313 НК РФ

Статья 313 НК РФ. Налоговый учет. Общие положения

СТ 313 НК РФ.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового)
периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по
налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком,
предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для
определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными
реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные
регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации
о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из
принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется
последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового
учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения,
утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные
органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов
налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях
налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о
налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную
политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с
начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее
чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также
обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок
отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и
расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем
налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на
расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а
также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы,
являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать
следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов)
является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных
налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность,
установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 Налогового кодекса

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями НК РФ порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

В письме Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/732 указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Как следует из пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Следовательно, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть разработаны самостоятельно и содержать все обязательные реквизиты.

Пример 1.

Первичными учетными документами, подтверждающими расходы по приобретению права требования, будут являться договор финансирования под уступку денежного требования, платежные документы, подтверждающие перечисление средств по договору уступки прав требования.

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/2/211.)

Пример 2.

Основанием и документальным подтверждением расхода в виде остаточной стоимости ликвидированного основного средства, срок полезного использования которого не истек, является указанный акт о списании объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-4).

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726.)

Пример 3.

Если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12).

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413.)

Пример 4.

Акт сдачи-приемки услуг как документ, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, может быть сводным. При этом форма такого сводного акта должна утверждаться в составе учетной политики организации, его составляющей, и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/1/153.)

Здесь следует также привести позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 20.01.2009 N 2236/07.

В подтверждение обоснованности расходов на оплату консультационных услуг налогоплательщиком представлены акты приема-передачи работ, составленные за второй, третий и четвертый кварталы 2002 года, в которых указаны виды услуг, период времени, в течение которого они оказаны, и их стоимость согласно условиям договора.

Акты подписаны представителями налогоплательщика и контрагента, действовавшими на основании доверенностей.

Форма таких актов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Закона N 129-ФЗ, в них имеются. Поэтому предъявление налоговым органом дополнительных требований к их содержанию неправомерно.

Налогоплательщик указывает, что акты приема-передачи работ являются первичной учетной документацией, подтверждающей выполнение компанией работ по договору.

Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Из названной нормы следует, что результаты оказанных услуг не имеют единиц измерения, в связи с чем их стоимость общество и компания могли подтвердить актами приема-передачи работ, составленными в соответствии с условиями договора.

Доказательств, свидетельствующих о том, что услуги, названные в актах приема-передачи работ, компания обществу не оказала, инспекцией не представлено. Информации о ведении обществом бухгалтерского учета с нарушением установленных правил в акте налоговой проверки от 31.03.2005 нет.

Таким образом, суд признал необоснованным вывод о том, что акты приема-передачи работ не являются первичными учетными документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на оплату услуг, оказанных контрагентом.

Пример 5.

Хозяйственной операцией в отношении командировочных расходов является начисление организацией задолженности перед работником на сумму понесенных им расходов на командировку (списание подотчетной суммы с работника).

Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета.

Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установленный Положением, в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:

— командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). В случаях командировок по территории РФ заполнение реквизитов «прибыл-убыл» предусматривается в случаях, если местом командирования является юридическое лицо;

— о найме жилого помещения;

— о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);

— об иных расходах, которые связаны с командировкой.

Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть надлежащим образом оформлены, то есть составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях — заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.

Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влекут несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.

Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а)), то их наличие и оформление определяются внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не являются обязательным.

(Смотрите, например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 28.10.2010 N 16-15/113462@.)

Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 26.11.2009 N 03-02-08/85).

Внимание!

Следует отметить, что выписка по расчетному счету не является первичным документом, поскольку не содержит необходимых реквизитов, свидетельствующих о хозяйственной операции по реализации товара (работ, услуг), в счет оплаты которой поступил соответствующий платеж.

Как отмечено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2010 N А03-1465/2009, сведения о движении денежных средств по расчетному счету налогоплательщика не содержат информации о существе хозяйственных операций и не являются безусловным доказательством получения дохода (выручки) налогоплательщиком в целях исчисления налога на прибыль, а выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету, на основании которой налоговым органом сделан вывод о доначислении налогоплательщику налога, не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) и размера полученной налогоплательщиком выручки, а свидетельствует лишь о поступлении денежных средств на расчетный счет.

Как разъяснено в письме Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/771, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены (в части остатков товаров, не реализованных на 1 января налогового периода, в котором вводится порядок учета транспортных расходов в стоимости приобретенных товаров).

Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме Минфина России от 20.05.2010 N 03-03-06/1/336 указано, что при внесении изменений в учетную политику в части определения перечня прямых и косвенных расходов такие изменения касаются расходов налогоплательщика, в том числе расходов по хранению и перемещению материалов, осуществленных с начала нового налогового периода.

Не учтенные на начало нового налогового периода расходы по хранению и перемещению материалов, относимые в предыдущем налоговом периоде к прямым расходам, подлежат отнесению к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

В письме Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/1/88 указано, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет ли он формировать среднюю стоимость товара по каждому обособленному подразделению или по организации в целом, закрепив это решение в учетной политике.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера)

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения.

Аналитические регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях.

Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

Период, за который определяется налоговая база (нарастающим итогом).

Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде:

выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

выручка от реализации покупных товаров;

выручка от реализации основных средств;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации:

расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав.

расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

расходы, связанные с реализацией основных средств;

расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

Прибыль (убыток) от реализации:

прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав;

прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

прибыль (убыток) от реализации основных средств;

прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.

Сумма внереализационных доходов:

доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Сумма внереализационных расходов, в частности:

расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.

Ст. 313 НК РФ (2018): вопросы и ответы

Статья 313 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 313 НК РФ

Ст. 313 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 313 НК РФ посвящена общим вопросам ведения налогового учета. Из статьи вы сможете узнать, для чего нужен налоговый учет, кто его ведет и в чем его отличия от бухучета. Найдете вы в нашей статье и ответ на вопрос о том, можно ли не вести налоговые регистры.

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Можно ли не вести налоговые регистры?

Итоги

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

Подробнее о расчете транспортного налога читайте в материале «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

Можно ли не вести налоговые регистры?

Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».

Итоги

Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

Основные принципы ведения налогового учета

Как при расчете налоговой базы учитываются доходы?

К доходам, учитываемым при расчете налоговой базы, согласно статье 248 НК РФ относятся:

1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

2. Внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленных в соответствии с законодательством организацией покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Она определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетом за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права) и выраженных в денежной и (или) натуральной формах. Все остальные доходы признаются внереализационными. Их перечень приведен в статье 250 НК РФ.

В статье 251 НК РФ указаны доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

Как при расчете налоговой базы учитываются расходы?

Расходами, согласно статье 252 НК РФ, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Состав расходов, связанных с производством и реализацией, подробно разбирается в статьях 253‑264 НК РФ.

В состав внереалиционных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Перечень их приведен в статье 265 НК РФ. Расходы организации, не учитываемые в целях налогообложения, указаны в статье 270 НК РФ.

Доходы и расходы для бухгалтерского и для налогового учета

Для целей бухгалтерского учета пункт 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» подразделяет все доходы и расходы на четыре группы:

— по обычным видам деятельности;

— операционные;

— внереализационные;

— чрезвычайные.

Наличие первой группы расходов и доходов не вызывает никаких возражений, выделение в отдельную группу чрезвычайных расходов также в какой‑то степени оправдано. Пользователи бухгалтерской отчетности должны иметь информацию о последствиях чрезвычайных обстоятельств, имеющих место в организации (стихийное бедствие, пожар, авария, наводнение и т.п.).

Что касается доходов и расходов второй и третьей групп, то их наличие является надуманным. В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 отсутствует определение как операционных, так и внереализационных доходов и расходов, дан только их перечень.

Дать четкое их определение вообще невозможно хотя бы по тому, что любой вид операционных доходов и расходов не связан с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, является внереализационным. Кроме того, собственнику или пользователю бухгалтерской отчетности важно знать вид и величины доходов и расходов безотносительно того, как их склассифицировать. В этом отношении разработчики Налогового кодекса поступили правильно, подразделив все доходы и расходы на две группы:

— связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) – аналог доходов и расходов по обычным видам деятельности согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;

— внереализационные – аналог операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

В статье 313 НК РФ говорится: «Налогоплательщики исчисляют налоговую базу … на основе данных налогового учета, если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета».

Следовательно, бухгалтер должен в первую очередь выявить те показатели по доходам и расходам, величина которых для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения формируется одинаково.

Доходы и расходы, формируемые одинаково и для бухгалтерского, и для налогового учета

Информация о величине таких доходов и расходов будет фиксироваться в регистрах бухгалтерского учета, итоги которых по окончании отчетного (налогового) периода будут переноситься в регистры налогового учета.

В отношении расходов, методика учета которых для целей бухгалтерского учета и для расчета налоговой базы разная, можно поступить так:

Например, для целей бухгалтерского учета согласно Инструкции по применению плана счетов потери от брака списываются на затраты по производству.

Для целей налогообложения прибыли согласно п. 3 Положения о составе затрат потери от брака также отражаются в фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

Однако с 1 января 2002 года в соответствии со статьей 265 НК РФ вышеуказанные потери приравниваются к внереализационным расходам.

Доходы и расходы, формируемые для бухгалтерского и для налогового учета по-разному

Необходимо иметь в виду, что имеют место расходы, которые полностью признаются для целей бухгалтерского учета и полностью не признаются для целей налогообложения прибыли (материальная помощь работникам, оплата дополнительных, предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей; оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам и др.). Такого рода расходы отражаются в регистрах бухгалтерского учета, не учитываются при расчете налоговой базы и не отражаются в аналитических регистрах налогового учета.

В то же время имеются расходы, которые в данном отчетном (налоговом) периоде не признаются для целей бухгалтерского учета, но признаются для целей налогообложения (например, амортизируемое имущество, первоначальная стоимость которого составляет от двух до десяти тысяч рублей). Стоимость такого имущества при расчете налоговой базы включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Доходы и расходы, учитываемые при расчете как бухгалтерской (отчетной) прибыли, так и налоговой базы, но формируемые по‑разному, можно разделить на несколько групп:

1. Расходы, величины которых для целей налогообложения нормируются.

2. Доходы и расходы, величина которых для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения рассчитывается по‑разному.

3. Доходы и расходы, порядок учета которых для целей бухгалтерского учета коренным образом отличается от порядка формирования при расчете налоговой базы.

Расходы, нормируемые в целях налогообложения

Расходы, величины которых для целей налогообложения нормируются(представительские, некоторые виды расходов на рекламу, платежи по договорам добровольного личного страхования, проценты по заемным средствам, суточные при командировках и др.). Методика учета таких расходов в двух разрезах (в пределах установленных норм и сверх норм) разработана несколько лет назад и вполне может использоваться в будущем. Для расчета налоговой базы итоги регистров бухгалтерского учета по расходам в пределах норм также будут по окончании отчетного периода переноситься в регистры налогового учета.

Доходы и расходы, величина которых для составления бухгалтерской отчетности и для налогообложения рассчитывается по‑разному

Например, согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности создается резерв сомнительных долгов в их полной сумме вне зависимости от сроков образования. В соответствии со статьей 266 НК РФ по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв вообще не создается, со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в размере 50% от суммы сомнительной задолженности, а со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной сомнительной задолженности. Резерв может создаваться не только по расчетам за товары (работы, услуги), а по любой задолженности, за исключением процентов по долговым обязательствам. Сумма резерва не может превышать 10% от выручки отчетного налогового периода.

Суммы отчислений в резерв будут включаться в состав внереализационных расходов не единовременно, а равномерно в течение отчетного периода.

Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации имели право создавать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Для целей налогообложения в соответствии с пунктом 10 Положения о составе затрат принимались только фактические затраты на гарантийный ремонт и обслуживание. Резервирование этих затрат не предусматривалось.

Статьей 267 НК РФ разрешается создавать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и суммы отчислений в этот резерв учитывать при расчете налоговой базы. Здесь же детально изложена методика создания резерва, отличающаяся от порядка его создания для целей бухгалтерского учета.

Также вполне возможно отражение в бухгалтерском учете операций по переносу убытков на будущее, предусмотренного статьей 283 НК РФ. В частности, для этого необходимо выявление отдельно убытка по обслуживающим производствам и хозяйствам, от операций с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, по остальной деятельности.

Такой учет следует организовать по каждому отдельному случаю выявленного убытка за тот или иной налоговый период. В дальнейшем необходимо вести учет сумм списания убытков в каждом году (если они будут списываться не единовременно) с учетом того, что совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы.

По показателям данной группы может быть два варианта учета:

1. Обособленный учет для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Например, создание резерва по сомнительным долгам для целей составления бухгалтерской отчетности в одной сумме, а для расчета налоговой базы – в другой сумме.

2. Учет расходов для целей бухгалтерского учета по методике учета для целей налогообложения. В частности, создавать резерв по сомнительным долгам для целей составления бухгалтерской отчетности в порядке, предусмотренном статьей 266 НК РФ.

Доходы и расходы, порядок учета которых отличается для целей бухгалтерского и налогового учета

Примером являются суммовые разницы, возникающие при совершении операций по договорам, суммы обязательств в которых выражены в иностранной валюте или в условных денежных единицах, но подлежит оплате в рублях (в соответствии со статьей 317 ГК РФ). Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций» суммовые разницы должны учитываться у поставщиков при определении выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у покупателей – при формировании себестоимости закупаемых ценностей. Статья 316 НК РФ предусматривает включение суммовых разниц в состав внереализационных доходов и расходов.

Затраты по долговым обязательствам в соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» включается либо в стоимость инвестиционного актива, либо в операционные расходы. В последнем случае проблем для целей налогообложения не возникает, поскольку согласно статье 265 НК РФ вышеуказанные затраты относятся к внереализационным расходам. Включение процентов по долговым обязательствам в стоимость инвестиционного актива не будет соотноситься с требованиями налогового законодательства.

Здесь сосуществование бухгалтерского учета и налогового учета практически невозможно. Например, организация суммовые разницы для целей составления бухгалтерской отчетности не может отражать в бухгалтерском учете согласно предписаниям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, а для расчета налоговой базы включать их в состав внереализационных доходов и расходов, поскольку в этом случае они будут дважды влиять на величину налоговой базы: один раз в составе доходов и расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), а второй раз – в составе внереализационных доходов и расходов.

Что делать если бухгалтерский учет несовместим с налоговым?

Из‑за несовместимости бухгалтерского и налогового учета организации должны сделать выбор в пользу какого‑то из них. Конечно, выбор будет сделан в пользу налогового учета.

Во‑первых, по статусу Налоговый кодекс намного выше любого ПБУ. Во‑вторых, нарушение предписаний Налогового кодекса повлечет за собой применение соответствующих налоговых санкций, тогда как за нарушение методологии бухгалтерского учета никаких санкций не предусмотрено.

Формально налоговые органы могут попытаться оштрафовать организацию по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Однако, во‑первых, в этой статье не сказано, за нарушение правил какого учета (бухгалтерского или налогового) могут взыскиваться штрафы. По крайней мере, правила налогового учета не будут нарушены.

Во‑вторых, поскольку здесь возникают налоговые правоотношения, то они и должны регулироваться налоговым законодательством и соблюдение правил налогового учета с нарушением соответственно правил бухгалтерского учета не должно рассматриваться как налоговое правонарушение.

Таким образом, по нашему глубокому убеждению в тех ситуациях, когда правила ведения бухгалтерского учета несовместимы с правилами налогового учета, приоритет должен быть за последним.

Момент признания доходов и расходов

При учете доходов и расходов, как для целей составления бухгалтерской отчетности, так и для целей налогообложения исключительно важное значение имеет момент их признания, т.е. для доходов – дата их получения, а для расходов – дата их осуществления.

Вышеуказанные даты для расчета налоговой базы при методе начисления определены в статьях 271 и 272 НК РФ. Сравнение их с моментом признания доходов и расходов для целей составления бухгалтерской отчетности позволяет сделать следующие выводы.

Момент признания многих видов доходов и расходов для обеих целей совпадают. Например, в большинстве случаев для доходов от реализации датой их получения признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Исключением является реализация товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору), когда комитент (принципал) доходы в иностранной валюте пересчитывает в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату предоставления отчета комиссионера (агента).

То же можно сказать в отношении других доходов и расходов (доходы и расходы в виде соответственно положительной и отрицательной курсовой разницы; доходы в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации основных средств; суммы налогов, сборов и иных подобных расходов; расходы на командировки и т.п.) Итоговые суммы таких доходов и расходов можно переносить из регистров бухгалтерского учета в налоговые регистры.

Вместе с тем, моменты признания ряда доходов и расходов для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения – различны.

Например, в соответствии с подпунктом 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником. Эти же расходы согласно статье 317 НК РФ при расчете налоговой базы признаются в соответствии с условиями договора. Если условиями договора штрафные санкции не предусмотрены, то при взыскании их в судебном порядке обязательство по начислению этих внереализационных доходов возникает на основании решения суда.

Различаются моменты признания для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения по доходам в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг), выплате подъемных и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, по арендным (лизинговым) платежам за арендуемое (принятое в лизинг) имущество и некоторым другим доходам и расходам.

В данном случае возможны два варианта учета доходов и расходов:

Первый вариант предполагает учет доходов и расходов отдельно для целей составления бухгалтерской отчетности и отдельно для расчета налоговой базы. В этом случае вся информация о доходах и расходах для целей налогообложения будет формироваться в налоговых регистрах. Данный вариант с точки зрения соблюдения методологии бухгалтерского учета и требований налогового учета будет самый правильный.

Второй вариант основан на приоритете требований налогового учета и предполагает единый момент признания доходов и расходов, предусмотренный Налоговым кодексом. В этом случае вся информация о доходах и расходах формируется в регистрах бухгалтерского учета, итоги которых за отчетный период будут переноситься в регистры налогового учета. Положительным моментом этого варианта является сокращение работы бухгалтерского аппарата, ибо отпадает необходимость «двойного» учета одних и тех же фактов хозяйственной жизни (один раз – для целей составления бухгалтерской отчетности, другой раз – для расчета налоговой базы).

Прямые и косвенные расходы для бухгалтерского и налогового учета

Согласно статье 318 НК РФ расходы на производство и реализацию в зависимости от влияния их на налоговую базу подразделяются на прямые и косвенные.

Сумма косвенных расходов в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации. Сумма прямых расходов также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

В бухгалтерском учете и налоговом учете существовало и существует разное понимание прямых и косвенных расходов.

Прямые и косвенные расходы для целей бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете прямыми являются расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и которые можно сразу списать на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг). Косвенными являются расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства и которые нельзя сразу (без отдельного расчета) списать на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг). По окончании месяца в большинстве организаций косвенные расходы тем или иным способом (в зависимости от принятой учетной политики) распределяются между видами продукции (работ, услуг) и списываются также на их себестоимость.

Прямые и косвенные расходы для целей налогового учета

В налоговом учете к прямым расходам относятся:

— затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

— расходы на оплату труда, предусмотренные статьей 255 НК РФ;

— амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг)

Все остальные расходы (за исключением вышеперечисленных) относятся к косвенным.

Таким образом понятие «прямые расходы» и «косвенные расходы» в бухгалтерском учете принципиально отличается от налогового учета. В основу их деления в бухгалтерском учете положен принцип возможности непосредственного отнесения расходов на себестоимость того или иного вида продукции (работ, услуг), а в налоговом учете – вид затрат. Поэтому многие виды затрат (амортизация основных средств, ряд видов оплаты труда и др.), являются в бухгалтерском учете косвенными, в налоговом учете относятся к прямым, и наоборот.

Величину прямых и косвенных расходов для целей налогообложения можно, по нашему мнению, без особого труда получить из регистров бухгалтерского учета.

Налоговый учет

Налоговый учет. Рассмотрим, зачем он нужен и каким бывает.

Каждая организация обязана вести бухгалтерию. Кроме того, бизнесмены часто ведут управленческий учет, потому что «стандартная» отчетность устраивает не всех. Однако есть еще и третий вид учета – налоговый.

Зачем нужен налоговый учет

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет:

  1. Денежное измерение — учет всех операций в рублях.
  2. Обособленность имущества — отделение объектов, находящихся в собственности организации от арендованных, взятых в залог и т.п.
  3. Непрерывность – ведение учета в течение всего «срока жизни» бизнеса.
  4. Временная определенность – порядок признания доходов. В зависимости от вида налога они могут признаваться как по начислению, так и по оплате.
  5. Последовательность – все применяемые нормы должны в общем случае без изменений применяться из года в год. Исключения возможны, если меняется законодательство или компания корректирует учетную политику.
  6. Равномерность – доходы и относящиеся к ним расходы следует учитывать в одном налоговом периоде.

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

Если для исчисления обязательного платежа достаточно «обычных» бухгалтерских данных, то налог считают по этим цифрам.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  1. Наименование.
  2. Период (дата).
  3. Вид операции.
  4. Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  5. Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налог на прибыль

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров:

  1. Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  2. Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  3. Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

НДС

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. Т.е. речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Зарплатные налоги

«Зарплатными налогами» бизнесмены и специалисты по учету традиционно называют НДФЛ и обязательные страховые взносы. Хотя формально это – разные типы платежей, но с точки зрения расчета они во многом похожи.

Облагаемой базой в обоих случаях является заработная плата, а также прочие выплаты в пользу сотрудников. Поэтому здесь налоговый учет полностью основан на бухгалтерских данных.

Единый сельхозналог

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

Закон разрешает юридическим лицам определять облагаемую базу по ЕСХН на основе данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что доходы и расходы при ЕСХН определяются «по оплате», поэтому напрямую использовать бухгалтерские данные не получится.

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

УСН

Для «упрощенки» предусмотрен специальный учетный регистр: Книга учета доходов и расходов – КУДиР (приказ Минфина РФ от 22.10.2012 №135н). Если бизнесмен использует объект «Доходы», то в КУДиР нужно заносить только доходную часть и вычеты. При использовании объекта «Доходы минус расходы» задействуют все разделы КУДиР.

Выручка и затраты отражаются в КУДиР по факту поступления и списания денежных средств.

НДФЛ для ИП

Если ИП не перешел ни на один из спецрежимов, то он должен исчислять НДФЛ в рамках общей налоговой системы (ОСНО). Для этого также используется специальная книга (приказ Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н).

Учет здесь также, как при УСН, ведется «по оплате», но формат будет другим. В частности, в отличие от «упрощенцев», предприниматель на ОСНО платит НДС, поэтому суммы этого налога тоже отражаются в книге учета.

ЕНВД и патентная система

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Налог на имущество, земельный, транспортный

Эти виды обязательных платежей должны перечислять в бюджет владельцы определенных видов собственности: недвижимости, земельных участков, транспортных средств.

Налоговый учет в данном случае заключается в определении количества объектов и их параметров, формирующих облагаемую базу. Для недвижимости это — остаточная или кадастровая стоимость, для земли – только кадастровая, а для большинства транспортных средств – мощность двигателя в лошадиных силах.

Порядок ведения налогового учета

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа — последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:
  1. Первичные учетные документы.
  2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хронологическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогообложения. Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регистров реквизиты (наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
  3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей Налогового кодекса РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

И. Epшoвa

Предпринимательское право…

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 НК РФ

Статья 313 НК РФ посвящена налоговому учету.

Согласно ч. 2 ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

На основе данных налогового учета налогоплательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета.

Согласно ч. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе:

а) самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными

реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;

б) либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

313 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *