разъясняющее его положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Кроме того, есть многочисленные ПБУ, описывающие действия в различных сферах и являющиеся обязательными к применению для всех организаций.
Но Приказ № 34н, положение по бухгалтерскому учету, является базовым документом, на который ориентируются бухгалтеры в своей работе. И именно он может стать основой для формирования не только должностной инструкции сотрудника бухгалтерии, но и всего отдела.
Текст положения по бухучету № 34н достаточно объемный, и практически в каждом его пункте содержатся определенные требования к работе бухгалтерии или конкретного работника. Например, п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета описывает процедуру списания долгов, в том числе дебиторской задолженности, нереальных для взыскания, а п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета касается порядка списания и отражения кредиторской и депонентской задолженности. В обоих случаях списание долгов допускается только на основании результатов инвентаризации, письменного обоснования и соответствующего распоряжения руководителя. То есть бухгалтер не может списать долги по собственному усмотрению, он подчиняется решению руководства, и об этом надо где-то заявить. Другой пример: п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета требует, чтобы компания создавала резервы сомнительных долгов, которые в дальнейшем могут относиться к финансовым результатам. Подобные вещи должен делать бухгалтер, и этот факт тоже надо зафиксировать в каком-нибудь ЛНА, чтобы потом при необходимости можно было наказать за нарушение внутренних норм компании.
Образец
Примерная структура, которая используется при разработке регламента работы подразделения, следующая:
- общая часть;
- задачи и функции отдела;
- его структура;
- полномочия и порядок взаимодействия с другими отделами;
- обязанности и ответственность работников.
Ее же рекомендуем использовать, когда вы будете составлять документ, регламентирующий деятельность бухгалтерии. Учитывая Приказ Минфина № 34н (положение по ведению бухгалтерского учета), он может выглядеть так:
Это шаблон, сформированный на базе действующих трудовых, налоговых и прочих норм. Вы можете дополнять или менять его, главное, чтобы итоговый текст не противоречил законодательству.
ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
Утверждено приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2008 № 116н
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
В ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2007 № 147н
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н
Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года. Предыдущее ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 1996 года №10, утратило силу.
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н
Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу предыдущее Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98).
ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н
ПБУ 7/98 «Cобытия после отчетной даты»
Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
Утверждено приказом Минфина от 28.11.2001 №96н
Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98)
ПБУ 9/99 «Доходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 2000 года.
ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 2000 года.
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
Утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н
Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
Приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 153н
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
В ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
В ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N116н, от 27.11.2006 N 156н. N 126н
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
Утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 1999 года. Предыдущее ПБУ «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина от 28 июля 1994 года №100, утратило силу.
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина от 20 декабря 1994 года №167
Примечание: Действует с 1 января 1995 года.
ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. №2н
Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года.
ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. №5н
Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №91н
Примечание: Действует с 1 января 2001 года.
- Назад
- 1
- 2
- Все
Пресс-служба компании «Консультант Плюс»
С 2009 года вступают в силу три новых Приказа Минфина России — N 106н, N 107н от 06.10.2008 и N 116н от 24.10.2008, которыми вводятся в действие сразу четыре новых бухгалтерских стандарта:
— ПБУ 1/2008 — «Учетная политика организации»;
— ПБУ 2/2008 — «Учет договоров строительного подряда»;
— ПБУ 15/2008 — «Учет расходов по займам и кредитам «;
— ПБУ 21/2008 — «Изменения оценочных значений».
Коротко расскажем о каждом из них.
ПБУ 1/2008
По сравнению с ПБУ 1/98 существенных изменений новое ПБУ не претерпело, однако в нем появились некоторые новшества. Так, теперь организация может помимо отечественных ПБУ ориентироваться на МСФО в случае, если в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретным вопросам.
Изменение учетной политики может производиться не только с начала года, но и с другой даты, если есть причины для такого изменения.
Введены понятия: ретроспективный и перспективный методы отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменений в учетной политике и подробно изложен порядок применения ретроспективного метода. Но эти правки не являются новеллами, так как фактически данные методы применялись на практике и раньше в соответствии с ПБУ 1/98.
ПБУ 2/2008
Это ПБУ применяется только подрядчиками (субподрядчиками) по строительным договорам и исполнителями по договорам, неразрывно связанным со строящимся объектом (например, по инженерно-техническому проектированию).
В отличие от ранее действовавшего ПБУ 2/94 новым положением установлена обязанность организаций признавать на отчетную дату выручку по договорам, длящимся более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы, вне зависимости от завершения работ и принятия их заказчиками. Определен порядок формирования доходов (выручки) и расходов по договору. В частности, выручка формируется с учетом претензий, предъявляемых заказчику, а расходы могут уменьшаться на суммы, вырученные от продажи излишних строительных материалов, или на арендную плату за временно не используемую в строительстве технику.
ПБУ 15/2008
В отличие от ПБУ 15/01:
из состава расходов, связанных с выполнением заемных обязательств, исключены курсовые разницы, относящиеся к процентам по займам и кредитам, выраженным в иностранной валюте (условных денежных единицах). Поэтому такие курсовые разницы теперь учитываются в общем порядке, установленном ПБУ 3/2006;
проценты по кредитам и займам, использованным для предварительной оплаты материальных ценностей (работ, услуг), в общеустановленном порядке включаются в состав прочих расходов. Напомним, что раньше эти проценты формировали стоимость приобретаемых ценностей (работ, услуг);
дополнительные затраты по займам и кредитам с 1 января 2009 г. однозначно признаются прочими расходами (возможность их капитализации исключена);
расширен перечень инвестиционных активов. Помимо основных средств и имущественных комплексов к таким активам отнесены и другие внеоборотные активы, подготовка к предполагаемому использованию которых требует длительного времени и существенных расходов;
проценты по займам и кредитам, использованным на приобретение инвестиционного актива, теперь включаются в его стоимость независимо от того, будет данный актив впоследствии амортизироваться или нет.
ПБУ 21/2008
В отличие от предыдущих это ПБУ не имеет предшественников. В нем вводится определение понятия «изменение оценочного значения» и устанавливаются требования по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о таких изменениях. Но само это понятие не является новым для российского бухгалтерского учета.
Так, организации и раньше обязаны были создавать оценочные резервы, руководствуясь требованием осмотрительности к ведению бухгалтерского учета, что в соответствии с ПБУ 21/2008 признается изменением оценочных значений. Уже по состоянию на конец 2008 года организации были обязаны проверить срок полезного использования и способ начисления амортизации по НМА (исходя из требований ПБУ 14/2008), отразив возникающие в связи с этим корректировки как изменения в оценочных значениях.
То есть можно сказать, что ПБУ 21/2008 имеет разъясняющий, систематизирующий и структурирующий характер по отношению к существующим нормативным актам по бухгалтерскому учету.
Подводя итог, отметим, что нововведений довольно много, поэтому у бухгалтера в и без того сложный период подготовки годового отчета могут возникнуть вопросы по применению новых стандартов на практике. Ответы на них можно будет найти с помощью системы КонсультантПлюс, которая содержит актуальную для финансовых специалистов информацию.
(По материалам бюллетеня «Консультант Плюс»)