274 ФЗ о запрете курения

С 1 июня 2013 г. вступил в силу ФЗ от 23.02.2013 г.№15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее ФЗ «Об ограничении курения табака»), который еще называют «антитабачный закон». Данный закон придет на смену действующему сегодня ФЗ от 10.07.2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который будет признан утратившим силу.

Новый Закон разработан с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака и направлен на охрану таких основополагающих прав граждан, как право на охрану здоровья и право на благоприятную среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).

Распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №1563-р утверждены Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы, а также план мероприятий по ее реализации.

Целью Концепции является создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека.

Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации.

В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 тысяч до 500 тысяч граждан.

Распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации в различных регионах страны составляет 53 — 80 % среди мужчин и 13 — 47 % — среди женщин.

Распространенность потребления табака среди юношей и девушек составляет соответственно 28 — 67 % и 15 — 55 %.

Около 80 процентов населения Российской Федерации подвергается ежедневному пассивному курению табака. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, обладают токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами.

Кроме того, в Российской Федерации растет потребление кальяна, сигар и трубок, состав табака которых не регулируется.

Поэтому совершенствование законодательства в сфере производства, продажи и реализации табака продиктовано острой необходимостью.

ФЗ «Об ограничении курения табака» вводит большое количество положений, которые отсутствовали в ранее действовавшем федеральном законе. В частности, данным законом вводятся обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

cоблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Продвижению табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшему увеличению числа ее потребителей способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информированность населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма на человека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака.

Реклама табачной продукции.

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия устанавливается запрет на рекламу и стимулирование продажи табака, табачной продукции и потребления табака.

Основными мерами, направленными на поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий, являются:

введение полного запрета на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий, а также осуществление контроля и мер административной ответственности за нарушение запрета;

введение запрета на использование табачных торговых марок в отношении продукции, не относящейся к табачной;

создание механизма постоянного информирования распространителей рекламы о воздействии рекламы на увеличение распространения потребления табачных изделий и вовлечение новых потребителей табака, особенно детей, молодежи и женщин, и стимулирование распространителей рекламы к замене рекламы табака на другие виды рекламы;

создание механизма, препятствующего распространению в качестве социальной рекламы любых форм рекламы табака или рекламы антитабачной направленности, разработанной при участии или поддержке табачных компаний.

Статьей 16 ФЗ «Об ограничении курения табака» вводится запрет на рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табака, табачных изделий. Нормы данной статьи дополняют уже действующие сегодня ограничения в сфере рекламы табака, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Согласно положениям вышеуказанной статьи в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных как для детей, так и для взрослых, аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

Необходимо отметить, что, запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака вводится только в отношении вновь созданных произведений. Таким образом, с момента вступления в силу ФЗ «Об ограничении курения табака» мультфильм «Ну, погоди» и другие передачи для детей не уйдут с экранов.

Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в процессе целенаправленного информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний (сюжет, репортаж о вреде курения и т.д.).

С 1 июня 2014 г. при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен будет обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

В соответствии со статьей 23 ФЗ «О рекламе» реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Розничная продажа табачной продукции.

Нормы ФЗ «Об ограничении курения табака», регулирующие порядок осуществления розничной продажи табачной продукции, будут вступать в силу поэтапно. Так, с 1 июня 2013 года запрещается розничная торговля табачной продукцией:

на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

С 1 июня 2014 г. розничную торговлю табачной продукцией можно будет осуществлять только в стационарных магазинах и павильонах.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов будет допускаться торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

С указанной даты нельзя будет выкладывать табачную продукцию на витринах розничного магазина. Покупателю будет предлагаться перечень продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

При этом с 1 июня 2014 г. демонстрацию табачной продукции покупателю в торговом объекте можно будет осуществлять по его требованию только после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции (пункт 4, 5 статьи 19 «Об ограничении курения табака»).

Курение табачной продукции.

С 1 июня 2013 г. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта; на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях социальных служб; в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов; на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; на автозаправочных станциях будет действовать полный запрет на курение, в том случае, если в вышеуказанных организациях (территориях) отсутствуют специально выделенные места для курения на открытом воздухе или изолированные помещения для курения, оборудованные системами вентиляции.

С 1 июня 2014 г., вышеуказанное требование будет распространяться и на поезда дальнего следования, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; на коммунально-бытовые объекты (гостиницы, хостелы, кемпинги и т.п.); организации торговли (торговые центры) и общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.), помещения рынков, на нестационарные торговые объекты; на пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Мера ответственности

Статьей 23 ФЗ «Об ограничении курения табака» за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака установлена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

В настоящее время незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, представляет собой объект административного правонарушения, ответственность, за которую предусмотрена статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с указанной нормой при выявлении факта совершения индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом административного правонарушения в сфере оборота табачной продукции контролирующие органы привлекают нарушителя к административной ответственности. Размер штрафа для граждан составляет от 1500 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;

Статьей 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а также в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 100 руб.

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

7.1) уволен с военной службы в органах федеральной службы безопасности, — на срок до пяти лет со дня увольнения с военной службы. Порядок принятия решений об ограничении права на выезд из Российской Федерации по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

8) признан несостоятельным (банкротом), — до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

  • Статья 10 При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, либо в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта. Открыть статью
  • Статья 11 В случаях, если вне пределов Российской Федерации гражданин Российской Федерации утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт), или срок действия имеющегося у него паспорта (дипломатического паспорта, служебного паспорта) истек, или паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт) стал непригодным для использования, соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо представительство федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящееся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, выдает ему временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Такой документ также выдается гражданину Российской Федерации, проживающему за пределами территории Российской Федерации, вместо его паспорта (дипломатического паспорта, служебного паспорта) при наличии оснований для временного ограничения его права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона. Порядок оформления такого документа и его форма определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Открыть статью
  • Статья 16 Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации. Открыть статью
  • Статья 18 В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 и 7.1 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Открыть статью
  • Статья 38 В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона организации, в распоряжении которых находятся сведения особой важности или совершенно секретные сведения, отнесенные к государственной тайне, заключают со своими сотрудниками, ранее допущенными, а также вновь допускаемыми к таким сведениям, трудовые договоры (контракты) в соответствии с подпунктом 1 статьи 15 настоящего Федерального закона. Открыть статью

Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

15 ноября 2013 г. вступает в силу большинство положений Закона N 274-ФЗ, в котором установлены штрафы за нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (далее — Закон N 15-ФЗ). Нововведения коснутся, в частности, продавцов табачной продукции, рекламодателей, рекламопроизводителей, владельцев помещений, в которых курение запрещено.

Законом N 274-ФЗ предусмотрены штрафы за нарушение правил продажи табачной продукции, неоснащение мест для курения табака, рекламу табачной продукции. Если организации и предприниматели на своей территории не будут обеспечивать соблюдение запретов, то они также могут быть оштрафованы.

Для граждан курение в неположенном месте может повлечь штраф до 1,5 тыс. руб., а курение на детской площадке — до 3 тыс. руб.

Многие ограничения и запреты, установленные Законом N 15-ФЗ, начали действовать уже с 1 июня 2013 г., однако ответственности за их несоблюдение до сих пор введено не было. Законом N 274-ФЗ данный пробел устранен.

Организации могут быть оштрафованы на сумму до 90 тыс. руб., если не обеспечат на своей территории соблюдение запретов на курение

Закон N 15-ФЗ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей контролировать соблюдение его норм на территориях и в помещениях, которые используются указанными лицами для осуществления деятельности. В соответствии с Законом N 274-ФЗ за неисполнение этой обязанности организации могут быть оштрафованы на сумму от 60 до 90 тыс. руб., индивидуальные предприниматели — на сумму от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ в редакции Закона N 274-ФЗ).

Все организации и предприниматели должны контролировать на своей территории соблюдение Закона N 15-ФЗ, в частности:

— запрета курения в определенных помещениях и на определенных территориях;

— запрета рекламы табака;

— ограничений розничной продажи табачной продукции.

В то же время ни в Законе N 15-ФЗ, ни в Законе N 274-ФЗ не установлено, какие действия должны признаваться надлежащим исполнением обязанности по контролю.

Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях будут органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по контролю и надзору в сфере транспорта, а также органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.

Составлять протоколы об административных правонарушениях наравне с указанными органами будут должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

За несоблюдение требований к выделению и оснащению мест для курения организациям грозит штраф в размере до 80 тыс. руб.

Собственник имущества (или уполномоченное им лицо) может разрешить курение на принадлежащих ему объектах — это касается судов, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров, а также мест общего пользования многоквартирных домов. Собственник обязан специально выделить для курения места на открытом воздухе либо приспособить для курения изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции (ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Требования, которым должны соответствовать эти места, установит Минрегион России совместно с Минздравом России. На данный момент разработан только проект соответствующего приказа. После утверждения указанных требований юрлица могут быть оштрафованы за их нарушение на сумму от 50 до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ в редакции Закона N 274-ФЗ).

За нарушение правил торговли табачной продукцией на продавцов-юрлиц может быть наложен штраф в размере до 50 тыс. руб.

Закон N 15-ФЗ содержит ограничения и запреты в сфере торговли. Например, розничная продажа разрешается только в магазинах и павильонах, выкладка и демонстрация табачной продукции в торговых объектах запрещается (ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Нарушение таких ограничений влечет наложение штрафа, размер которого для организаций по общему правилу составит от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ в редакции Закона N 274-ФЗ). Если же организация реализует насвай оптом или в розницу, то ей грозит штраф от 40 до 60 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ в редакции Закона N 274-ФЗ). За продажу табачных изделий несовершеннолетнему для организаций предусмотрен штраф от 100 до 150 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ в редакции Закона N 274-ФЗ).

За рекламу табака юрлиц могут оштрафовать на сумму до 600 тыс. руб.

В соответствии с Законом N 15-ФЗ полностью запрещена реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей. Штраф за нарушение данного запрета для организаций составит от 150 до 600 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — от 10 до 25 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ в редакции Закона N 274-ФЗ). К ответственности в равной мере могут быть привлечены рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители.

В России 1 октября вступают в силу новые правила противопожарного режима. Согласно им, курение на балконе отеля запрещается. Эксперты, тем не менее, скептичны в отношении эффективности этой меры.

Согласно новым правилам противопожарного режима, которые были одобрены Правительством России в сентябре этого года, с 1 октября вводится запрет на использование открытого огня на балконах квартир, гостиниц и общежитий. Под определение «открытого огня», по заявлениям МЧС России, попадает и курение.

В пресс-службе МЧС России, которое инициировало внесение изменений, пояснили, что Правительство РФ одобрило ряд требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности. Теперь законом запрещено использование открытого огня на балконах и лоджиях квартир, в жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Таким образом, россияне не смогут жарить шашлыки на балконах, зажигать свечи и курить. Новые правила противопожарного режима вступят в силу с 1 октября.

Вместе с тем запрет на курение в пожароопасных и взрывоопасных местах не касается специальных мест для курения.

Эксперты, с которыми поговорил корреспондент «Вестник АТОР», напомнили, что запрет на курение в общественных местах, в том числе в отелях и на балконах отелей, действует уже не первый год, но видимого эффекта от него нет, маловероятно, что и сейчас что-то изменится.

Алексей Высоканов, учредитель и генеральный директор сети отелей «Ателика» и президент компании «Мультитур», рассказал, что курящие гости его отелей в большинстве своем не утруждают себя выходом в специально отведенные зоны, предпочитая курить либо на балконе, либо, если его нет, в номере отеля, открыв форточку. «Естественно, мы не имеем права оштрафовать туристов за курение, если мы этого не видели. Как же мы боремся с нарушителями?

В договоре проживания в отеле, который при заселении подписывают гости, есть пункт, в котором сказано, что гости должны соблюдать определенные нормы, в том числе поддерживать чистоту в номере», — говорит эксперт. И здесь мы имеем право попросить гостя оплатить химчистку номера после курения. «Кто-то платит, кто-то усердно ругается, доказывая свою невиновность и уходит, не оплатив штраф. На балконе же доказать факт курения, если ничего не испорчено, мало реально. Бороться, конечно, сложно», — говорит Алексей Высоканов.

Вадим Прасов, вице-президент федерации рестораторов и отельеров, высказывает схожее мнение. «Не вижу в этом никаких сущностных нововведений для туристов: курить на балконах отелей запрещено и сейчас, вот только отследить нарушителей практически невозможно. Как? Да, можно по внешнему виду балкона, можно потом предъявить претензии гостю, но не более», — говорит Вадим Прасов. Если же видимой порчи балкона нет, то и предъявить будет нечего. Поэтому пока нет контроля и действительно серьезного наказания — ничего меняться не будет, поясняет эксперт.

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», думает так же. Эксперт отметил, что положительно относится к запрету курения на балконах, поскольку это может приносить дискомфорт некурящим соседям по отелю. При этом курящие туристы будут продолжать курить, ведь это никак и никем не отслеживается.

«Да, курильщикам «закручивают гайки», но не думаю, что новые правила сильно омрачат их настроение — как и ранее они совершенно не будут их сковывать», — заключил г-н Ромашкин.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

Вернуться назад

Закон о запрете курения № 15

Это нормативный акт, запрещающий курить тем, кто подвержен вредной привычке, в общественных местах. Где теперь нельзя курить, и какой за это положен штраф? Причина принятия закона в том, что граждане, вдыхающие сигаретный дым «пассивные курильщики» и те, кто курит, болеют различными патологиями. По статистике, от онкологических и других заболеваний в год умирает более полумиллиона россиян. И вот, закон призван бороться со статистикой смертности от курения, а также воспитывать молодежь в «антитабачном» духе.

Будут ли выполняться нормы закона, насколько положительными окажутся сдвиги – об этом говорить рано. Эксперты считают, что положительные моменты проявятся не ранее, чем через 5 лет.

Где теперь нельзя курить?

Если прочитать ФЗ №15, то курить нельзя нигде! Итак, список мест, где категорически нельзя появляться с сигаретой:

  1. Образовательные учреждения, касающиеся молодого поколения, а также все места, где есть молодежь;
  2. Заведения спортивного, медицинского, курортного, санаторного типа;
  3. В поездах дальнего, ближнего следования, в электричках, на судах воздушного, водного назначения, в любых видах общественного транспорта;
  4. В зонах ближе 15 метров от вокзалов (любых), аэропортов, станций метро, а также внутри всех этих транспортных учреждений, на платформах пассажирского назначения;
  5. На рынках, в торговых палатках, в зданиях торговых, гостиничных учреждений, на предприятиях общественного питания, в жилых, бытовых строениях;
  6. В государственных учреждениях;
  7. Внутри помещения на работе;
  8. В лифтах и других местах общедомового пользования;
  9. На пляжах, на детских площадках;
  10. На заправках.

Получается, что курить нельзя нигде, где есть другие люди. Категорически запрещено курить возле входов в торговые, общественные, государственные учреждения, нельзя доставать сигареты в кафе, ресторанах. Теперь можно «подымить» только там, где оборудованы специальные зоны для курящих, причем эти зоны должны быть изолированы, чтобы дымом ни в коем случае не дышали другие люди.

Запрет на курение в подъездах жилых домов

Подъезды, лестничные площадки, пролеты считаются общедомовым имуществом и местами общего пользования, а значит, попадают в реестр мест, где курение запрещено. Законодательно предусмотрена только одна поблажка – если на общедомовом собрании жильцы приняли решение и организовали изолированное помещение для курения, там курить не запрещается. Помещение в обязательном порядке оборудуется вентиляцией, источниками искусственного освещения, противопожарной системой и огнетушителями.

Также закон разрешает курить на пассажирских судах дальнего плавания, но опять же, только в специально оборудованных местах.

Нельзя курить в кафе и ресторанах

Для посетителей пивных ресторанов курение является процессом сопутствующего типа. Посидеть с друзьями за кружечкой-другой пенного напитка, поговорить, выкурить сигарету – это удовольствие, которого россияне напрочь лишены.

И больше не возникнет вопроса: «вам в зал для курящих или некурящих»? — зал будет только один и курить в нем запрещено. Конечно, бары и рестораны потеряют прибыль, однако, возможно, владельцы заведений придумают новые «лазейки» для обхода нормативов, а могут и просто выплачивать суммы штрафов, но не упускать прибыль. А штрафовать по новому закону можно по нескольким частям статей:

  • Ст. 6.25 ч. 1 – штраф 1000-20000 руб. для должностных лиц, нарушивших требования закона и 30000-60000 руб. для юридических лиц;
  • Ст. 6.25 ч. 2 – штраф для должностных лиц организаций, не оборудовавших места для курения, составит 20000-30000 руб., для юридических лиц 50000-80000 руб.;
  • Ст. 6.25 ч. 3 – нарушение законодательных нормативов по охране здоровья посетителей заведения облагается штрафом в 30000-40000 руб. для должностных лиц и 60000-90000 руб. для юридических.

Проверяющие сами выберут часть статьи, по которой будет оштрафовано заведение.

И еще немного о штрафах

Физические лица также будут наказаны за курение в неположенном месте – тут штраф 500-1500 руб. Если гражданин появляется с зажженной сигаретой на детской площадке, то он может выплатить 2000-3000 руб.

А теперь о том, кто будет штрафовать. Если для предприятий проверяющие могут предъявить доказательства нарушения закона, то как быть с физическим лицом? Конечно, если на площадке в подъезде дымят соседи, то тут факт «налицо», нарушение могут подтвердить жильцы других квартир, а если курит гражданин, которого вы видите первый и, возможно, последний раз? Бежать к сотруднику полиции? Так его еще нужно найти, привести на место «казни нарушителя».

Поможет фото-, видеосъемка, свидетельства других людей. С этими доказательствами нужно обратиться в полицию или Роспотребнадзор и добиться для «преступника» соответствующего наказания.

Немного критики

Борьба с курением – это хорошо и правильно, но только ли это является основной причиной ранней смертности среди населения страны? Запрет на курение в общественных местах можно обойти десятком разных способов, и можно не сомневаться, что они будут истребованы все. И не явится ли ФЗ №15 только лишь еще одним вариантом пополнения бюджета? Время покажет, перестанет ли курить молодежь, будут ли меньше болеть взрослые граждане и действительно ли только курение виновато в том, что люди не доживают до старости, болеют раком и другими страшными патологиями.

274 ФЗ о запрете курения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *