.shock / .com
Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).
Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).
На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).
Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:
- правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
- отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).
Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.
Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.
31.07.2020 опубликован Федеральный закон №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Федеральный закон от 03.07.2016 №237-Ф «О государственной кадастровой оценке». В числе основных новелл закона — установление кадастровой стоимости в размере рыночной государственным бюджетным учреждением (далее — ГБУ), единый цикл кадастровой оценки, учет ценообразующих факторов при оценке, новые требования к руководителю ГБУ, а также уточнение порядка расчета индекса рынка недвижимости, используемого для изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При подготовке законопроекта №814739-7 было учтено мнение представителей профессионального оценочного сообщества, которые принимали активное участие в обсуждении его на различных профессиональных площадках, а также направляли свои предложения законодателю. В частности, благодаря совместной работе над законопроектом сохранен запрет для ГБУ проводить независимую оценку и предусмотрена возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной в судебном порядке.
Определяют кадастровую стоимость государственные бюджетные учреждения. Они же рассматривают заявления правообладателей на исправление ошибок и устанавливают кадастровую стоимость в размере рыночной (понятие оспаривание заменено на установление). Соответствующее заявление может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую была проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке. Изменения в ст. 221 № 237-ФЗ определяют также возможность для правообладателей оспорить решение ГБУ и одновременно с этим установить кадастровую стоимость в размере рыночной в судебном порядке. До 01.01.2023 устанавливается переходный период и решение о том, применять положения этой статьи или нет, остается на усмотрение субъекта РФ.
Законом установлено, что кадастровая оценка будет проводиться каждые 4 года (в городах федерального значения – каждые 2 года) одновременно. Земельные участки начнут оценивать с 2022 года, а объекты капитального строительства (далее — ОКС) – с 2023 года. Факторы, которые необходимо будет учитывать при оценке земельных участков — местоположение, нахождении в границах зоны с особыми условиями использования территории. При определении кадастровой стоимости ОКС обязательно учитывать местоположение и год постройки, материал стен, серию многоквартирного дома, ветхость или аварийное состояние.
Отчет об определении кадастровой стоимости должен соответствовать не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.
Статья 191 № 237-ФЗ уточняет порядок расчета индекса рынка недвижимости. Он рассчитывается по каждому субъекту РФ, отдельно для каждого вида недвижимости. В случае снижения индекса более чем на 30 процентов ГБУ обязано применить его к кадастровой стоимости всех объектов, кроме тех, чья стоимость была установлена в размере рыночной.
В Законе устанавливаются новые требования к лицам, осуществляющим руководство бюджетным учреждением. В частности руководитель ГБУ должен иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в областях, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 12.04.2017 №177, в том числе в области оценочной деятельности.
«Экспертный совет» реализует следующие программы повышения квалификации как для руководителей, так и для сотрудников ГБУ:
- Организация работы государственных бюджетных учреждений;
- Проверка отчетов об оценке, подготовленных в целях оспаривания кадастровой стоимости.
Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»
11 августа 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 269-ФЗ от 31.07.2020 внесший изменения в отдельные законодательные акты по вопросам проведения государственной кадастровой оценки недвижимости.
В частности в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесены следующие изменения:
-
Очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости.
В городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соответствующего решения — через два года.
В отношении проведения государственной кадастровой оценки земельных участков изменения применяются с 1 января 2022 года.
В отношении проведения государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест с 1 января 2023 года.
Напомним, что в соответствии с сообщением мэра Москвы от 29.07.2020 кадастровая оценка недвижимости в Москве, запланированная на 2020 год проводиться не будет.
-
До начала применения новых правил кадастровую оценку будут проводить не ранее чем через 3 года и не позднее чем через 5 лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки, для городов федерального значения не ранее чем через 2 года и не позднее чем через пять лет.
При этом государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
-
В соответствии со ст.6 Закона № 269-ФЗ в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
В 2023 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
-
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом:
-
с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. При этом акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости будет вступать в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования;
-
с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;
-
со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых в результате:
-
исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН;
-
внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
-
исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст.16 Федерального закона № 237-ФЗ, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости;
-
со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст.16 или ч.2 ст.17 Федерального закона № 237-ФЗ;
-
со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст.16 Федерального закона № 237-ФЗ, в сторону ее увеличения;
-
с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет;
-
с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 ст.16 Федерального закона № 237-ФЗ;
-
с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости, при определении кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 ст.19.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
-
Напомним что согласно предыдущей редакции части 1 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).
-
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
Изменения по срокам подачи такого заявления начнут действовать с 1 января 2021 года.
В текущей редакции подать заявление можно до момента, пока кадастровая стоимость является актуальной, например, до утверждения акта очередной кадастровой оценки (ч. 1, 2, 4, 5 ст. 21 Федерального закона № 237-ФЗ).
-
Установление кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной стоимости будет осуществляться бюджетным учреждением.
В соответствии с предыдущей редакцией статьи 22 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, специальной комиссией в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или МФЦ заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в период со дня постановки объекта на государственный кадастровый учет до дня снятия с этого учета, но не позднее шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Новые правила рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости вступят в силу с 01.01.2023 г. При этом в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о дате перехода к применению новых положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки
Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки
Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки
Статья 7. Полномочия бюджетных учреждений, связанные с определением кадастровой стоимости
Статья 8. Обязанности бюджетного учреждения
Статья 9. Федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки
Статья 10. Основные требования к работникам бюджетного учреждения
Статья 11. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
Статья 12. Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки
Статья 13. Порядок формирования, предоставления и обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
Статья 14. Определение кадастровой стоимости
Статья 15. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки
Статья 17. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости
Статья 18. Применение сведений о кадастровой стоимости
Статья 19. Особенности проведения внеочередной государственной кадастровой оценки
Статья 20. Предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости
Статья 21. Рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
Статья 23. Фонд данных государственной кадастровой оценки
Статья 24. Заключительные положения
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона