30 от 2300

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 30 мая 2018 г.

В розничной торговой сети используются такие мероприятия по продвижению товара, как продажи со скидкой при условии предоставления купона с вклеенными в него наклейками, которые до совершения текущей покупки можно получить при покупке на определенную сумму.

Безусловно, подобного рода акции стимулируют продажи товаров, реализуемых с предоставлением скидки. В то же время попробуем разобраться, законно ли в розничных торговых объектах выставлять ценники с указанием цены, которая применяется только при условии предъявлении такого купона.

Ситуация. В магазине выставлен товар, к которому имеется ценник. Ценник выделяется цветом. В ценнике указана цена со скидкой, которая устанавливается при условии предоставления купона с вклеенными в него наклейками. Цена со скидкой представлена как приоритетная: цена со скидкой указана с размером шрифта, в два раза большим цены за единицу товара, применяемой во всех остальных случаях; обычная цена, без скидки, перечеркнута.

Обязанность продавца представить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре

В соответствии с положениями ст. 462 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, либо лицо, осуществляющее ремесленную деятельность или реализацию товаров на рынках или в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, в том числе разовую реализацию, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяется законодательство о защите прав потребителей.

В п. 1 ст. 465 ГК указано, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

В п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) содержится перечень данных, которые должна содержать информация о товарах в обязательном порядке. В частности, это наименование товара; указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам); цена и условия оплаты товаров (работ, услуг), а также другие.

Указанная информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.

Таким образом, среди информации, которая должна доводиться до потребителя (покупателя), законодательством предусмотрена обязанность доведения до потребителя информации о цене товара.

В рассматриваемом случае до потребителя доводится в первую очередь цена товара, применяемая при соблюдении определенных условий, что, по нашему мнению, вводит потребителя в заблуждение относительно цены товара, реализуемого без соблюдения этих условий (реальная цена перечеркнута).

В п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей уточнено, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Понятие ценника закреплено в Правилах продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила). В соответствии с п. 2 Правил, ценник – бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах.

Кроме того, в Правилах закреплено, что информация о товарах доводится до сведения покупателя на белорусском или русском языке, по общему правилу, в документах, прилагаемых к товарам, технологических документах на продукцию общественного питания, на потребительской таре, этикетках, ценниках (п. 16).

Относительно цен и скидок, Правила содержат требования, что цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот (скидок) для отдельных категорий покупателей. При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах (п. 21). Кроме того, по общему правилу, продавец вправе при проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, выставки-продажи товаров, предоставление скидок с цены товаров, другие мероприятия), ценник на товары выделять цветом, формой или другим способом (п. 22 Правил).

Каких-либо специальных требований, которым должны отвечать условия предоставления скидок потребителям с розничных цен, в законодательстве не установлено. В п. 13 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 (далее – Инструкция), определяющей порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», определено, что решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен, но не ниже предельных минимальных розничных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), юридические лица и индивидуальные предприниматели принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством. Розничной ценой является цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (п. 3 Инструкции).

С учетом указанного, полагаем, в ценнике должна быть указана в первую очередь цена товара, применяемая для всех, а также может быть указана цена, формируемая с учетом скидки, предоставляемой при соблюдении условий, установленных продавцом (то есть применяемая не для всех покупателей (потребителей). Таким образом, ценник является средством доведения информации исключительно о товаре и его цене. Ценник, содержащий указание на цену, которая не является действующей без соблюдения условий, установленных продавцом, с перечеркиванием цены, которая установлена в общем порядке, не соответствует понятию ценника, является средством введения потребителя (покупателя) в заблуждение относительно цены товара. Конечно, это заблуждение легко развеять при приобретении одной единицы товара – в момент оплаты товара. Однако при покупке большого количества товара это может быть затруднительно.

Ответственность продавца

По нашему мнению, в такой ситуации целесообразно привлечение продавца к ответственности.

В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей продавец будет нести неблагоприятные последствия за нарушение прав потребителя.

В частности, в соответствии с положениями ст. 16 Закона о защите прав потребителей если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара необходимую и достоверную информацию о товаре, потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, – в разумный срок потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы либо от изготовителя возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков. При расторжении договора и (или) возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы в указанной ситуации потребитель обязан возвратить товар продавцу.

Кроме того, потребитель вправе, в соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребовать компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законодательством.

Следует обратить внимание, что в соответствии с положениями ст. 152 ГК по общему правилу требовать от нарушителя денежную компенсацию морального вреда гражданин вправе при причинении морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Требовать денежную компенсацию морального вреда при нарушении имущественных прав гражданина возможно только в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве. Именно в норме ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусмотрена возможность взыскания морального вреда в случае нарушения имущественных прав, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания).

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. В то же время размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины примирителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Таким образом, следует признать, что установление условий предоставления скидки к цене товара, условия, которые должны быть соблюдены для этого, является правом продавца. В то же время, реализуя данное право, продавец должен соблюдать требования законодательства о ценообразовании, о защите прав потребителей.

Безусловно ценники товаров, участвующих в акциях, проводимых продавцом, допустимо выделять цветом по сравнению с иными ценниками, допустимо указание в ценнике цены товара без скидки и цены со скидкой. Однако, по нашему мнению, в совокупности действия продавца при указании в ценнике цены товара, которая применяется только при условии соблюдения условий, установленных продавцом (наличие специального купона с вклеенными наклейками, которые выдаются продавцом при совершении покупок на определенную сумму; наличие дисконтной карты и других) большим шрифтом с перечеркиванием цены без скидки, которая и применима при заключении договора розничной купли-продажи данного товара большинством покупателей, направлены на введение потребителей в заблуждение относительно цены товара.

Ввиду того, что покупатель видит на ценнике цену товара, указанную большим шрифтом, перечеркнутую цену товара, которая указывается маленьким шрифтом, не имея достаточно времени на изучение полного содержания ценника, может быть введен в заблуждение относительно реальной цены товара. Кроме того, у продавца одновременно может проходить несколько акций на различные товары.

С учетом указанного считаем целесообразным в целях обеспечения защиты прав потребителей, предотвращения введения потребителей в заблуждение относительно цены товара, закрепить четкие требования, которым должен отвечать ценник на товар, реализуемый со скидкой (если скидка предоставляется только при условии соблюдения потребителем ряда условий).

Короткевич М.П.,
юрист, кандидат юридических наук

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

не действует Редакция от 02.03.1999 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 02.03.99) «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф
Номер документа 196-ФЗ
Дата принятия 26.12.1995
Дата редакции 02.03.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 10.12.95 — «Российская газета», N 245, 26.12.95,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 50, ст. 4873)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 02.03.99) «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Статья 25. Условия получения права на управление транспортными средствами

1. Граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 02.03.99 N 41-ФЗ)

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

составами транспортных средств (категория «Е») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в связи с массовым поступлением обращений потребителей по вопросам защиты прав потребителей в условиях распространения нового коронавируса COVID-19 Роспотребнадзором разработан и размещен необходимый справочный материал на сайте Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей.

Памятка «Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить» (далее – Памятка), содержит ответы на вопросы, рекомендации и образцы заявлений по ситуациям, связанным с отказом потребителей от туристских, транспортных, посреднических и иных услуг, или в связи с невозможностью их получения (оказания со стороны исполнителя услуг) и размещена на ГИР ЗПП в разделе «Справочник потребителя» / «Памятки», в раскрывающейся вкладке «Туристские услуги».

QR-код указанной ссылки на Памятку

QR код «QR — Quick Response — Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

При помощи QR-кода закодирована ссылка на Памятку.

Воспользуйтесь интерактивным содержанием памятки (каждый раздел содержания содержит гиперссылку на нужный раздел памятки) или скачайте ее на свой телефон (персональный компьютер) для детального изучения.

Перечень вопросов, ответы на которые содержатся в Памятке.

Раздел 1. Туристские услуги. Отказ от тура (путевки) за границу.

Раздел 2. Туристские услуги. Отказ от тура (путевки) по России.

Раздел 3. Транспортные услуги. Отказ от авиа- или ж/д-, автоперевозки при поездках за границу.

Раздел 4. Транспортные услуги. Отказ от авиа- или ж/д-, автоперевозки при поездках по России.

Раздел 5. Отказ от гостиничных услуг зарубежных отелей (возвратный и невозвратный тариф).

Раздел 6. Отказ от гостиничных услуг российских отелей и иных мест размещения

Раздел 7. Отказ от услуг онлайн-бронирования (билетов и гостиниц), приобретенных через интернет-платформы (приложения).

Раздел 8. Финансовые услуги. Потеря или снижение дохода заемщика и иные меры поддержки граждан в условиях пандемии коронавируса.

Памятка снабжена образцами заявлений для их оперативной подготовки и подачи исполнителям услуг.

Обращаем внимание, что при решении вопроса о возврате платы за неоказанные услуги по причине принятия мер ограничительного характера (самоизоляция, приостановление работы предприятий и организаций в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции) целесообразно в каждом случае:

1. Рассматривать встречное предложение исполнителя услуг;

2. По возможности стараться урегулировать спор в досудебном порядке.

В случае же рассмотрения требований, связанных с существенным изменением обстоятельств следует иметь в виду, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2020 г. и с 1 июля 2021 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 425-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения части четвертой статьи 37 настоящего Закона распространяются на отношения, возникшие из договоров на оказание услуг (выполнение работ), заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзац восьмой пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 2 июня 1993 г. N 5076-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

30 от 2300

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *