ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2020 г. N 1183
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4476).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 августа 2020 г. N 1183
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ
ОБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
1. Абзац второй пункта 167 признать утратившим силу.
2. Дополнить пунктом 167(1) следующего содержания:
«167(1). На судах, подлежащих государственной регистрации, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящего технического регламента в качестве объектов регулирования, допускается применение следующих видов топлива:
а) жидкое топливо, с температурой вспышки паров, определенной в закрытом тигле, не ниже 60 градусов Цельсия, а также природный газ с объемной долей метана более 85 процентов, хранящийся в виде компримированного природного газа и сжиженного природного газа, или сжиженный нефтяной газ с объемной долей пропана 50 10 процентов — для обеспечения работы главных и вспомогательных двигателей, котлов различного назначения, стационарных бытовых установок;
б) жидкое топливо, с температурой вспышки паров, определенной в закрытом тигле, не ниже 40 градусов Цельсия — для обеспечения работы приводных двигателей генераторов, входящих в состав аварийных источников электроэнергии, а также для обеспечения работы главных, вспомогательных двигателей и котлов различного назначения, установленных на объектах регулирования, эксплуатация которых предусмотрена в ограниченных районах с климатическими условиями, при которых температура в помещениях, где хранится и используется топливо, не менее чем на 10 градусов Цельсия ниже температуры вспышки паров топлива. При этом должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие контроль температурного режима и его поддержание в указанных помещениях;
в) автомобильный бензин для обеспечения работы двигателей внутреннего сгорания:
на судах длиной 20 метров и менее, за исключением нефтеналивных судов и судов, перевозящих опасные грузы;
на дежурных шлюпках при условии, что топливные баки защищены от огня и взрывов;
переносных пожарных и осушительных насосов на всех судах, за исключением нефтеналивных судов и судов, перевозящих опасные грузы;
г) авиационный бензин или топливо для реактивных двигателей — для обеспечения работы двигателей судов-экранопланов речных и озерных, а также для хранения и заправки летательных аппаратов топливом на судах, оборудованных вертолетными палубами и системами заправки топливом летательных аппаратов на борту.».
34. Лакокрасочные материалы перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза должны быть подвергнуты процедуре оценки (подтверждения) соответствия требованиям настоящего технического регламента.
35. Оценка (подтверждение) соответствия лакокрасочных материалов проводится в формах:
а) декларирования соответствия лакокрасочных материалов;
б) государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов.
36. Заявитель обязан обеспечивать соответствие лакокрасочных материалов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом.
37. Декларирование соответствия лакокрасочных материалов, не подлежащих государственной регистрации и выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, осуществляется путем принятия заявителем декларации о соответствии требованиям настоящего технического регламента на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
38. Декларирование соответствия лакокрасочных материалов осуществляется согласно схемам, установленным настоящим техническим регламентом.
39. Схема 3д применяется при декларировании соответствия серийно выпускаемых лакокрасочных материалов.
Схема 3д включает следующие процедуры:
формирование и анализ технической документации;
осуществление производственного контроля;
проведение испытаний образцов лакокрасочных материалов;
принятие и регистрация декларации о соответствии;
нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Производственный контроль осуществляет изготовитель.
Испытания образцов лакокрасочных материалов проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
40. Схема 4д применяется при декларировании соответствия партии лакокрасочных материалов (единичного изделия).
Схема 4д включает следующие процедуры:
формирование и анализ технической документации;
проведение испытаний партии лакокрасочных материалов (единичного изделия);
принятие и регистрация декларации о соответствии;
нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Испытания образцов лакокрасочных материалов проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории(центре), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
41. Схема 6д применяется при декларировании соответствия серийно выпускаемых лакокрасочных материалов при наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента.
Схема 6д включает следующие процедуры:
формирование и анализ технической документации, в состав которой включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;
осуществление производственного контроля;
проведение испытаний образцов лакокрасочных материалов;
принятие и регистрация декларации о соответствии;
нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза;
контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
Производственный контроль и контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента осуществляет изготовитель.
Испытания образцов лакокрасочных материалов проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории(центре), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
42. В качестве технической документации, являющейся основанием для принятия декларации о соответствии, используются следующие доказательственные материалы:
а) сведения о составе (рецептуре) лакокрасочных материалов, а также сведения об отсутствии веществ, указанных в пунктах 9 – 12 настоящего технического регламента;
б) экспертные заключения и (или) протоколы исследований (испытаний) и измерений, подтверждающие соответствие лакокрасочных материалов гигиеническим требованиям, указанным в приложении N 1 к настоящему техническому регламенту, и при необходимости физическим показателям (взрывоопасности и пожарной опасности), выданные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
в) результаты собственных исследований (испытаний), проведенных в лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность, или протоколы исследований (испытаний),выданные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, подтверждающие соответствие лакокрасочных материалов физико-химическим показателям. Протоколы испытаний (исследований) действительны независимо от даты проведения испытаний (исследований), но не более 5 лет, если в состав (рецептуру) не вносились изменения;
г) паспорт безопасности;
д) образец маркировки лакокрасочных материалов, подтверждающий ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;
е) сертификат на систему менеджмента (копия сертификата) (схема 6д);
ж) контракт (договор на поставку) или товаросопроводительная документация (схема 4д);
з) перечень стандартов, указанных в пункте 32 настоящего технического регламента, требованиям которых должны соответствовать данные лакокрасочные материалы (при их применении изготовителем);
и) пояснительная записка, содержащая описание принятых технических решений, подтверждающих выполнение требований безопасности настоящего технического регламента, если стандарты, указанные в пункте 32 настоящего технического регламента, отсутствуют или не применялись;
к) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие лакокрасочных материалов требованиям безопасности настоящего технического регламента (при наличии).
43. Допускается использование в качестве доказательственных материалов документов, полученных в отношении аналогичных по составу лакокрасочных материалов, и документов, содержащих доказательства безопасности лакокрасочных материалов, полученные на основе литературных данных или методами интерполяции.
44. Для однородной продукции испытания проводят на типовых образцах лакокрасочных материалов, идентифицированных по наименованию и назначению и изготовленных в одних и тех же условиях технологического процесса по единой технической документации.
45. При определении гигиенических показателей для пигментированных лакокрасочных материалов отбирают образцы с максимальным содержанием каждого пигмента.
46. При определении показателя взрывоопасности и пожарной опасности отбирают образцы с максимальным содержанием пожароопасных компонентов.
47. Для подтверждения соответствия допускается применять справочные данные и данные о компонентах лакокрасочного материала.
48. При декларировании соответствия по схемам 3д и 6д заявителями могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем либо уполномоченным изготовителем лицом.
При декларировании соответствия по схеме 4д заявителями могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем, продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.
49. Декларация о соответствии оформляется в соответствии сединой формой декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилами ее оформления, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293.
50. Декларация о соответствии подлежит регистрации в установленном порядке.
Срок действия декларации о соответствии серийно выпускаемых лакокрасочных материалов составляет не более 5 лет.
Для партии лакокрасочных материалов срок действия декларации о соответствии соответствует сроку их годности.
Декларация о соответствии партии лакокрасочных материалов требованиям настоящего технического регламента действует только в отношении лакокрасочных материалов, относящихся к конкретной партии.
51. Государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации подлежат отдельные виды лакокрасочных материалов:
а) лакокрасочные материалы, произведенные с использованием наноматериалов;
б) биоцидные лакокрасочные материалы.
52. Государственная регистрация отдельных видов лакокрасочных материалов проводится на этапе их подготовки к производству на таможенной территории Таможенного союза, а отдельных видов лакокрасочных материалов, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, – до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
53. Государственную регистрацию отдельных видов лакокрасочных материалов проводит государственный орган, уполномоченный государством — членом (далее – орган по регистрации).
При государственной регистрации заявителями могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем, импортером либо уполномоченным изготовителем лицом.
54. Государственная регистрация отдельных видов лакокрасочных материалов включает в себя:
а) рассмотрение представленных заявителем документов, подтверждающих безопасность отдельных видов лакокрасочных материалов и соответствие отдельных видов лакокрасочных материалов требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется;
б) оформление и выдачу свидетельства о государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов заявителю или направление заявителю решения об отказе в государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов.
55. Для выдачи свидетельства о государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов заявитель представляет в орган по регистрации заявление на проведение государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов с указанием их наименования, наименования заявителя и адреса его местонахождения, в том числе фактического (для юридического лица), фамилии, имени, отчества заявителя, адреса его местонахождения, данные документа, удостоверяющего личность (для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) и следующие доказательственные материалы:
а) сведения о составе (рецептуре) отдельных видов лакокрасочных материалов, включая сведения, указанные в пунктах 9 – 12 настоящего технического регламента;
б) экспертные заключения и (или) протоколы исследований (испытаний) и измерений, подтверждающие соответствие отдельных видов лакокрасочных материалов гигиеническим требованиям, указанным в приложении N 1 к настоящему техническому регламенту, и при необходимости физическим показателям (взрывоопасности и пожарной опасности), выданные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
в) результаты собственных исследований (испытаний), проведенных в лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность, или протоколы исследований (испытаний), выданные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, подтверждающие соответствие отдельных видов лакокрасочных материалов физико-химическим показателям. Протоколы испытаний (исследований) действительны независимо от даты проведения испытаний (исследований), но не более 5 лет, если в состав (рецептуру) не вносились изменения.
В случае использования изготовителем в составе отдельных видов лакокрасочных материалов наноматериалов необходимо представить сведения о наноматериале, включая его химическое название, размер частиц, а также физические и химические свойства;
г) образец маркировки отдельных видов лакокрасочных материалов, подтверждающий ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;
д) паспорт безопасности;
е) перечень стандартов, указанных в пункте 32 настоящего технического регламента, требованиям которых должны соответствовать данные лакокрасочные материалы (при их применении изготовителем);
ж) пояснительная записка, содержащая описание принятых технических решений, подтверждающих выполнение требований безопасности настоящего технического регламента, если стандарты, указанные в пункте 32 настоящего технического регламента, отсутствуют или не применялись;
з) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие отдельных видов лакокрасочных материалов требованиям безопасности настоящего технического регламента (при наличии).
56. При оценке соответствия допускается использование доказательств, полученных для аналогичных по составу отдельных видов лакокрасочных материалов, и доказательств на основе литературных данных или методами интерполяции, а также паспорта безопасности.
57. Документы, представленные в орган по регистрации, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) заявителю.
58. Ответственность за достоверность документов, входящих в состав доказательственных материалов, несет заявитель.
59. Рассмотрение органом по регистрации представленных для регистрации документов осуществляется в течение не более 5 рабочих дней со дня получения заявления.
60. Сведения о государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов, прошедших государственную регистрацию, вносятся в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации в установленном порядке.
61. В регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов может быть отказано в следующих случаях:
неполнота или недостоверности представленных заявителем документов, предусмотренных пунктом 55 настоящего технического регламента;
несоответствие отдельных видов лакокрасочных материалов требованиям настоящего технического регламента.
Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа направляется заявителю в течение 3 рабочих дней.
62. Срок действия свидетельства о государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов не ограничен.
63. Действие свидетельства о государственной регистрации отдельных видов лакокрасочных материалов может быть прекращено или приостановлено органом по регистрации в случаях несоответствия отдельных видов лакокрасочных материалов требованиям настоящего технического регламента, установленных в результате проведения государственного контроля (надзора).
64. Переводы документов изготовителя, указанных в настоящем разделе, с иностранного языка на русский языки (или) на государственные языки государств-членов при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов должны быть заверены нотариально или подписью переводчика с приложением копии диплома, подтверждающего его квалификацию.
65. Техническая документация, включая документы, подтверждающие соответствие лакокрасочных материалов требованиям настоящего технического регламента, должна храниться:
на лакокрасочные материалы – у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства лакокрасочных материалов;
на партию лакокрасочных материалов – у продавца, изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии.
Указанные документы должны предоставляться органам государственного контроля (надзора) по требованию.
В ЕАЭС хотят переложить вину за нарушение технических регламентов на малый бизнес.
Неизвестно, кто инициировал процесс, но по коридорам беларуской власти гуляет проект соглашения «О принципах и подходах осуществления государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов».
Директор Аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитровичполагает, что главная цель запланированных поправок – переложить вину за нарушение техрегламентов с производителей и импортров на розничную торговлю:
-Прослеживается стремление не просто уравнять розничную торговлю с производителями и импортерами в ответственности за нарушение техрегламентов, но и поставить ее впереди: зачем искать производителя у черта на куличках или крупного импортера с хорошей «крышей”. Пришел на точку предпринимателя – и верши «правосудие”, – отмечает Анатолий Змитрович. – При разработке технических регламентов сотрудники Департамента технического регулирования ЕЭК руководствовались принципом, что «розничная торговля не является субъектом регулирования технических регламентов». А сейчас хотят отказаться от прежней концепции и определить новых «ответственных”.
Содержание
Без вины виноватые
В проекте соглашения нарушен первичный принцип ответственности за «выпуск в обращение продукции», не соответствующей требованиям техрегламентов. Основой технических регламентов является Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования, ратифицированного странами – участниками Союза 18 ноября 2010 года. В нем утверждены все основные определения, термины и понятия, которые легли в основу всех принятых техрегламентов. В принятых техрегламентах определены субъекты, на которых распространяются данные требования: импортер, изготовитель, пользователь. Определено, что только импортер и изготовитель имеют право осуществлять выпуск продукции в обращение и несут ответственность за ее соответствие требованиям техрегламента.
В рассматриваемом проекте импортеры и изготовители по ответственности идут уже на втором месте – после субъектов хозяйствования, занимающихся розничной торговлей продукцией, выпущенной в обращение этими же самыми импортерами и изготовителями.
Проект возлагает ответственность за несоблюдение требований техрегламентов на юридических лиц и ИП, в том числе изготовителей и импортеров. Анатолий Змитрович считает, что тем самым нарушается принцип первичной ответственности хозяйствующих субъектов (производителей и импортеров, которые должны выпускать продукцию в обращение). Потому что все остальные юрлица и ИП являются пользователями выпущенной в обращение продукции.
«На мой взгляд, разработчики нового соглашения хотят переложить ответственность с субъектов, которые должны это делать на тех, кто должен получать продукцию или товары с уже готовыми документами”, – отмечает Анатолий Змитрович.
«Стадия жизненного цикла продукции”. Что за зверь такой?
По мнению аналитика, основной упор в борьбе с незаконным выпуском продукции нужно делать на ответственности импортеров и производителей (борьбу нужно вести с причиной а не со следствием). Кроме того, проект не указывает механизм предотвращения выпуска некачественной продукции, на какой стадии это происходит – у производителя на складе, у импортера на границе или в магазине, где сделать это проще всего?
В проекте вводится новый термин: ответственность за несоблюдение требований ТР в зависимости от стадии жизненного цикла продукции.
– Такой термин в техрегламенте Таможенного союза я никогда не встречал, но однозначно могу сказать: если выпустить продукцию в обращение без нарушений в начале стадии жизненного цикла, то это позволит на любой стадии законно ее реализовывать? – задается вопросом Анатолий Змитрович.
Проект соглашения в таком виде окончательно закрепляет ответственность за нарушение техрегламентов не за субъектами хозяйствования, а за розничной торговлей – для контролирующих органов так проще и удобнее.
Справка. После принятия указа №48 «О мерах по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов » необоснованно было закреплено в ст.3 что под выпуском в обращение продукции понимается в т.ч. и ее реализация розничной торговлей. Это дало возможность контролирующим органам и судам отработать практику изъятия товара у частного бизнеса с формулировкой «привлечение к ответственности по пункту 3 Указа №48», невзирая на то, что товары были приобретены непосредственно у производителя. На запрос ЕЭК ответила, что «техническим регламентом не предусмотрена ответственность юридического или физического лица в цепочке поставок, за исключением изготовители или импортера, выпускающего продукцию на рынок». На основании этого Верховный Суд РБ отменил два постановления предыдущих судов и прекратил дела в связи с отсутствием виновности в совершении правонарушения.
«Малый бизнес ожидает новая волна судов на всей территории Таможенного Союза”
-Если не привести новое соглашение в соответствие с нормами технических регламентов ЕЭК, то оно придаст законность механизму конфискаций товаров в розничной торговле, и малый бизнес ожидает новая волна судов на всей территории Таможенного Союза, – не исключает директор Аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович.
-К тому же сейчас находится на согласовании проект постановления четырех министерств «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже». Одно название говорит само за себя: требовать документы будут только у розничной торговли. На практике принятие блока новых нормативных документов будет означать юридическое закрепление обязанностей по сертификации продукции субъектами розничной торговли и всей полноты ответственности их же перед контролирующими органами, – отмечает Анатолий Змитрович.
В финансово-экономическом обосновании Госстандарта прописано, что «проектом указа не предусматривается введение новых, отмена либо изменение существующих обязанностей для юрлиц и ИП”.
-Однако именно новая обязанность в виде сертификации товара вместо импортеров и появится. А принятие и реализация проекта повлечет расходы на оплату исследований образцов продукции и их сертификацию, что отразится на цене продукции. А вот для импортеров, ввозящих нелегально контрафактную продукцию, наступят хорошие времена (а может для них это все и делается?), – задается риторическим вопросом Анатолий Змитрович.
Владимир Пашкевич, Беларуская праўда