246 ФЗ от 19.07.2011

Судя по всему, российское законодательство пополнилось еще одним неработающим положением. На днях президент подписал федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.

Суть поправок сводится к одному существенному положению: “Плановое мероприятие по контролю в отношении субъекта малого предпринимательства может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации”.

Первой реакцией как экспертов-экономистов, так и самих мелких предпринимателей, уставших от беззакония и чиновничьего произвола в экономической сфере, был вздох облегчения. Теперь, если верить букве нового закона, малый бизнес получил-таки долгожданную юридическую защиту от внеплановых и зачастую немотивированных проверок со стороны многочисленных контролеров из самых разных государственных ведомств и связанного с ними вымогательства. Правда, как выяснили специалисты при более тщательном изучении подписанного президентом документа, все не так просто.

По мнению Владислава Корочкина, вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, принятый закон, несмотря на свой в целом позитивный характер, вряд ли сможет существенно облегчить жизнь российскому малому бизнесу. “Конечно, любые послабления в этой сфере просто необходимы и приветствуются нами. И все же в действующем законодательстве остается еще слишком много лазеек для возможностей злоупотребления и коррупции со стороны чиновников. Так, действие ограничений не распространяется на валютный, налоговый, бюджетный, банковский, таможенный, лицензионный, транспортный, иммиграционный и целый ряд других видов контроля.

Кроме того, этот закон регулирует только “плановые” проверки. Зато в нем же имеются весьма расплывчатые указания о возможности производить проверку малых предприятий на основе оперативной информации. Это означает, что в случае возникновения любых подозрений в

том, что деятельность данного бизнеса ставит под угрозу поддержание общественной безопасности (экологической, санитарной, здоровью и благосостоянию граждан), “руки” чиновников вновь оказываются “развязанными”. Наконец, само понятие “малый бизнес” (предприятие с 15 млн рублей годового оборота) охватывает сейчас ничтожную часть общего числа мелких предпринимателей”.

В целом вывод экспертов оказался неутешительным: несмотря на новый закон, отечественная бюрократия по-прежнему будет душить предприятия малого и среднего бизнеса. Зато на рейтинге самого президента проявленная им забота о защите мелких предпринимателей сказалась самым благоприятным образом./Новая газета, 9 октября /

Защита предпринимателей – это мероприятия по восстановлению и сохранению прав юрлиц и ИП. Осуществляются в соответствии с принятым законом, способствуют выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

Содержание

Урегулирование проверок – метод защиты прав предпринимателей

До недавнего времени ревизии имели хаотичный характер. Они проводились тогда, когда мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура сводилась к вымогательству средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и вело к увеличению погрешностей с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Ревизии стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Существуют такие виды проверок:

  • Плановая – один раз в три года. Список размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с ним и устранить существующие нарушения.
  • Внеплановая – в чрезвычайных случаях, в том числе по заявлениям о нарушении потребительских прав.

Также есть разделение проверок на:

  • Документарная – ревизия необходимых бумаг, предоставляемых в контролирующую организацию;
  • Выездная – проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса.
  • Презумпция добросовестности.
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать план проверок, знать права и обязанности представителей органа контроля.
  • Ревизия проводится только в определенной сфере.
  • Запрещено проверять бизнесмена по одному и тому же вопросу разными учреждениями.
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии бизнеса в компетентные органы, они не обязаны показывать проверяющей службе разрешительные документы на работы.
  • Контролирующая организация, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности согласно законодательству.
  • Проверки ИП и юрлиц бесплатны. Взимать средства запрещено.
  • Мероприятия финансируются за счет бюджета.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России – омбудсмен

Чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять законы. В нашей стране выполнение их возможно, только если есть контроль.

В апреле 2012 года для улучшения жизни бизнесменов действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного.

В декабре 2012 года, после инаугурации, В. Путин создал институт омбудсмена. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств.
  • Обращаться в органы судопроизводства с исками о защите лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты.
  • Запрашивать в муниципальных образованиях любую информацию.
  • При предъявлении удостоверения иметь допуск в органы государственной власти.
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов.
  • Принимать участие в выездных проверках.
  • Вносить предложения по улучшению работы.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не член Совета Федерации;
  • не депутат;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Бизнесмены могут найти поддержку и в своем регионе, и в вышестоящих кругах. Чувствуя помощь государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это один из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков
  • Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 4. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 5. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 6. Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка
  • Статья 7. Договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 8. Порядок организации и проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 9. Особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка
  • Статья 10. Особенности подготовки проектной документации искусственного земельного участка и (или) проектной документации размещаемого на искусственном земельном участке объекта капитального строительства
  • Статья 11. Особенности выдачи разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка
  • Статья 12. Особенности выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию
  • Статья 13. Право собственности на искусственно созданные земельные участки
  • Статья 14. Целевое назначение, в том числе разрешенное использование искусственного земельного участка
  • Статья 15. Содержание, эксплуатация искусственно созданных земельных участков
  • Статья 16. Заключительные положения
  • Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
  • Статья 18. (утратила силу)
  • Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
  • Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  • Статья 21. О внесении изменений в Земельный кодекс РФ
  • Статья 22. О внесении изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
  • Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Статья 25. О внесении изменений в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
  • Статья 26. О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ
  • Статья 27. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
  • Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»
  • Статья 29. О внесении изменений в Водный кодекс РФ
  • Статья 30. (утратила силу)
  • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ
«Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

25 июня, 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 3 июля 2016 г., 18 июля, 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

Принят

Государственной Думой

1 июля 2015 года

Одобрен

Советом Федерации

8 июля 2015 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 64, 72, 85; N 18, ст. 2614) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1) производственные объекты — территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности;»;

б) в пункте 5 слова «территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств» заменить словами «производственных объектов»;

2) главу 1 дополнить статьей 8.1 следующего содержания:

«Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.»;

3) в статье 9:

а) дополнить частью 1.2 следующего содержания:

«1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.»;

б) часть 2 дополнить словами «, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи»;

в) дополнить частью 9.3 следующего содержания:

«9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.»;

4) статью 12 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, выездная плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.»;

5) статью 13 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.»;

6) дополнить статьей 26.1 следующего содержания:

«Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

1. Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. При наличии информации о том, что в отношении указанных в части 1 настоящей статьи лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

4. При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

6. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

7. Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

13 июля 2015 года

N 246-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 246-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон

Постановление Правительства РФ от 16.02.2017 N 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

<Письмо> Роструда от 02.12.2015 N 4319-ТЗ <О запрете на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства>

Федеральная служба по труду и занятости информирует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 года вводится запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

«Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок» (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142)

При планировании плановых проверок на 2016 — 2018 годы следует учитывать, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, плановые проверки не проводятся, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 21.03.2019) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»)

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

«Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты» (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-1-28)

Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (изменения в части касающейся требований предъявляемых к журналу учета проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля).

«Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора» (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28)

Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (изменения в части определения термина «мероприятия по контролю», применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), а также особенностей организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства);

«Методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора» (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-3-28)

Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (изменения в части определения термина «мероприятия по контролю», применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), а также особенностей организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства);

Контрольный звонок

Хочешь проверить малый бизнес — получи разрешение прокурора.

Предприниматели в России переходят на новые правила работы: меньше административных барьеров, больше вежливости от инспекторов. Такие требования установил новый закон о защите малого и среднего бизнеса. Теперь любой инспектор не должен частить с визитами к деловым людям и предупреждать за три дня о своих посещениях. А на все внеплановые проверки надо получать добро от прокурора.

О том, как изменит жизнь бизнесменов Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», рассказал «Российской бизнес-газете» начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолий Паламарчук.

— Закон о защите малого и среднего бизнеса вступил в силу с 1 мая. Что-то уже изменилось? Или рано подводить какие-то итоги: люди на местах еще не привыкли, не освоились, кому-то надо еще прочитать новый закон?

— Первые результаты работы закона уже есть. Мониторинг первого месяца работы прокуроров свидетельствует об эффективности принимаемых мер по защите прав предпринимателей и снижению административного давления.

— Этот закон действительно так хорош, как о нем говорят?

— В основу этого закона был положен весь накопленный опыт правоприменительной практики: как положительный, так и негативный. Поэтому этот закон, по моему мнению, с полным основанием можно считать историческим.

Он, по сути, является кодексом контролера, так как в нем детально прописаны и регламентированы все проверочные действия. Достаточно сказать, что в нем впервые законодательно дано понятие «проверки». Казалось бы, столь широко известное и употребляемое.

— Но все и без закона понимали, о чем идет речь…

— Новый закон устанавливает четкую классификацию видов проверок. Они бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. При этом для каждой из них определены основания и порядок проведения.

Важной особенностью нового закона является также и то, что плановые проверки не могут проводиться чаще чем один раз в три года. Следует оговориться, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются правительством Российской Федерации. Проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса возможно только по согласованию с органами прокуратуры.

— Смогут ли проверяющие подтасовать факты, объявив о мнимой угрозе, чтобы навестить приглянувшегося бизнесмена?

— Контролирующий орган обязан убедить прокурора в необходимости и обоснованности проведения подобной проверки, а в случае согласования прокурором подобной проверки по ее окончанию орган контроля обязан представить прокурору соответствующий акт проверки.

Прокурор оценивает все поступившие к нему материалы на предмет соответствия требованиям закона и принимает решение о согласовании или отказе в согласовании проведения проверочных мероприятий. При этом основания для отказа в согласовании проведения проверки закон также четко регламентирует. Их всего шесть: отсутствие документов, прилагаемых к заявлению; отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки; несоблюдение органом контроля требований к оформлению решения о проведении проверки; осуществление проверки, противоречащей законодательству; несоответствие предмета проверки полномочиям контролирующего органа, а также проверка соблюдения одних и тех же требований в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля.

Хотелось бы отметить, что любое решение прокурора может быть обжаловано всеми участниками данного процесса, будь то предприниматель или орган контроля, вышестоящему прокурору или в суд.

Четкая регламентация указанных действий законом и возможность обжалования принятых решений исключают какие-либо перегибы.

— Бывают случаи, когда проверяющим надо действовать быстро. Скажем, кто-то везет на продажу опасный товар и вот-вот продаст. Могут пострадать люди. А пока инспектора будут согласовывать с прокурором — время уйдет. Есть такая опасность?

— Когда требуется принятие неотложных мер в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, закон предоставляет право контролирующим органам приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с последующим уведомлением органов прокуратуры об этом. В тех случаях, когда на карту поставлена жизнь человека, прокурор не может по формальным основаниям отказать в проведении проверки, поскольку подобный запрет может повлечь необратимые последствия.

— Что касается плановых проверок — можно будет узнать о них заранее?

— С 1 января 2010 года вступают в силу положения закона, возлагающие на органы прокуратуры полномочия по формированию ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений контролирующих органов, представляющих проекты таких планов.

Закон устанавливает для органов контроля ежегодное планирование. При этом проекты планов в обязательном порядке направляются прокурорам для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и последующего его опубликования до 31 декабря текущего календарного года на сайте Генеральной прокуратуры в сети Интернет. Эта информация доступна для всех желающих.

Закон позволит создать реальные условия для развития предпринимательства, снизить уровень необоснованного административного вмешательства и исключить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий.

— Проверяющие будут как-то отвечать за свою работу? И свои ошибки?

— Проверяющий орган, его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность вплоть до уголовной. Более того, вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц проверяющего органа, признанных неправомерными, подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов.

Досье «РБГ»

В 2008 г. по результатам проверок в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами выявлено около 50 тыс. нарушений закона, с целью устранения которых внесено более 10 тыс. представлений, объявлено 1,5 тыс. предостережений, направлено в суды около 1 тыс. исков и заявлений.

246 ФЗ от 19.07.2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *