4 этапа развития

УДК 681.7 А.А. Марач СГГ А, Новосибирск

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

В статье представлены основные этапы становления организации производства как науки в России.

A.A. Maratch SSGA, Novosibirsk

PRODUCTION MANAGEMENT FORMATION IN RUSSIA

Main stages of production management formation as a science in Russia is considered.

Организация производства как наука, начала формироваться в России с конца XIX века. В 1873 г. Московское высшее техническое училище (МГТУ) получило «медаль преуспеяния» на Всемирной торговой выставке, проходившей в Вене за методику рационализации трудовых процессов,

Одним из основателей науки в России признан инженер К. Адамецкий (1866-1933), сформулировавший четыре закона организации производства и труда: закон возрастающего производства; закон специализации; закон

объединения мелких единиц в одну группу; закон гармонии труда.

Закон возрастающего производства говорит о росте общих затрат ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых), они увеличиваются в том случае, когда затраты на единицу продукции сокращаются до определенных пределов. Этот закон стал предпосылкой одной из форм организации производства — концентрации.

Закон специализации (разделение труда) — это также одна из форм организации производства. Адамецкий считал, что специализация ведет к росту производительности труда.

Третий закон Адамецкого — комбинирование производства, имеющее неограниченные экономические преимущества.

Закон о гармонии труда, помогал управлять общими затратами на предприятии за счет производительности каждого из взаимосвязанных подразделений и соответствующей пропускной способности других подразделений, входящих в одну цепочку производственного процесса. В настоящее время это положение Адамецкого трактуется как принцип пропорциональности.

В советский период было выделено четыре этапа развития науки и практики организации производства и управления:

1920-е гг. — период поиска новых форм и методов управления;

1930-1950-е гг. период формирования жесткой модели и централизация государственного управления;

1960-1970-е гг. — период проведения частичных реформ и заимствование элементов капиталистической экономики;

1980-1990-е гг. — отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.

Самым результативным стал первый этап, поскольку были сформированы два направления отечественного менеджмента: организационно-технические и

В эти годы в стране были созданы первые научные институты по решению проблем в области организации труда и производства, — Центральный институт труда, Таганрогский институт организации труда и производства, Всероссийский институт труда, Казанский институт научной организации труда и другие. Были выпущены первые специализированные журналы: «Предприятие», «Вопросы организации и управления», «Системы и организация», «Организация труда». Множество работ 1920-х годов ученые посвятили конкретным проблемам организации производства, работы первой половины 1930-х, напротив, носили больше комплексный характер.

Ряд ученых (Н.А. Аносов, Ф.Р. Дунаевский, М.Н. Липский) обосновали необходимость выделения организации и управления производством как науки, и возможности её использования в практической деятельности. Было сформулировано понятие организационного процесса, определены его основные фазы. Большая группа ученых: Е.М. Альперович, М.И. Васильев, И.С. Лавров и другие, работали над решением проблем организации производства и управления в рамках отдельного предприятия.

Выдающийся ученый — естествоиспытатель, философ, экономист А.А. Богданов (1873-1920) выделил общие черты всех видов управления в природе, технике и обществе. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Многие положения, выдвинутые А.А. Богдановым, предвосхитили становление кибернетики, теории систем, современной теории организации.

Фундаментальными работами, опубликованными в 1920-1930 гг., считается книга под редакцией Б.Я. Каценбогена и Д.Т. Тобиаса «Методика расчета серийного производства», книга П. В. Крепыша «Структура и расчет деятельности производственного цикла», книга С.А. Думлера «Основы расчета величины наивыгодной партии».

Занимаясь поиском новых методов проектирования и организации процессов производства, труда и управления в реальных условиях на предприятии, сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок. В концепцию этой теории вошли: движения в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика обучения.

А.К. Гастев (1882-1941) разработал концепцию «узкой базы», и считал, что труд любого работника можно разложить на операции, которые можно регулировать наравне с операциями, выполняемыми на станке.

О.А. Ерманский (1866-1941) разработал методологию рационализации производства в отрасли машиностроения, основанную на комплексном подходе, сформулировал предмет науки об организации труда и управления, заложив в основу идею об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Особое значение он придавал закону организационной суммы, которая больше арифметической суммы входящих в нее сил, но возможно это лишь при условии, гармоничного сочетания всех вещественных и личных элементов производства усиливающих друг друга. Что стало предпосылками закона синергии.

Закон синергии позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления — физиологического оптимума. В основу этого критерия легло сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выраженное в виде коэффициента рациональности (Полезный результат/Затраты энергии).

Сторонник социальных концепций организации производства и управления Керженцев, выделял три элемента: труд, производство и

управление. Он занимался изучением организационных приемов и определением рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Позднее ему удалось сформулировать принципы управления это — установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н.А. Витке представлял управление как процесс, вобравший в себя систему социальных и трудовых отношений и реальную деятельность людей, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления объединены административной функцией, вошедшей в «социально-трудовую концепцию управления производством».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф.Р Дунаевский в своей теории «административной емкости» писал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с потребностью компенсации превышения «административной емкости» центра и предложил способы преодоления разросшегося информационного барьера.

Научно — методическая база, подготовленная отечественными учеными и как результат этой работы создание институтов, публикации статей, выпуск специализированных журналов, явились становлением науки «Организация производства» и в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крепыш, П.В. Структура и расчет производственного цикла. — М.: ОНТИ, 1995. —

Жизненный цикл организации — это период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад). Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной периодичностью, последовательностью. Вариант основных этапов жизненного цикла организации представлен на рис. 25.1.

Задача руководителя состоит в том, чтобы попять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?

Каждая стадия жизненного цикла имеет специфические особенности. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Стадия создания организации

Организация находится в стадии становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены па со

Рис. 25.1. График жизненного цикла организации

здание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные. Тип лидера — новатор. На данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляются разделение и специализация управленческого труда. Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения.

На этой стадии перед организацией стоят две основные задачи:

  • o доступ к необходимым ресурсам;
  • o овладение механизмом конкуренции. Руководству следует сосредоточить особое внимание:
  • o на изучении потребительского спроса на производимую продукцию, услуги на конкурентных рынках;
  • o сборе и анализе информации о деятельности и намерениях конкурентов, их сопоставлении с возможностями, ресурсами своей организации;
  • o выяснении необходимости и целесообразности наращивания потенциала организации и внесении соответствующих корректив в стратегию;
  • o рационализации управленческого процесса, включающей расстановку кадров, создание надежного механизма принятия решений, системы мотивации;
  • o принятии всевозможных мер по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников.

На стадии создания организации перед менеджерами стоят особенно сложные задачи. Их суть можно свести к дилемме «быть или не быть». На этой стадии необходим особо тщательный и всесторонний анализ ситуации (табл. 25.2).

Стадия роста организации

На этой стадии интенсивно развиваются инновационные процессы, окончательно формируется миссия (предназначение) организации. Коммуникации и контроль остаются неформальными. По мере роста организации в ней усиливаются процессы разделения и специализации управленческого труда, что в свою очередь вызывает образование новых структурных подразделений. Следовательно, организационная структура становится более сложной, растет число уровней иерархии, происходит увеличение удельного веса административных методов управления за счет создания новых инструкций, положений, процедур, нормативов.

На данной стадии перед организацией стоят следующие задачи:

  • 1) обеспечение условий экономического роста;
  • 2) достижение высокого качества товаров, услуг.

Таблица 25.2. Анализ ситуации на сталий создания организации

Направления и этапы

Показатели

Цель

Метод

Результат

1. Выбор товара или услуги

Определить ниш)’ на рынке

Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка

Возможный объем продаж товара

2. Оценка

действий

конкурентов

Определить возможности конкурентов дня занятия ниши на рынке

Изучить работу аналогичных предприятии: технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, инфраструктурные связи

Доминирующий фактор конкуренции

3. Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые ресурсы и возможность их получения

Изучить возможности создания технологии (приобретения, установки оборудования, его эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами

Формирование системы исходных условий и предпосылок

4. Анализ окружения

Определить значимость внешних факторов

Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить тенденции их развития

Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов.

Темпы изменения значений

Руководством организации должен быть выбран такой тип управления, который обеспечит поддержание стабильного баланса между стабильностью и новациями, осуществление эффективной деятельности в текущем периоде с одновременным планированием будущего.

На стадии роста на первый план в деятельности руководителя выступают следующие задачи:

  • 1) решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
  • 2) обеспечение баланса между текущей и перспективной инновационной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;
  • 3) оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении организацией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий.

Основные этапы развития психологии создатель Наталья Якунина

I ЭТАП «Психология как наука о душе»

1.1. Более 2 тысяч лет назад наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

1.1.1. — Представитель материалистической линии в античной психологии и философии: Демокрит 4 в.до н.э. считал, что душа состоит из атомов, он обосновал идеи причинности и отсутствие беспричинных явлений. — Представители идеалистической линии в античной психологии и философии: 1) Сократ (470-399 г. до н.э.) говорил о том, что душа психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. 2) Платон (427-347 г до н.э.) утверждал, что душа постоянна, неизменна и бессмертна. Она состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. 3) Аристотель (384-322 г. до н.э.) в своем трактате «О душе» утверждал, что тело и душа неразделимы. Душа — это форма существования живого тела. Выделил три вида души: растительную — питает тело, дает энергию и находится в брюшной полости; животная — основа эмоциональных чувств и находится в грудной клетке; разумная — в голове, ее функция состоит в способности, возможности и необходимости познавать мир.

II ЭТАП «Психология как наука о сознании»

2.1. XVII век. В связи с развитием естественных наук, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием

2.1.1. — Рене Декарт считал, что животные не обладают душой, а их поведение — лишь реакция на внешнее воздействие. Он ввел понятие рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Считал, что рефлекторным механизмами можно объяснить поведение животных и простейшие акты человеческого поведения. Сознание он рассматривал как замкнутое в себе и доступное лишь для интроспекции явление. Он противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа — только мыслить. Это учение получило название дуализма; — В 19в. Джеймс «Поток сознания»- в лаб.Вундта определил, что сознание ритмично- сознания (ряд из 8 двойных ударов); — Апперцепция — состоит из определения ясности сознания, его сосредоточенности(Лейбниц); — Некоторая сила течения мысли и ход псих процессов (Вундт). — Метод интроспекции — изучение свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюю (Дж.Локк) +описаны свойства и феномены, поставленные проблемы.

III ЭТАП «Психология как наука о поведении»

3.1. ХХ век. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека

3.1.1. Поведение-внешнее проявление психической деятельности (Гипенрейтор). Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX века американский психолог Д. Уотсон (S-R) заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Э.Толмен ввел компонент сознания V. + развитие по естественно-научному пути, введен объективный метод, изучалось животные, младенцы, не учитывали сложность псих процессов, сближали психику животных и человека.

IV ЭТАП «Психология как наука, изучающая закономерности развития и проявления психики человека»

4.1. Середина ХХ века — настоящее время. Изучаются мотивы поведения и деятельности людей. Вводится термин «внутренняя мотивация»

4.1.1. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Теория деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия)



В продолжение первой и второй статьи о Системном Инжиниринге необходимо показать какие этапы проходит в своем развитие любая система и сделать небольшое введение в концепцию Жизненного Цикла системы. Мы покажем распространенные модели жизненного цикла, познакомимся с общей кривой обязательств по стоимости жизненного цикла системы.

Жизненный цикл — это как раз те этапы «жизни» любого проекта или системы, которые следуют от рождения до окончания, от создания концепции до утилизации готового продукта. Сама концепция весьма распространена совершенно в разных областях знания — от маркетинга до создания посадочных лунных модулей. И логично, что эта концепция используется в системном инжиниринге — как метод логически разделить разные этапы жизни системы. И более того — роль системной инженерии охватывает весь жизненный цикл системы.

С другой стороны, цель определения жизненного цикла системы заключается в создании основы для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон. Системный инженер тесно сотрудничает с менеджером проекта, чтобы адаптировать общий жизненный цикл для удовлетворения конкретных потребностей проекта.

Принятие концепции жизненного цикла позволяет категорировать все мероприятия разработки системы на различаемые и контролируемы фазы.

С точки зрения системного инжиниринга жизненный цикл системы это пошаговая эволюция системы — от концепции через развитие до производства, эксплуатации и наконец окончательной утилизации .

Наиболее критичными характеристиками жизненного цикла системы являются — достаточная сложность, удовлетворение важным требованиям потребителей, достаточная протяженность во времени (иногда несколько лет), взаимодействие нескольких взаимовлияющих задач, вовлечение нескольких, или даже многих научных или технических дисциплин, вовлечение нескольких или многих организаций, использование специфических бюджетов и временных рамок (при заданных показателях эффективности) .

Система управления жизненным циклом системы может стать отдельной дисциплиной или направлением работы отдельного подразделения или организации.

Можно различить три типа жизненного цикла системы. Это может быть жизненный цикл предприятия, жизненный цикл на основе исследования, разработки, тестирования и принятия в эксплуатацию системы, или жизненный цикл на основе приобретения, производства или покупки системы . Каждый из типов может быть основным или, как можно ожидать, любой из этих типов может входить в общий, большой жизненный цикл системы. На рисунке 1 показаны три основных типа жизненных циклов системы. Они могут применяться или использоваться при создании систем различных назначений или типов.

Рис. 1. Три типа жизненных циклов системы.

Для примера рассмотрим фазы жизненного цикла при разработке нового продукта. Такой цикл можно разделить на следующие фазы:

– Создание концепта;

– Анализ технической реализуемости;

– Разработка;

– Коммерческое одобрение и подготовка производства;

– Полномасштабное производство;

– Поддержка продукта;

– Стадия утилизации.

На стадии создания концепта производится постановка проблемы и очень четко определяется, что за продукт должен появиться, и что ему предназначено делать. Определяются ключевые функции, характеристики производительности, указываются ограничения, устанавливаются критерии оценки качества.

Результатом стадии создания концепта могут быть:

– Набор функциональных требований;

– Идентификация потенциальных барьеров для разработки, производства, и маркетинга предлагаемого продукта;

– Модель для тестирования принципа работы для уменьшения технических неопределенностей;

– Экономический качественный анализ;

– Предварительный маркетинговый отчет для уменьшения финансовых неопределенностей.

Важность этой стадии в том, что, потребляя всего 1 % всей стоимости продукта, она влияет на 70 % стоимости жизненного цикла.

Стадия анализа технической реализуемости служит для подтверждения целевых показателей производительности нового продукта с помощью экспериментов и/или приемлемого инженерного анализа, а также для подтверждения отсутствия технических или экономических барьеров для внедрения .

На этой стадии можно выделить следующие шаги:

– Изучение компромиссов;

– Требования к системе и подсистемам (надежность, безопасность, ремонтопригодность, и влияние на окружающую среду);

– Разработка предварительного плана тестирования, методов производства, концепций обслуживания и логистики, и маркетингового плана.

– Предварительная оценка стоимости жизненного цикла системы.

– Подготовка предложения для стадии разработки.

Потребляя 7 % стоимости всего продукта, эта стадия влияет на 85 % стоимости жизненного цикла системы. Важно, что эта стадия должна учитывать технологическую готовность или степень развития используемых технологий.

Понятие технологической готовности было введено агентством NASA в конце 80-х годов как раз для оценки предлагаемых технологий при создании очень дорогих и важных космических программ. Все уровни технологической готовности делились на 9 ступеней — от уровня 1, когда были установлены только простейшие принципы какой-либо технологии или явления, до 9, когда технология прошла испытания временем и работающими на ее основе системами . На стадии анализа технической реализуемости должен быть установлен какой-то определенный уровень технологии, который уже может быть использован в данной системе. Это логично, так как доработка новых технологий в процессе создания системы может в итоге оказаться дороже, чем сама система.

Целями стадии разработки являются подтверждение того, что продукт будет работать как указано с помощью конструирования и тестирования инженерного прототипа или пилотного процесса, а также подготовка необходимых улучшений в материалах, процессах и методах конструирования. Общим подходом для этой стадии является последовательность «построй-испытай-почини-испытай».

На стадии коммерческого одобрения иподготовки кпроизводству разрабатывают собственно технологии производства, устанавливают маркетинговые критерии для доступа продукта на рынок, выбирают производственные процессы, инструменты и технологии, разрабатывают инсталляционные планы, выбирают поставщиков для закупки материалов, компонентов и подсистем, изготавливают прототипы.

И наконец, когда наступает время производства, необходимо создать финальные чертежи, спецификации, диаграммы процессов, установить все процедуры. Необходимо собрать все компоненты продукта и самого производства. Устанавливаются процедуры для контроля качества и стандарты надежности. Заключаются контракты с поставщиками. Устанавливаются процедуры для распределения продукта по торговым сетям и его обслуживания. Строятся производственные площадки или даже заводы. И запускается процесс непрерывного улучшения (если это конечно необходимо).

На стадии поддержки продукта должны быть подготовлены инструкции для установки продукта, его эксплуатации и ремонта. Необходимо провести тренинги для персонала заказчика. Полезно организовать программу технической поддержки и гарантийного сервиса. Возможно, необходимым будет организовать производство и распределение запчастей и расходных материалов. В качестве шагов по улучшению продукта возможно необходимо создавать новые процедуры по эксплуатации и обслуживанию. Необходимо уведомлять заказчиков об изменениях или об окончании обслуживания.

Каждый продукт генерирует отходы на стадии производства, во время использования, и в конце своего полезного существования, что может вызывать проблемы с утилизацией. Вопрос утилизации должен быть поднят на ранних стадиях дизайна продукта или процесса. На стадии утилизации, если таковая необходима, нужна организация изъятия, сбора и уничтожения (переработки) использованного продукта в целях уменьшения влияния на окружающую среду. Сам дизайн продукта должен учитывать возможность утилизации. Крайне полезно организовать изъятие вредных материалов из конечного продукта. Даже при прекращении использования программного обеспечения необходимо подумать, как можно реструктурировать, конвертировать или использовать как-то еще те данные, которые обрабатывались на нем.

Для разных целей или продуктов, или процессов используются разные модели Жизненного Цикла систем. Критериями выбора моделей могут быть — подход выбора решения, временные рамки, статус требований, чувствительность к риску, сложность системы и стабильность окружения. Основными моделями можно назвать последовательную (или модель «Водопад»), инкрементальную, эволюционную и циклическую (спиральную).

Первая модель показана на рисунке 2. В этой модели процессы и мероприятия проходят последовательно, сверху вниз в дискретном линейном порядке. Исходная модель не подразумевает обратной связи между фазами — если, например, требования записаны, то они больше не меняются, либо такая активность будет внеплановой. Всегда возможно изменить исходную модель для введения петель обратной связи. Такая модель больше всего подходит для простых системы с малым количеством альтернатив и низкими рисками. Там, где требования известны и хорошо определены с самого начала. Там, где стоимость, техническая и временная база стабильны. Там, где необходимо в итоге предоставить один продукт.

Рис. 2. Последовательная модель (тип «Водопад»).

В такой модели, благодаря ее простоте есть и недостатки. Например, меры по уменьшению риска отложены на поздние стадии, документальная верификация отложена на поздние стадии, операционные проблемы могут обнаружиться слишком поздно и очень длинные циклы модификаций.

Следующая модель — инкрементальная (рисунок 3), то есть так, при которой последовательные улучшения системы происходят повторяющимися шагами.

Эта модель используется тогда, когда архитектура системы и ее требования хорошо определены и остаются неизменными. А вот дизайн системы может быть улучшен простым добавлением или улучшением какого-либо компонента, что каждый раз может сказаться на улучшении функционировании всей системы. Частичные улучшения могут покрывать часть функциональности или часть критериев производительности, или внедрение на части операционных площадок. Наиболее полезным будет использование этой модели в системах с хорошо определенными с самого начала требованиями; там, где полное финансирование не всегда возможно, но при этом время выхода на рынок критично; там, где нет большого первоначального спроса на продукт; там где система имеет множество возможностей по улучшению, при реализации которых добавляется функциональность.

Рис. 3. Инкрементальная модель Жизненного Цикла систем.

Более сложная модель — эволюционная. Она показана на рисунке 4.

Рис. 4. Эволюционная модель Жизненного Цикла систем.

В этой модели финальный дизайн не обязательно хорошо определен на ранних стадиях. Основной жизненный цикл повторяется для разработки успешной версии системы, которая эксплуатируется, и, на которой выявляются потенциальные места улучшения с помощью обратной связи. Таким образом система эволюционирует до финального дизайна. Такая модель позволяет эволюционировать и используемым технологиям, требованиям и окружению. Наилучшим образом данная модель подходит, когда требования не полностью известны или определены с самого начала; когда пользователи хотят видеть ранние версии системы для лучшего понимания своих требований; когда система является первой в своем роде, имеет сложный интерфейс или является частью быстро меняющегося окружения; когда успешная система добавляет себе функциональность со временем.

Одной из самых сложных моделей является спиральная . На рисунке 5 приведен общий вид такой модели.

Рис. 5. Спиральная модель Жизненного Цикла систем.

Эта модель объединяет эволюционную модель жизненного цикла и оценку рисков. Она включает в себя прототипирование как стратегию уменьшения рисков. Спираль повторяет 5 базовых итеративных шагов:

– Определение целей, альтернатив, ограничений и требований;

– Исследование и оценка альтернатив, идентификация и разрешение рисков;

– Дизайн, разработка и верификация продукта;

– Планирование следующего цикла;

– Оценка результатов текущего цикла.

Лучше всего использовать данную модель, когда программа или продукт содержит высокие риски и указаны уровни пошагового улучшения.

Необходимо помнить, что для больших систем могут использоваться разные модели жизненного цикла для разных подсистем или во время разных фаз. Огромное значение имеет правильное построение жизненного цикла системы еще на ранних стадиях. Влияние разных фаз жизненного цикла системы на общую ее стоимость можно качественно оценить на рисунке 6.

Рис. 6. Влияние разных фаз развития системы на общую стоимость.

Литература:

Этапы развития услуг в России.

I. Досоветский.

Сфера бытовых услуг была полностью сферой государства. В основе планирования лежал «государственный заказ», а не спрос и нужды населения (основной фактор развития сферы услуг).

Низкое качество оказываемых услуг и длительные сроки исполнения, образовывали частный подпольный сектор. Половина объема реализации услуг составляет бытовые услуги, а другая половина: ремонт и строительство жилья, пошив одежды, ремонт транспорта, образование, крематорий, ритуальный сервис.

II. Советский период. Кооперативы.

Развитие государственного сектора в сервисной отрасли. Рост потребности в бытовых услуг и снижение спроса, так как потребители знали о качестве сервиса и предпочитали отказываться от него. Причиной тому является нехватка материалов, низкий уровень техники, не квалифицированный персонал. Что сначала неспособность полного удовлетворения потребностей клиента.

Кооперативы были гибки на спрос и предложение, предлагали дополнительные рабочие места, легко меняли ассортимент и распределяли доходы по статьям накопления и потребления.

Слабая денежная политика кооперативов не давала им будущего , их тормозом являлись недоверие и бюрократия. Дальше наблюдался спад экономики это привело к развалу предпринимательства.

III. Постсоветский период рост значимости социальных условий.

НТП(Научно-Технический Прогресс) задавал толчок развития услуг на рынке российской федерации. Явились новые технологии из-за рубежа. Наблюдалось развитие отдыха, спорта и туризма, и приватизация бытового обслуживания. Развивался маркетинг, что привело к обострению конкуренции между организациями.

Появилась виртуальная рыночное пространство (ВТП) что преобладало над всеми сферами услуг — купля и продажа, оплата по сделке. Преимуществами была сделка в любом месте и в любое время а также электронные платежи.

Самыми развитыми и распространенными услугами являлся транспорт, средства связи, жилищно-коммунальные услуги и бытовые услуги.

Сервисная деятельность стало выгоднее производства т.к. наблюдался более быстрый оборот денег, и она не требовала многого вложений.

По истечении 10 лет самыми популярными платными услугами стали санаторий, бытовая связь, жилищно-коммунальные услуги, медицинские услуги, услуги образования.

Дальше произошёл спад заработка, и потребность жилищно-коммунальных услуг сменилась потребностью в ремонте, страховки и гарантиях.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный

экономический университет

Дисциплина: «Сервисная деятельность». Сообщение на тему: «Этапы развития услуг в России».

Работу выполнил: студентка 2 курс ГД-1303 Королева Майя

Санкт-Петербург

4 этапа развития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *