4323 у

Здравствуйте, читатели! Сегодняшняя тема — небольшой экскурс в закондательство, чтобы лучше понять механизмы торговли.

Закон «O товарных биржах и биржевой торговле» № 2383-1 был принят 20.02.92 г. Законоположением, внутренними нормами, правилами торговых площадок устанавливается порядок работы и условия торговли биржевых ресурсов. Документ не связан с функционированием валютных, универсальных, фондовых площадок и бирж кадровых ресурсов.

Работа фондовых отделов на товарной бирже регламентируется документом о ценных бумагах № 78 28.12.1991 г., одобренным Правительством РСФСР. В него добавлялись изменения и нормы с 1993 по 2006 гг.

Что это за закон

С развалом СССР и нарушением экономических связей возникла необходимость сбыта продукции. Стали создаваться биржи для реализации товаров по рыночным ценам. Создание их происходило стихийно. Часто использовался реальный обмен товара на товар — бартер.

До принятия правового статуса функционирование подобных товарных заведений в общих чертах регулировалось подзаконными актами. До ФЗ был временный документ о работе товарных бирж № 161 в РСФСР. В акте указывалась необходимость создания товарных площадок (он содержал 38 пунктов). В документ включили определение и регламент работы.

Согласно ФЗ, торговая площадка приобрела статус юридического лица. Основной целью провозгласили создание и регламентирование оптовой торговли. Работа товарной биржи возможна при условии получения лицензии. Проверку деятельности проводил Банк России.

По закону право совершать сделки имели участники биржи. Физические лица и юридические иностранные лица могли проводить сделки при посредническом участии брокерских компаний. Учредителями торговых площадок могли быть предприятия, государственные организации и частные лица.

Действует ли сейчас

В 2011 был принят Закон «Об организованных торгах» № 325-ФЗ и Закон об изменениях. Законоположение «O товарных биржах и биржевой торговле» было признано утратившим силу. Новые правовые документы вступили в силу в начале 2012.

Новый ФЗ устанавливает принципы создания и работы товарных и финансовых площадок.

Основные моменты:

  1. В документ добавлено изменение о контроле и регламентировании валютного рынка. Полномочия переданы ФСФР РФ. Государственному органу дана прерогатива временно прекращать работу заведения.
  2. В документ вошли понятия организаторов торговой системы и биржи. Введены единые требования к торговым площадкам как организаторам оптовой торговли, описаны принципы участия в сделках.
  3. Законом расширен список участников торговых сессий.

Где найти актуальную версию

С актуальной версией ФЗ об организованных торгах можно ознакомиться на правовом ресурсе кодексов и законов zakonrf.info.

Итак, краткий вывод. Закон 1992 г. имел много подзаконных актов, дополнений и изменений. С принятием новой версии были упорядочены и введены единые требования к биржевым площадкам. Полномочия и право останавливать торговлю перешли к ФСФР. Введено понятие торговой системы, расширен перечень участников.

Маткова Анна Сергеевна, начальник юридического отдела ЗАО «Клиринговый центр РТС».

2009 год ознаменовался ужесточением административной ответственности за различные виды правонарушений корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг, в том числе в части раскрытия <1> информации <2>.

<1> В настоящей статье автор не ставит задачу разграничить понятия «раскрытие информации» и «предоставление информации». В связи с отсутствием в корпоративном законодательстве и законодательстве о рынке ценных бумаг их четкого разделения предоставление информации в целях настоящей статьи рассматривается как часть раскрытия информации. Разделение указанных понятий дано в ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
<2> В связи с вступлением в силу 13 апреля 2009 г. ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ N 9) // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 777.

Так, непредставление (нераскрытие) или нарушение порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 руб. до 2000 руб.; на должностных лиц — от 10 000 руб. до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб. (п. 3 ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП)), а непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ФСФР России или его территориальный орган (далее именуются регулятором) отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — на граждан — от 2000 руб. до 4000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до 1 года; на юридических лиц — от 500 000 руб. до 700 000 руб. (ст. 19.7.3 КоАП).

Отныне к административной ответственности могут быть привлечены владельцы ценных бумаг, аффилированные лица и лица, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении сделки акционерным обществом (далее — АО) (п. 3 ст. 15.19 КоАП).

Кроме того, ФЗ N 9 ввел такую категорию субъектов административной ответственности, как члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, предусмотрев, что указанные лица несут ответственность за нарушения корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг как должностные лица.

В этой связи предлагается еще раз обратиться к информации, раскрываемой владельцами ценных бумаг, в том числе являющимися должностными лицами в понимании ФЗ N 9. Отсутствие единого подхода к информации, подлежащей раскрытию, и порядку раскрытия приводит к многочисленным проблемам на практике.

  1. Общеизвестной представляется норма ст. 30 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» <3> (далее — ФЗ о РЦБ), предусматривающая обязанность владельца обыкновенных акций раскрывать информацию о приобретении 5% и более общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих лицу таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций. Указанная информация раскрывается путем направления уведомления регулятору и эмитенту в течение пяти дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) либо со дня, когда владелец узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций, в случае если приобретение или изменение указанной доли произошли в ходе размещения дополнительного выпуска.

<3> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Такое уведомление в соответствии с ФЗ о РЦБ должно содержать имя/наименование владельца; наименование эмитента; наименование государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) акций; количество принадлежащих владельцу акций.

Иных требований к содержанию и порядку оформления указанного уведомления законодательством не предусмотрено. Это породило многочисленные обращения участников рынка ценных бумаг в ФСФР России, отвечая на которые ФСФР России выпустил информационное письмо от 18 марта 2008 г. N 08-ВМ-03/4874 <4>, где рекомендовал для направления уведомления регулятору использовать приложенную к письму форму такого уведомления.

<4> Вестник ФСФР России. 2008. N 3.

ФСФР России также разъяснил, что в случае, если владельцем обыкновенных акций является АО, которое в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н <5> (далее — Положение), обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах <6>, раскрытие информации о приобретении 5% общего количества размещенных обыкновенных акций и более, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих такому АО обыкновенных акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций, осуществляется в соответствии с п. 8.6.1 («р») Положения в форме сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг АО. «Направление иных уведомлений в этом случае не требуется» <7>.

<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 4.
<6> Обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяется на следующих эмитентов (АО):

а) в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;

б) государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

в) созданные при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;

г) биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже (п. 5.1, п. 6.1.1 Положения).

<7> Вестник ФСФР России. 2008. N 3.

Такое сообщение публикуется в ленте новостей не позднее одного дня, на странице в сети Интернет — не позднее двух дней с момента наступления соответствующего события (п. 8.6.3 Положения). Моментом наступления события является дата, на которую АО узнало или должно было узнать о переходе права собственности на долю участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) коммерческой организации, в том числе о зачислении акций на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии. В случае, если изменение доли принадлежащих акций происходит в результате размещения дополнительных акций, моментом наступления события считается дата государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций либо дата представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций, если в соответствии с ФЗ о РЦБ или иными федеральными законами эмиссия акций осуществлялась без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

Следуя изложенной в письме позиции ФСФР России, АО, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, освобождаются от обязанности направлять уведомления регулятору и самому обществу. Последнее «освобождение» носит избыточный характер, так как порождает необходимость для эмитента как минимум следить за информацией, раскрываемой в ленте новостей уполномоченных агентств.

Такое «освобождение» предусмотрено только для лиц, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, и не распространяется на лиц, которые раскрывают такую информацию в добровольном порядке.

  1. В связи с введением акционерных соглашений законодатель предусмотрел аналогичный порядок раскрытия информации в случае приобретения лицом акций АО, выпуск эмиссионных ценных бумаг которого сопровождался регистрацией их проспекта, или в случае приобретения права по соглашению с акционером определять порядок голосования по таким акциям на общем собрании акционеров, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям (ст. 30 ФЗ о РЦБ, в ред. ФЗ от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ <8>).

<8> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2770.

Очевидно, что данная норма частично дублирует предыдущую, однако обладает отличительными чертами:

обязанность раскрывать информацию предусмотрена для лица, в случае если оно самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться указанным количеством акций АО;

обязанность раскрывать информацию предусмотрена в отношении акций АО, выпуск эмиссионных ценных бумаг которого сопровождался регистрацией их проспекта <9>. С учетом того, что эмиссионными ценными бумагами являются акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки (ст. 2 ФЗ о РЦБ), круг эмитентов, в отношении приобретения акций которых должно осуществляться раскрытие указанной информации, широк;

<9> В случае если регистрирующим органом для такого АО является не регулятор, то уведомления направляются в регистрирующий орган независимо от сопровождения выпуска эмиссионных ценных бумаг регистрацией их проспекта (ст. 30 Закона).

наступление обязанности раскрывать информацию связано с получением возможности распоряжаться голосами, что может произойти в результате прямого владения акциями, в результате заключения акционерного соглашения, в результате управления ценными бумагами;

раскрытие информации не предусмотрено, в случае если доля акций становится меньше указанного количества;

неопределенность в части порядка раскрытия: будет ли послабление, предусмотренное указанным письмом ФСФР России, по аналогии распространяться на отношения из настоящей нормы.

  1. Частичное дублирование нормы ст. 30 ФЗ о РЦБ содержится и в ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» <10> (далее — ФЗ об АО). Так, п. 4 ст. 6 ФЗ об АО предусматривает обязанность АО опубликовать сведения о приобретении более 20% голосующих акций другого общества. Опубликование такой информации осуществляется в порядке, предусмотренном Положением.

<10> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Особенность данной нормы заключается в следующем. Во-первых, ее действие распространяется только на АО, в отношении которых не предусмотрена обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (п. 8.7 Положения). Во-вторых, обязанность раскрытия возникает только в случае приобретения голосующих акций и не требуется в случае их отчуждения. В-третьих, в отличие от ст. 30 ФЗ о РЦБ обязанность раскрытия информации, предусмотренная ФЗ об АО, распространяется на приобретение привилегированных акций в тех случаях, когда они являются голосующими.

В этой связи правомерен вопрос: должно ли АО раскрывать информацию в соответствии со ст. 6 ФЗ об АО в случае, если в результате того, что привилегированные акции станут голосующими, пакет принадлежащих ему голосующих акций превысит 20%? Из содержания нормы п. 8.7.2 Положения следует, что обязанность раскрывать информацию в данном случае отсутствует. В соответствии с указанным пунктом раскрытие должно осуществляться АО путем опубликования указанной информации в ленте новостей не позднее одного дня с момента наступления соответствующего события. При этом моментом наступления указанного события является дата, на которую АО узнало или должно было узнать о зачислении акций на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии, т.е. обязанность АО раскрывать указанную информацию наступает только в случае приобретения акций.

Оценивая объем раскрытия информации публичными <11> и непубличными АО, можно сделать вывод, что последние в данном случае обязаны раскрывать информацию в большем объеме, что противоречит логике развития законодательства о рынке ценных бумаг в части увеличения объема информации, раскрываемой публичными компаниями.

<11> Под публичными компаниями в целях настоящей статьи понимаются компании, ценные бумаги которых включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам фондовой биржи.

  1. Особый порядок раскрытия информации установлен для лиц, приобретающих на основании добровольного или обязательного предложения в соответствии с ФЗ об АО крупного пакета обыкновенных акций и (или) привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 ФЗ об АО, и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, АО, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ст. 30 ФЗ о РЦБ).

Раскрытию подлежит информация о направлении добровольного или обязательного предложения регулятору, а также содержание такого предложения.

Информация о направлении регулятору предложения раскрывается в виде сообщения не позднее дня, следующего за днем представления регулятору соответствующего предложения путем опубликования в ленте новостей, а также на странице в сети Интернет, если лицо, приобретающее ценные бумаги, является ОАО либо эмитентом, обязанным раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и существенных фактов (п. 3.2 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н <12> (далее — Положение о 30%)).

<12> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 34.

До момента опубликования сообщения о направлении предложения регулятору в ленте новостей раскрытие такой информации любыми иными способами, в том числе его опубликование на странице в сети Интернет, не допускается. Текст сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех месяцев с даты его опубликования в сети Интернет (п. 3.2 Положения о 30%).

Содержание предложения раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения 15-дневного срока с даты представления регулятору предложения, если в течение указанного срока регулятором не было вынесено предписание о приведении предложения в соответствие с ФЗ об АО, путем опубликования сообщения о раскрытии содержания предложения в ленте новостей; опубликования документа, в котором указывается содержание предложения, на странице в сети Интернет (п. 3.3 Положения о 30%).

В этой норме законодатель также предусмотрел ограничение, аналогичное тому, которое содержится в п. 3.2 Положения о 30%, определив, что до момента опубликования сообщения о раскрытии содержания предложения в ленте новостей раскрытие такой информации любыми иными способами, в том числе опубликование документа, в котором указывается содержание предложения, на странице в сети Интернет, не допускается. Однако при этом возложил обязанность указать адрес страницы в сети Интернет, на которой опубликован текст указанного документа, а также дату его опубликования. Из указанной формулировки следует, что опубликование документа в сети Интернет должно предшествовать опубликованию сообщения в ленте новостей, что порождает неопределенность в сроках и очередности опубликования указанной информации.

В случае внесения изменений в предложение информация о направлении указанных изменений регулятору раскрывается в порядке, предусмотренном Положением о 30% для раскрытия информации о направлении предложения регулятору, а содержание указанных изменений — в порядке, предусмотренном Положением о 30% для раскрытия содержания предложения (п. 3.4 Положения о 30%) <13>.

<13> Об иных требованиях к содержанию публикуемой информации и порядке ее опубликования см.: Положение о 30%.

  1. Дополнительная обязанность по раскрытию информации о владении ценными бумагами предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц, в которые входят иностранные инвесторы, приобретающих 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (ст. 14 ФЗ от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государств» <14> (далее — ФЗ N 57)) <15>.

<14> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
<15> Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (далее также — пользование участками недр федерального значения), подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 57-ФЗ).

Иностранные инвесторы или группы лиц, в которые входят иностранные инвесторы, обязаны в течение 45 дней с момента совершения сделки по приобретению 5% и более акций (долей) раскрыть информацию путем представления в уполномоченный орган <16> уведомления, содержащего информацию, предусмотренную Правилами представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795.

<16> Таким уполномоченным органом является Федеральная антимонопольная служба (п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

В данном случае необходимо уведомлять о владении обыкновенными и привилегированными акциями вне зависимости от того, являются ли последние голосующими. Момент наступления обязанности раскрывать указанную информацию связан с моментом совершения сделки без учета факта исполнения сделки. В этом смысле более оправданной представляется позиция ФСФР России, когда момент приобретения ценных акций связывается с моментом зачисления акций на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии либо с моментом, когда владелец узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций, в случае если приобретение или изменение указанной доли произошло в ходе размещения дополнительного выпуска.

Ответственность за несоблюдение требований ФЗ N 57 предусмотрена его ст. 15.

  1. Особый порядок раскрытия информации установлен для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со ст. 30 ФЗ о РЦБ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях, если: а) он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которым количество ценных бумаг составило не менее чем 100% общего количества указанных ценных бумаг (форма N 041); б) он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которой количество ценных бумаг составило не менее чем 15% общего количества указанных ценных бумаг (форма N 040). Указанная информация раскрывается в соответствии с порядком и сроками предоставления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н <17> (далее — Порядок), путем ее направления регулятору. Форма отчетности установлена Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России и Министерством финансов РФ от 11 декабря 2001 г. N 33/109н <18>.

<17> Российская газета. 2010. 26 янв.
<18> Российская газета. 2002. 16 — 17 янв.

Обязанность предоставлять информацию регулятору по указанным формам предусмотрена только для профессиональных участников, имеющих лицензии на осуществление дилерской деятельности, брокерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами <19>. Формы заполняются в отношении всех операций на рынке ценных бумаг, проводимых профессиональным участником, за исключением операций, совершенных профессиональным участником от своего имени и за свой счет при отсутствии у него дилерской лицензии (т.е. операций, не являющихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг) (п. 2.5.2 Рекомендаций). В соответствии с Порядком форма N 040 и форма N 041 представляются один раз в квартал не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом.

<19> Пункт 2.5.1 Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденных распоряжением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 991/р // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 9 (далее — Рекомендации).

Порядок также предусматривает обязанность всех профессиональных участников в отношении собственных финансовых вложений предоставлять регулятору сведения об «изменении во владении ценными бумагами» (форма N 030). Указанные сведения предоставляются не позднее пяти рабочих дней с даты совершения соответствующей сделки.

Указанная форма в соответствии с п. 2.4.4 Рекомендаций заполняется только в отношении собственных финансовых вложений профессионального участника в следующих случаях:

владелец вступил во владение 20% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;

владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг;

владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг.

Информация об уменьшении доли участия до уровня ниже 20% раскрытию не подлежит.

Указанные формы не заполняются в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг, а также приравненных к ним ценных бумаг (в том числе в отношении долговых ценных бумаг в иностранной валюте, выпущенных органами государственного управления и Внешэкономбанком).

Раскрытие информации должностными лицами. Специальная обязанность по раскрытию информации о владении ценными бумагами предусмотрена Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н <20> (далее — Положение о торгах). В соответствии с указанным Положением внутренними документами общества, ценные бумаги которого включены в один из разделов котировального списка, должна быть предусмотрена обязанность членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа управления, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в том числе управляющей организации и ее должностных лиц, раскрывать информацию о владении ценными бумагами эмитента, а также о продаже и (или) покупке ценных бумаг эмитента (п. 4.10.5, п. 6 приложения N 1, п. 4 приложения N 2, п. 4 приложения N 3, п. 3 приложения N 4 Положения о торгах).

<20> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 8.

Обращает на себя внимание тот факт, что в данном случае обязанность раскрывать информацию возлагается не только на должностных лиц, признанных таковыми в соответствии с ФЗ N 9. Момент, с которого наступает обязанность раскрывать информацию, связан с фактом покупки либо продажи ценных бумаг (исполнением обязательств по договору купли-продажи). Таким образом, из поля зрения выходят не только приобретение ценных бумаг либо изменение доли в процессе размещения дополнительного выпуска акций, но и в результате совершения иных гражданско-правовых сделок, что, очевидно, выходит за рамки логики ФЗ о РЦБ. Неясным остается вопрос, с какого момента наступает обязанность раскрывать информацию о владении ценными бумагами, поскольку понятие «владение» носит длящийся характер.

Данный пункт также не определяет «порог», пересекая который указанные лица обязаны раскрывать такую информацию. Это породило разрозненную правоприменительную практику — ряд эмитентов предусматривают в своих документах порог в 20%, по достижении которого указанные лица обязаны раскрыть информацию о доле участия в обществе, большинство дублируют норму ст. 30 ФЗ о РЦБ, и лишь немногие предусматривают обязанность раскрывать информацию о любом приобретаемом (отчуждаемом) количестве ценных бумаг общества.

Полагаем, что последняя позиция в наибольшей степени соответствует духу указанного Положения и позволяет эмитенту соблюсти его требования в части раскрытия сообщения об изменении размера доли участия указанных лиц (п. 8.6.1 («в») Положения).

Дополнительные обязанности по раскрытию информации предусмотрены для служащих системы Банка России (Перечень должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также которые обязаны уведомить совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций, утвержденный Приказом Центрального банка РФ от 4 февраля 1997 г. N 02-15 <21>).

<21> Документ опубликован не был. См.: «КонсультантПлюс».

В соответствии с указанным Перечнем все служащие системы Банка России обязаны уведомить совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций и иных юридических лиц в течение:

10 дней со дня приобретения — для вновь приобретающих;

1 месяца со дня приобретения — для имеющих акции и доли участия.

Сокрытие информации о владении акциями и долями участия в капитале кредитных организаций и иных юридических лиц считается дисциплинарным нарушением.

Описание Индукционная варочная поверхность Gefest ПВИ 4323

Электрическая варочная поверхность Gefest ПВИ 4323 изготовлена проверенной компанией. При ее производстве использовались только высококачественные компоненты. Благодаря этому достигается надежность, продолжительный срок службы, отличные характеристики.
Варочная поверхность Gefest ПВИ 4323 выполнена в черном цвете. Дизайн у нее простой, она идеально впишется в любой интерьер. Нужно при покупке учитывать размеры для встраивания варочной поверхности – 74.2×5.5×48.6 см.
Общее число конфорок – шесть штук. Они индукционные, благодаря чему установленная посуда быстро нагревается, сокращается затрачиваемое время на приготовление блюд. Число доступных уровней мощности – 9. Можно отрегулировать параметры, выбрать режим под конкретное блюдо.
Панель и конфорки выполнены из стеклокерамики. За варочной поверхностью легко ухаживать. Появляющиеся на ней загрязнения без проблем удаляются, можно поддерживать идеальную чистоту с минимальными затратами времени и сил.
Диаметр конфорок – 180 мм. Дополнительно реализована возможность объединения двух зон нагрева в одну, если нужно поставить на варочную поверхность посуду с серьезными размерами. Вид управления – сенсорное.

29 Августа 2001 Версия для печати

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью бирж.

Статья 2. Законодательство о биржах и биржевой деятельности

Законодательство о биржах и биржевой деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Действие настоящего Закона не распространяется на валютную биржу.

Статья 3. Понятие биржи

Биржа – юридическое лицо, создающее условия для торговли биржевыми товарами путем организации и проведения публичных и гласных биржевых торгов на основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время.

Статья 4. Биржевая деятельность

Биржевая деятельность представляет собой совокупность действий, направ­лен­ных на создание рынка биржевых товаров путем организации биржевых торгов и формирования на основе выявления реального соотношения спроса и предложения цен на биржевые товары.

Статья 5. Лицензирование биржевой деятельности

Биржи приобретают право на осуществление биржевой деятельности после получения соответствующей лицензии в порядке, установленном законодательством.

Статья 6. Государственное регулирование деятельности биржи

Государственное регулирование деятельности бирж осу­щест­в­ляет­ся уполно­мо­чен­ными органами по регулированию деятельности бирж в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При нарушении биржами или их членами законодательства о биржах и биржевой деятельности уполномоченные органы по регулированию деятельности бирж вправе вносить обязательные для исполнения предписания с требованием об устранении выявленных нарушений.

При невыполнении биржами предписаний уполномоченных органов по регулированию деятельности бирж об устранении нарушений требований статей 14 и 15 настоящего Закона уполномоченные органы по регулированию деятельности бирж вправе приостановить действие лицензии биржи на срок не более десяти рабочих дней либо обратиться в суд о приостановлении на срок более десяти рабочих дней или прекращении действия лицензии биржи.

При невыполнении предписаний уполномоченных органов по регулированию деятельности бирж об устранении нарушений, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, уполномоченные органы по регулированию деятельности бирж вправе обращаться в суд с иском о взыскании с биржи и (или) ее членов штрафа до двухсоткратного размера минимальной заработной платы.

Уполномоченные органы по регулированию деятельности бирж освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращениях в суды по основаниям, указанным в части четвертой настоящей статьи.

Статья 7. Основные принципы биржевой деятельности

Основными принципами биржевой деятельности являются:

гласность и публичность проведения биржевых торгов;

свобода формирования цен на биржевых торгах;

добровольность заключения биржевых сделок;

равенство условий участия в биржевых торгах для всех членов биржи.

Статья 8. Биржевой товар

Биржевым является товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт на товар, допущенный в установленном порядке к биржевым торгам.

Биржевым товаром не могут быть земля, ее недра, воды, иные природные ресурсы, объекты культурного наследия и интеллектуальной собствен­ности, а также имущество, изъятое из гражданского оборота в соответствии с законодательством.

Статья 9. Биржевой листинг

Под биржевым листингом понимается процедура допуска на биржевые торги биржевых товаров с включением их в биржевой бюллетень.

Порядок проведения биржевого листинга определяется правилами биржевой торговли.

Статья 10. Брокерское место

Брокерское место – право участия в биржевых сделках и деятельности биржи в соответствии с настоящим Законом, предоставляемое биржей юридическим лицам, как правило, на платной основе. Акционеру биржи может быть предо­став­лено брокерское место без права его продажи.

Владельцем брокерского места может быть только одно лицо.

Брокерское место не может передаваться в субаренду.

Первоначальная цена брокерского места, продаваемого самой биржей, устанавливается исполнительным органом биржи.

Стоимость брокерского места не может вноситься в уставный фонд биржи.

Статья 11. Организационно-правовая форма биржи

Биржи могут создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством.

Размер уставного фонда биржи не может быть менее десятитысячекратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату регистрации биржи.

Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа».

Статья 12. Устав биржи

Биржа осуществляет свою деятельность на основе устава, утверждаемого ее учредителями.

В уставе биржи должны быть определены:

наименование биржи и ее вид;

местонахождение (почтовый адрес) биржи;

предмет и цели деятельности биржи;

размер уставного фонда, порядок и сроки внесения учредителями вкладов в ее фонд;

порядок распределения дохода и возмещения ее возможных убытков;

имущественная ответственность учредителей и членов биржи;

органы управления биржей, порядок их образования и компетенция;

порядок разработки и принятия правил биржевой торговли;

порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращения членства, права и обязанности членов биржи;

порядок реорганизации и ликвидации биржи.

В уставе могут предусматриваться и другие положения, не противоречащие законодательству.

Статья 13. Права биржи

Биржа вправе:

создавать котировальную, арбитражную, листинговую, контрольную и другие биржевые комиссии;

останавливать биржевую торговлю, если цены биржевых сделок в течение дня отклонятся более чем на определенный биржей размер;

устанавливать размер платы за услуги, которые предоставляются биржей;

устанавливать и взимать штрафы и пени за нарушение правил биржевой торговли;

издавать биржевые бюллетени, справочники и иные информационные и рекламные издания.

Биржа может иметь и другие права в соответствии с законодательством, уставом биржи и правилами биржевой торговли.

Статья 14. Обязанности биржи

Биржа обязана:

устанавливать правила биржевой торговли;

организовывать торговлю биржевыми товарами, включенными в биржевой бюллетень;

осуществлять котировку цен на биржевые товары на основе соотношения их спроса и предложения;

регулярно (не реже одного раза в неделю) публиковать в средствах массовой информации котировку цен на биржевые товары, информировать членов биржи об итогах каждого биржевого торга.

Биржа может нести и другие обязанности в соответствии с законодательством, уставом биржи и правилами биржевой торговли.

Статья 15. Ограничения в сфере организации и деятельности бирж

Биржа не может непосредственно осуществлять производственную, торговую, торгово-посредническую деятельность, а также быть учредителем (акционером) других юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Учредителем (акционером) биржи не могут быть органы государственной власти и управления, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Работникам биржи запрещается приобретать брокерское место, а также исполь­­­зовать служебную информацию в целях, не связанных с исполнением служеб­ных обязанностей.

На бирже не допускается:

реализация на биржевых торгах товаров, не включенных в биржевой бюллетень;

какие бы то ни было согласованные действия участников биржевых торгов, могущие повлечь за собой изменение или фиксацию текущих биржевых цен;

распространение ложных сведений, могущих стать причиной искус­ствен­ного изменения конъюнктуры рынка;

регистрация биржей сделок, заключенных между ее членами без проведения биржевых торгов.

Статья 16. Члены биржи

Членами биржи являются юридические лица, купившие или получившие в установленном биржей порядке брокерское место на этой бирже.

Членами биржи не могут быть органы государственной власти и управления, их должностные лица, а также работники биржи.

Статья 17. Права членов биржи

Члены биржи имеют право:

участвовать в биржевых торгах и заключать биржевые сделки;

участвовать в общем собрании членов биржи;

избирать и быть избранными в биржевые комиссии;

принимать участие в разработке правил биржевой торговли;

пользоваться услугами биржи и в соответствии с настоящим Законом распоряжаться брокерским местом.

Члены биржи могут иметь и другие права в соответствии с законодательством, уставом биржи и правилами биржевой торговли.

Статья 18. Обязанности членов биржи

Члены биржи обязаны:

соблюдать правила биржевой торговли;

осуществлять торговлю биржевыми товарами, включенными в биржевой бюллетень;

не заключать договоры купли-продажи товаров на внебиржевом рынке, если данные товары включены в биржевой бюллетень;

по требованию клиентов предоставлять им информацию о дате приобре­те­ния брокерского места и его порядковом номере;

своевременно предоставлять клиенту полную информацию, связанную с совершением сделок в его интересах, а также с исполнением его поручений;

при заключении договора с клиентом ознакомить его с правилами биржевой торговли и условиями расчетно-клирингового обслуживания;

вести отдельный учет биржевых сделок, совершенных за счет клиента.

Члены биржи могут нести и другие обязанности в соответствии с законодательством, уставом биржи и правилами биржевой торговли.

Статья 19. Общее собрание членов биржи

Общее собрание членов биржи собирается не реже одного раза в год по инициативе исполнительного органа биржи.

Внеочередное общее собрание членов биржи может быть созвано в случае, если требование о нем высказано в письменной форме членами биржи, владеющими в совокупности не менее чем десятью процентами от общего количества брокерских мест.

Общее собрание членов биржи:

принимает решения о согласовании правил биржевой торговли и состава биржевых комиссий;

готовит и вносит органам управления биржи предложения по вопросам совершенствования деятельности биржи и повышения эффективности биржевых торгов;

решает и иные вопросы в соответствии с уставом биржи.

Порядок проведения общего собрания членов биржи и принятия им решений утверждается на общем собрании членов биржи.

Статья 20. Биржевые торги

Биржевые торги – торги биржевым товаром, организуемые биржей в соответствии с правилами биржевой торговли.

Биржевые торги проводятся централизованно на бирже с предоставлением возможности всем членам биржи одновременного участия в этих торгах.

Статья 21. Правила биржевой торговли

В правилах биржевой торговли должны быть указаны:

виды биржевых сделок, осуществляемых на бирже;

состав участников биржевых сделок и совокупность предъявляемых к ним требований;

порядок осуществления и регистрации результатов биржевых торгов, биржевых сделок и их оформления;

порядок котировки цен на биржевые товары;

порядок проведения допуска товаров к биржевым торгам (листинг);

порядок расчетов между участниками биржевых сделок;

описание стандартных контрактов, обращающихся в биржевой торговле;

перечень и наименования торговых площадок или секций, если они образованы биржей;

порядок проведения биржевых торгов;

порядок информационного обслуживания членов биржи;

порядок контроля над процессом ценообразования на бирже;

порядок разрешения споров на бирже;

положения об ответственности членов и работников биржи за нарушение правил биржевой торговли;

иные положения в соответствии с законодательством.

Порядок разработки и принятия правил биржевой торговли определяется в уставе биржи.

Статья 22. Биржевая сделка

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор купли-продажи в отношении биржевого товара, заключенный по зафиксированному биржей результату биржевого торга.

Сделки, зарегистрированные на бирже, не подлежат нотариальному удостоверению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Статья 23. Виды биржевых сделок

На бирже могут совершаться сделки купли и продажи биржевых товаров, в том числе:

сделки с передачей или поставкой реального товара или с передачей документов на право собственности на товар;

форвардные сделки – сделки купли и продажи реального товара с отсроченным сроком его поставки;

фьючерсные сделки – сделки купли и продажи стандартных контрактов на товары с обязательством исполнения их в будущем;

опционные сделки – сделки купли и продажи прав на будущую покупку или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров.

Биржа обязана гарантировать исполнение заключенных сделок, предусмотренных абзацами третьим-пятым части первой настоящей статьи.

Содержание биржевой сделки (за исключением наименования товара, количества, цены, даты и времени заключения и членов биржи, заключивших сделку) не подлежит разглашению. Информация о содержании биржевой сделки предоставляется судам, а органам дознания и следственным органам – при наличии возбужденного уголовного дела.

Информация о содержании биржевой сделки, связанная с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, предоставляется в специально уполномоченный государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Статья 24. Участники биржевых сделок

Участниками биржевых сделок являются члены биржи. Члены биржи (брокеры) могут заключать сделки по поручению клиентов, а также от своего имени и за свой счет (дилеры).

Биржевая сделка между членами биржи заключается по результатам биржевых торгов.

Статья 25. Расчетно-клиринговое обслуживание

Расчетно-клиринговым обслуживанием признается деятельность биржи или иных организаций по:

определению, уточнению и зачету обязательств членов биржи и их клиентов, осуществлению взаиморасчетов между ними;

обеспечению финансовых гарантий исполнения сделок;

учету обязательств членов биржи и их клиентов, проведению взаиморасчетов и платежей по сделке, в том числе комиссионных вознаграждений сторонам, участвовавшим в осуществлении сделки.

Статья 26. Разрешение споров

Споры, возникающие между биржей, ее членами и клиентами, уполномоченными органами по регулированию деятельности бирж, разрешаются судом.

Споры, возникающие между членами биржи, участниками биржевых торгов и их клиентами по вопросам, предус­мотренным правилами биржевой торговли, разрешаются арбитражной комиссией биржи или судом. Взимание сборов за рассмотрение споров арбитражной комиссией запрещается.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства

о биржах и биржевой деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о биржах и биржевой деятельности, несут ответственность в установленном порядке.

биржа-1

О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан

«О биржах и биржевой деятельности»

в новой редакции

Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Ввести в действие Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» в новой редакции со дня опубликования.

2. Положения части второй статьи 20 Закона Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» в новой редакции ввести в действие с 1 января 2002 года.

3. Кабинету Министров Республики Узбекистан привести решения правительства в соответствие с Законом Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности», обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами их нормативных актов, противоречащих указанному Закону.

Председатель Олий Мажлиса

Республики Узбекистан Э.Халилов

Гор.Ташкент,

02 апреля 2019 года в 8-30 (время московское)

Указание Банка России от 24 декабря 2018 года № 5034-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 31 января 2017 года N 577-П «О правилах ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами” и Указание Банка России от 17.12.2018 N 5013-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 27 июля 2015 года N 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг”.

На вебинаре Вы узнаете:

  1. Какие изменения во внутреннем учете профессиональных участников финансового рынка.

1.1. Какие виды сделок и операций не подлежат отражению во внутреннем учете с 01/01/2019.

1.2. Новые исключения для профессиональных участников — кредитных организаций в части проведения сверки!!!

  1. Какие изменения в лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2.1. Зачем профессиональных участников поделят на три категории?

2.1.Почему отменяют требование о наличие квалификационного аттестата?

  1. Ответы на вопросы участников вебинара.

По окончанию вебинара Вы получите ссылку на просмотр вебинара, презентацию к вебинару и материалы с разъяснениями Банка России по некоторым вопросам.

Приветствуется, если вы зададите свой вопрос до начала вебинара и Вы получите ответ на вебинаре.

Продолжительность вебинара — 1,5 часа.

Стоимость 14 000 рублей за участника.

Моисеева Алефтина Анатольевна – директор Центра управления операционными процессами АО ГазПромБанк. Ведущий эксперт в области ведения внутреннего учета операций и сделок с ценными бумагами и производных финансовых инструментов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Опыт работы в компаниях и кредитных организациях, профессиональных профучастниках рынка ценных бумаг с 2003 года. Постоянный участник в рабочих комитетах по брокерской деятельности в Саморегулируемой организации НАУФОР. Входит в рабочий комитет по внутреннему учету в Национальной фондовой ассоциации (СРО НФА). Принимала участие в разработке Методических рекомендаций по отражению во внутреннем учете сделок РЕПО с корзиной с Банком России, участник рабочего комитета по экспертизе проекта Правил ведения внутреннего учета от 31.01.2017 № 577-П «Положение о правилах ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами”.

Стоимость: 14 000,00 руб.

4323 у

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *