44 ФЗ ст 112

Статья 24 Федерального закона № 44-ФЗ

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

ч.1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

ч.2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Статьи по ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

Подготовка к проведению запроса котировок в электронной форме

ч.3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Статьи по ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

ч.4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

ч.5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

ч.6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Комментарий и пояснения к статье 24 Закона 44-ФЗ

1. Нормами комментируемой статьи предусмотрена классификация способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также регламентированы наиболее общие принципы выбора заказчиком того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом следует учесть, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) рассматривается в ст. 3 комментируемого Закона как совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном комментируемом Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Так, в соответствии с частью 1 комментируемой статьи выделяются конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть неконкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При разработке комментируемого Закона был учтен имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международная практика, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Основной способ выбора исполнителя — открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ и мировой практике в целом, а электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи выделяются следующие конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

1) конкурсы:

— открытый конкурс;

— конкурс с ограниченным участием;

— двухэтапный конкурс;

— закрытый конкурс;

— закрытый конкурс с ограниченным участием;

— закрытый двухэтапный конкурс;

2) аукционы:

— аукцион в электронной форме (электронный аукцион);

— закрытый аукцион;

3) запрос котировок;

4) запрос предложений.

Вместе с тем в комментируемом Законе представлена также иная классификация конкурентных способов закупок — на открытые и закрытые (ч. 2 комментируемой статьи, ст. 84 Закона 44 ФЗ).

Случаи применения закрытых способов закупок предусмотрены ч. 2 ст. 84 Закона.

Отметим также, что Минэкономразвития России были подготовлены Методические разъяснения по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В сопоставлении с положениями ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ новыми способами закупок являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений. Кроме того, исключены открытые аукционы и размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах.

Положениями ГК РФ, на нормах которого согласно ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона основывается данный Закон, предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

3. В соответствии с ч. 3 статьи 24 ФЗ-44 под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона).

Исходя из нормы ч. 2 ст. 48 Закона, открытый конкурс является приоритетным способом осуществления закупки, поскольку исключения оставляют случаи:

— проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 Закона);

— проведения двухэтапного конкурса (ст. 57 Закона);

— проведения аукциона в электронной форме (ст. 59 Закона);

— проведения запроса котировок (ст. 72 Закона);

— проведения запроса предложений (ст. 83 Закона);

— применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 84 Закона);

— осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93 Закона).

О понятии конкурса с ограниченным участием см. ч. 1 ст. 56 Закона.

При этом ч. 2 ст. 56 комментируемого Закона предусмотрены 2 случая осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Вместе с тем, если объект закупки подпадает под требования ч. 2 ст. 56 Закона, заказчик не обязан осуществлять соответствующую закупку именно способом проведения конкурса с ограниченным участием (ч. 2.1 ст. 56 Закона). Такая закупка может быть осуществлена путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В данном случае следует обратить внимание, что исходя из нормы ч. 2.1 ст. 56 комментируемого Закона, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 56 комментируемого Закона, осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса не допускается (см. решение Ростовского УФАС России от 26.06.2014 по делу N 1238/03, решение Кабардино-Балкарского УФАС России от 13.11.2014 по делу N 07-164/14, решение Алтайского УФАС России от 14.08.2014 по делу N 60-К/14, решение Дагестанского УФАС России от 02.10.2014 по делу N 534К-2014).

О понятии двухэтапного конкурса см. ч. 1 ст. 57 комментируемого Закона.

О понятии закрытого конкурса см. ч. 1 ст. 85 комментируемого Закона.

О понятии закрытого конкурса с ограниченным участием см. ч. 10 ст. 85 Закона.

О понятии закрытого двухэтапного конкурса см. ч. 14 ст. 85 комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Открытым способом закупки является электронный аукцион, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, а проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 комментируемого Закона).

Частью 2 ст. 59 комментируемого Закона предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 59 комментируемого Закона заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанный перечень.

О понятии закрытого аукциона см. ч. 1 ст. 86 комментируемого Закона.

О понятии запроса котировок см. ч. 1 ст. 72 комментируемого Закона.

Ограничениями для применения способа запроса котировок являются (ч. 2 ст. 72 комментируемого Закона):

— сумма НМЦК, которая не должна превышать 500 тыс. рублей;

— годовой объем закупок таким способом, который не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

О понятии запроса предложений см. ч. 1 ст. 83 комментируемого Закона.

Случаи, предоставляющие заказчику право проведения закупки путем запроса предложений, предусмотрены ч. 2 ст. 83 комментируемого Закона.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) как неконкурентный способ закупки может применяться заказчиком только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 комментируемого Закона.

4. Частью 5 комментируемой статьи предусмотрено право заказчика выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), учитывая вместе с тем:

— императивные нормы гл. 3 комментируемого Закона;

— принцип недопустимости совершения действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

По сути, аналогичные нормы содержались в ч. 3 ст. 10 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Отметим, что положение о недопустимости совершения действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, основано на реализации принципов обеспечения конкуренции, закрепленных в ст. 8 комментируемого Закона.

Отметим также, что согласно ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных комментируемым Законом.

Так, нарушение данных положений ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о совершении действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, необходимо учитывать правовую позицию, сформированную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.

5. Частью 6 статьи предусмотрены случаи и особенности выделения заказчиком лотов при осуществлении закупки:

— могут выделяться при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона;

— в отношении каждого лота в извещении о закупке (приглашении принять участие в закрытой процедуре закупки), документации о закупке отдельно указываются объект закупки, НМЦК и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;

— участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении соответствующего лота в отдельности, и соответственно в отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Отметим, что ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ч. 2.1 ст. 10) содержал аналогичные нормы, однако также предусматривал возможность выделения лотов и в открытом аукционе.

Частью 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Новая процедура и общие изменения

В соответствии со законом № 504 от 31 декабря 2017 года, 44-ФЗ пополнится новыми статьями 54.1-54.7, посвященными электронному конкурсу. В них будут определена суть процедуры и ее порядок. По сравнению с тем, как проводятся конкурсы сейчас, изменится следующие:

  1. Процедура будет проходить на ЭТП. Список пока не определен.
  2. Заявка на электронный конкурс будет состоять из двух частей.
  3. Срок подачи заявок — 15 рабочих дней.
  4. В конкурсной документации нужно будет отразить дополнительную информацию. В частности, адрес ЭТП.
  5. Можно будет составить протокол разногласий на стадии подписания контракта.
  6. Если заявок нет (никто не подал либо все отклонили), заказчик сможет продлить их прием на 10 дней.

Часть изменений затронет все процедуры:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Все поставщики должны будут зарегистрироваться в ЕИС, иначе со следующего года не смогут участвовать в закупках.
  2. К 1 июля 2018 года нужно будет оформить новые электронные подписи для поставщиков. Теперь они должны быть квалифицированные.
  3. Пересматривается концепция предоставления доступа к торгам. ЭТП будут брать плату. С кого и в каком размере — пока неизвестно.
  4. Обеспечение заявок больше не будет фиксироваться на торговых площадках. Для этого будут применяться счета в уполномоченных банках. Пока неизвестно, каких именно.
  5. ЭТП будут проверять, не состоит ли поставщик в РНП и корректную ли цену содержит его заявка (не выше НМЦК). Тем самым они возьмут на себя отдельные функции комиссии заказчика.
  6. Протоколы электронного конкурса составляются в виде цифровых документов, подписываются ЭЦП, направляются на площадку и размещаются в ЕИС.

Особенности процедуры

Подача заявок

Итак, чтобы подать заявку на открытый конкурс в электронной форме, поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС и аккредитоваться на ЭТП. Заявка состоит из трех электронных документов: первой и второй частей, а также предложения о цене. Все это подается одновременно.

Первая часть заявки:

  • должна включать:
    • описание качественных, функциональных и прочих характеристики товара или услуги, которые необходимы заказчику;
    • согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги;
  • не должна включать:
    • ценовое предложение;
    • информацию об участнике.

Во вторую часть заявки входят:

  • основные сведения об участнике — наименования или имя, ИНН, адрес, контактные данные;
  • документы, подтверждающие соответствие его и поставляемого им товара (работы, услуги) требованиям документации;
  • если участник СМП — соответствующая декларация;
  • если участник имеет ценовое преимущество — документ, который это подтверждает;
  • документы, свидетельствующие о квалификации участника.

Первый этап оценки

Когда прием заявок окончен, производится оценка их первых частей. На это отводится 1 день при НМЦК до 1 млн рублей, и 5 дней — при цене свыше 1 млн рублей.

В результате комиссия должна решить, кто из участников допущен до процедуры. Отклонить первую часть заявки могут, если она содержит:

  • неполные или недостоверные сведения;
  • данные о цене или об участнике;
  • информацию, не отвечающую требованиям, указанным в конкурсной документации.

В итоге составляется протокол рассмотрения первых частей заявок. В нем отражается порядок оценки заявок и том, кто из участников идет дальше.

Переторжка

Участники, которых комиссия заказчика допустила до процедуры, могут улучшить цену своей заявки. В назначенный день на три часа ЭТП откроет для них возможность подать новые ценовые предложения.

Окончательная оценка заявок и выбор победителя

Оценка вторых частей заявок при цене контракта до 1 млн рублей будет проводиться не более одного дня, а если цена контракта более 1 млн рублей — в течение трех дней. На этом этапе проверяется, удовлетворяют ли они условиям конкурсной документации. Все соответствующие требованиям заявки будут ранжированы по степени выгодности условий. Первый в ранге участник признается победителем.

Заказчик может включить в документацию условие о заключении контракта с несколькими поставщиками. При этом первый номер и статус победителя будет присвоен сразу нескольким лучшим заявкам.

В конце этапа составляется протокол оценки вторых частей заявок. В него включается информация о заявках, которые были рассмотрены, и их соответствии либо несоответствии требованиям. Результаты проведения электронного конкурса оформляются протоколом подведения итогов.

44 ФЗ ст 112

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *