22 44 ФЗ

Содержание

БЛОК 1: Изменения законодательства в части применения национального режима

Изменение 1: с 01.07.2020 года вступили в силу запреты на допуск иностранной автомобильной продукции и колесных транспортных средств, предусмотренные пунктами 1 и 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616

Это предусмотрено пунктом 19 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утратило силу полностью.

Изменение 2: с 30.06.2020 года вступил в силу порядок выдачи Минпромторгом России разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара

Данный порядок утверждён приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму» (зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2020 за № 58798).

Согласно подпункту а) пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 » запреты на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные этим постановлением, не применяются заказчиками в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства закупаемых промышленных товаров.

Факт отсутствия такого производства подтверждается наличием у заказчика разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого Минпромторгом России с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном данным приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755.

При этом такое разрешение заказчикам необходимо получать на каждую проводимую закупку иностранных промышленных товаров.

В связи с этим в государственной информационной системе промышленности Минпромторгом России запущен сервис для получения разрешений заказчиками на закупки иностранной промышленной продукции, который доступен для авторизованных пользователей по .

Также Минпромторгом России в государственной информационной системе промышлености размещена получения разрешений на закупку иностранной промышленной продукции.

БЛОК 2: Изменения законодательства в части проведения конкурентных процедур закупок

Изменение 3: с 01.07.2020 года вступила в силу новая форма типовой заявки на участие в запросе котировок в электронной форме

С указанной даты вступил в силу подпункт «в» пункта 3 изменений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19.02.2020 N 180 (ред. от 16.04.2020) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Этой нормой утверждена новая форма типовой заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, которая должна была соответствовать новым правилам проведения процедуры запроса котировок в электронной форме согласно новой редакции статьи 82.1, введенной федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изначально законодателем планировалось, что указанные новеллы законодательства РФ в части проведения запроса котировок в электронной форме вступят в силу с 01.07.2020 г., в том числе предусматривалось изменение требований к составу информации и документов, входящих в состав котировочной заявки.

Однако, Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ вступление в силу данных изменений было перенесено с 01.07.2020 г. на 01.10.2020 года.

При этом «регулятор» контрактной системы в лице департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, видимо, забыл внести аналогичные изменения в постановление Правительства РФ от 19.02.2020 №180.

В результате, по состоянию на 01.07.2020 года, сложилась абсурдная ситуация (юридическая коллизия):

— действующая типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме соответствует не текущей, а будущей редакции Закона № 44-ФЗ, которая должна вступить в силу только с 01.10.2020 года.

Остаётся только надеяться, что Минфин России устранит данное противоречие в разумные сроки.

Изменение 4: с 09.07.2020 года корректируются дополнительные требования к участникам закупок в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий

Эти изменения внесены постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 890-р».

Среди изменений можно выделить следующие:

  1. Дополнительные требованиям к участникам закупки работ по капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства (в том числе линейных) выделяются в отдельные позиции 2.4-2.6 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

При этом для данных позиций по капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства (в том числе линейных) устанавливаются свои дополнительные требования к участникам этих видов строительных закупок и документы, подтверждающие соответствие этим дополнительным требованиям.

Речь идёт о наличии у участника таких закупок опыта исполнения договоров (контрактов), предмет которых соответствуют установленному виду и стоимость которых составляет не менее, чем 20 % от начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в качестве подтверждения опыты исполнения договоров (контрактов) на выполнение работ по капитальному ремонту принимаются исключительно договоры (контракты) на капремонт, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Аналогичные требования к регистрации договоров (контрактов) в реестре контрактов или договоров, ведущихся в единой информационной системе, для подтверждения опыта применяются и при выполнении работ по сносу объектов капитального строительства.

Кроме того, допускается представлять для подтверждения опыта исполненные договоры (контракты) на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Данные договоры (контракты) должны быть исполнены участником закупки в течение 5-ти лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

Указанные требования к участникам закупки работ по капитальному ремонту, сносу применяются, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, а обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.

  1. Изменены дополнительные требованиям к участникам закупки работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (включая линейные объекты), строительству некапитальных строений (сооружений), благоустройству территорий, а также по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Так, согласно новой редакции позиций 2.1-2.3 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99:

— скорректирована начальная (максимальная) цена контракта, при которой заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования к участникам закупки этих видов строительных работ: до 10 млн. рублей — для федеральных нужд, до 5 млн. рублей – для обеспечения нужд субъектов РФ и для обеспечения муниципальных нужд;

— предусмотрен учёт опыта исполнения участниками закупки договоров (контрактов) соответствующего вида не за 3 года, как это было раньше, а в течение 5 лет до даты окончания подачи заявки на участие в закупке;

— для работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (в том числе линейных) с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 500 млн. рублей увеличены требования к суммарной стоимости одного исполненного договора (контракта) до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта;

— при закупках работ по строительству и реконструкции (в том числе линейных объектов) исключается возможность подтверждения соответствия дополнительным требованиям договорами (контрактами) на выполнение работ по капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

  1. Вводятся дополнительные требованиям к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий

В частности, согласно новой позиции 2.7 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. для выполнения этих видов работ требуется:

«наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка»

Данное дополнительное требование устанавливается к участникам закупки работ по подготовке проектной документации, проведению инженерных изысканий применяется, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, а обеспечения региональных и муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей

При этом в качестве подтверждения опыты исполнения договоров (контрактов) на выполнение работ по проектированию и проведению инженерных изысканий принимаются исключительно договоры (контракты) на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, зарегистрированные в реестре контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ или в реестре договоров в рамках Закона № 223-ФЗ, ведущихся в единой информационной системе.

Изменение 5: с 09.07.2020 года изменяется порядок оценки заявок, в том числе предельные виды значимости критериев оценки, для закупок отдельных видов строительных работ

Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 внесены соответствующие изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 (далее – Правила оценки заявок).

Изменения касаются порядка оценки заявок при проведении закупок следующих видов строительных работ:

1) на строительство объектов капитального строительства (в том числе линейных);

2) на реконструкцию объектов капитального строительства (в том числе линейных);

3) на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренных новой редакцией постановления

4) на выполнение работ в рамках контракта жизненного цикла, такой контракт если предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (часть 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ) ;

5) на выполнение работ по контрактам на строительство «под ключ» (в рамках части 16.1 статьи 34 и части 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).

В отношении этих видов строительных работ устанавливается минимальная значимость стоимостных критериев оценки – 60 %, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки заявок – 40 %.

Также в отношении этих видов строительных работ допускается использование в качестве нестоимостного критерия оценки только критерия «квалификация участников закупки…»

Показателями критерия «квалификация участников закупки…» для данных видов строительных работ могут быть только:

— общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ;

— общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ;

— наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (см. новую редакцию пункта 27 (1) Правил оценки заявок).

При этом для оценки заявок (предложений) по данным показателям могут использоваться исключительно документы о квалификации, перечисленные в пункте 27 (2) Правил оценки заявок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

Также обращаем внимание читателей на то, что новый порядок оценки заявок, для закупок большинства видов строительных работ, указанных в новой редакции пункта 27 (1) Правил оценки заявок, сможет применяться заказчиками и уполномоченными органами (учреждениями) только с 01.09.2020 года.

Дело в том, что основная часть указанных видов строительных работ входит в так называемый «аукционный перечень» — перечь товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р, и будет исключены из него только с 01.09.2020 г. Поэтому до указанной даты проведение конкурсов на выполнение большинства видов строительных работ по-прежнему является невозможным.

Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог, которые не входят в «аукционный перечень» и в настоящее время.

Изменение 6: с 01.07.2020 года изменён порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

С этой даты вступил в силу приказ Минфина России от 1 апреля 2020 года № 51н «О Порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (зарегистрирован в Минюсте России 16 июня 2020 года за № 58658).

При этом с той же даты ранее действовавший аналогичный приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 утратил силу (см. приказ Минэкономразвития России от 08.04.2020 № 212).

Согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) требуется при осуществлении закупок, предусмотренных пунктами 1-4 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Изменение 5: с 01.07.2020 года закрытые электронные процедуры закупок должны проводиться в соответствии с Положением об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках, утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 223

Данное положение предусмотрено подпунктом а) пункта 2 постановления Правительства РФ от 28.02.2019 N 223 (ред. от 27.12.2019) «Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» и распространяется на заказчиков, включённых в перечень, утверждённый этим постановлением:

  1. Минобороны России, а также подведомственные ему государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
  2. ФСБ России, а также подведомственные ей государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
  3. СВР России, а также подведомственные ей государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

При этом документы и информация участников закрытых электронных процедур, необходимые для получения аккредитации на специализированной электронной площадке – ЭТП АСТ-ГОЗ, вносятся в единый реестр участников закупок в порядке, установленном в соответствии с частью 11 статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, после регистрации участников закрытых электронных процедур в единой информационной системе в электронной форме

Ранее действовавший порядок внесения участников в реестр участников закрытых электронных процедур оператором специализированной электронной площадки АСТ-ГОЗ, установленный разделом III Положения об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках, утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 223, больше не применяется.

БЛОК 3: Изменения законодательства в части заключения и исполнения контрактов

Изменение 7: с 01.07.2020 года вступили в силу нормы об обязательном согласовании с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся конкурса, аукциона или запроса предложений

Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложены в новой редакции пункт 24 и 25 части 1, а также введены часть 5-11 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Этими изменениями предусматривается обязательное согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях следующих несостоявшихся конкурентных процедур закупок:

1) закрытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или аукциона;

2) открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса, если была подана или осталась только одна заявка;

3) электронного конкурса, если была подана или осталась только одна заявка;

4) электронного аукциона, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;

5) запроса предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.

Обращаем внимание читателей на то, что согласовывать возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будет требоваться не во всех случаях, а только, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельную сумму, определённую Правительством РФ.

При этом согласование заключения контракта с единственным поставщиком по-прежнему не требуется для несостоявшегося запроса котировок в электронной форме.

Порядок согласования заключения контракта с контрольным органом определяется в части 5 – 11 ст. 93 Закона №44-ФЗ и предусматривает обязательное проведение внеплановой проверки контрольным органом в сфере закупок в случае обращения заказчика за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Контракт заключается не ранее чем через 10-ть дней со дня размещения в единой информационной системе или подписания протокола о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся и не позднее чем через 20-ть с даты получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта. Заключение контракта до получения такого решения запрещается.

При этом Правительство РФ должно установить:

  1. Предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта для несостоявшихся конкурса, аукциона, запроса предложений, при которых заказчику требуется согласовывать заключение контракта с контрольным органом в сфере закупок.
  2. Правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

На момент написания настоящего материала (по состоянию на 01.07.2020 года) такие постановления Правительством РФ не опубликованы в установленном порядке.

Кроме того, новая редакция пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе включает в себя все основания заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся конкурентных закупок. Поэтому пункты 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ утратили свою силу.

В связи с этим постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2020 г. № 523 внесены соответствующие технические правки в ряд постановлений Правительства РФ, в том числе в постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

Изменение 8: с 01.07.2020 г. требование предоставления обеспечения гарантийных обязательств в случае их установления становится правом, а не обязанностью заказчика

Данное право заказчика предусмотрено частью 2.2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. До 01.07.2020 года заказчик был обязан требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение гарантийных обязательств в случае, если они были предусмотрены проектом контракта, при приёмке товаров, работ, услуг.

При этом частью 4 статьи 5 Федерального закона от 24.04.2020 г. №124-ФЗ вводится «ретроактивная оговорка», которая позволяется по соглашению сторон контракта освобождать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от предоставления обеспечения гарантийных обязательств по контрактам, заключённым до 01.07.2020 г. и находящимся в процессе исполнения.

Изменение 9: с 01.07.2020 г. изменены нормы, регламентирующие вопросы предоставления обеспечения исполнения контрактов

Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.04.2020 г. внесены изменения в статью 96 Закона № 44-ФЗ, согласно которым:

1) уменьшен минимальный размер обеспечения исполнения контракта с 5 % до 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта (в закупках для СМП и СОНО от цены по которой заключается контракт) (см. новую редакцию части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ);

2) установлен максимальный размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении контракта в 10 % от начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, если закупка проводилась для СМП и СОНО). При этом в случае казначейского сопровождения расчетов по контракту заказчик вправе вообще не устанавливать требование предоставления обеспечения исполнения контракта (см. часть 6.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ);

3) установлены специальные правила предоставления обеспечения исполнения контракта в случае, если контрактом предусматривается аванс:

— по общему правилу, размер обеспечения исполнения контракта при установлении авансирования должен быть не менее, чем размер аванса;

— исключением из общего правила является ситуация, когда осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту: в этом случае размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, если закупка проводилась для СМП и СОНО). ), уменьшенной на размер такого аванса (см. новую редакцию части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ);

4) казначейское сопровождение расчётов по контракту учитываетсяпри уменьшении размера обеспечения исполнения контракта в рамках его исполнения (см. ч. 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 24.04.2020 г. №124-ФЗ для новых норм, регламентирующих вопросы обеспечения исполнения контракта, устанавливается «ретроактивная оговорка» (норма об обратном действии во времени), согласно которой по соглашению сторон эти нормы могут быть распространены на исполняемые контракты, заключённые до их вступления в силу, то есть до 01.07.2020 г.

Изменение 11: с 28.06.2020 г. заказчики обязаны применять типовой контракт на поставку продуктов питания

С 28 июня 2020 года для заказчиков стало обязательным применение типового контракта на поставку продуктов питания, утв. приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. № 140 (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2020 г. за № 58362).

Данный типовой контракт содержит широкий перечень кодов ОКПД2 и КТРУ для закупаемых продуктов питания и применяется независимо от начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Исключения, когда заказчики могут не применять данный типовой контракта, составляют случаи закупки у единственного поставщика, перечисленные в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

БЛОК 4: Изменения законодательства в части осуществления контроля закупок

Изменение 12: с 01.07.2020 г. вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса РФ, которая уточняет полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также ряд федеральных стандартов осуществления такого контроля

Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ введена новая редакция статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Данный вид контроля в сфере закупок прямо предусмотрен частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

При этом с 01.07.2020 года установлено, что федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны в том числе содержать:

  • принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в части назначения (организации) проведения экспертиз;
  • права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе в части организационно-технического обеспечения проверок, ревизий и обследований;
  • правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, в том числе правила продления срока исполнения представления, предписания;
  • правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц;
  • иные положения, необходимые для осуществления полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю.

В случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), направленные на обеспечение реализации федеральных стандартов.

Среди уже принятых и вступивших в силу с 01.07.2020 г. федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля следует выделить следующие:

— федеральный стандарт «Планирование проверок, ревизий и обследований», утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2020 г. № 208;

— федеральный стандарт «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 г. № 95;

— федеральный стандарт «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100.

Ввод в действие новых правил проведения запроса котировок в электронной форме и осуществления закупок у единственного поставщика в электронной форме, которые предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ, перенесён законодателем с 01.07.2020 г. на 01.10.2020 г. В частности, это предусмотрено подпунктом б) пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», пишет Виктор Дон, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок.

Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.

Содержание второй части заявки по 44-ФЗ

Важно отметить, что если первая часть заявки является анонимной, то вторая содержит все необходимые документы и сведения об участнике аукциона и должна содержать следующую информацию:

  • наименование, местонахождение и контактные данные участника электронного аукциона, ИНН и регистрационные сведения об организации, о ее руководителе, учредителях и главном бухгалтере;
  • комплект документов, подтверждающих соответствие поставщика заявленным заказчиком профессиональным и прочим требованиям (сертификаты, лицензии, свидетельства о членстве в саморегулируемых организациях);
  • если предметом госзакупки являются товары, которые подлежат сертификации, необходимо приложить копии всех соответствующих документов;
  • решение учредителей поставщика об одобрении заключения крупной сделки, если таковое требуется в соответствии с его уставом;
  • прочие необходимые документы.

Состав второй части заявки на участие в электронном аукционе четко определен частью 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно части 6 этой же статьи, Заказчик не в праве требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 документов и информации.

Документы ко второй части заявки

Учредительные документы ко второй части заявки, как правило, не прикладываются, так как они предъявляются оператору торговой площадки при прохождении процедуры аккредитации и всегда доступны заказчику для просмотра.

Важным элементом документации поставщика к данному пункту является декларация соответствия участника требованиям статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Данный документ утверждается руководителем поставщика и скрепляется печатью компании.

Рассмотрение второй части заявки

Процедура рассмотрения вторых частей заявок начинается после окончания торгов и регламентируется статьей 69 Закона № 44-ФЗ. Общий срок рассмотрения всех вторых частей не может превышать трех рабочих дней с даты публикации протокола проведения аукциона. Отклонение заказчиком предъявленной заявки на данном этапе возможно только в следующих случаях:

  • непредставление полного комплекта документов и информации, установленных требованиями законодательства о госзакупках;
  • несоответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством в области госзакупок.

Комиссия заказчика рассматривает представленные документы в установленные сроки. Участник, удовлетворяющий всем заявленным требованиям и предложивший наименьшую цену, объявляется победителем аукциона. Результаты электронных торгов фиксируются в протоколе и публикуются на портале госзакупок.

По вы можете ознакомиться с образцом второй части заявки к электронному аукциону по 44-ФЗ.

НМЦК необходима для того, чтобы определить и выбрать способ закупки. Также она помогает отследить требования, установленные к ней.

В целом НМЦК используется как критерий, который:

  • влияет на способ закупки.

С 1 июля 2019 года изменились правила закупок у единственного поставщика. Ранее, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, такая закупка могла осуществляться заказчиком в случае, если ее сумма не превышала 100 000 руб. Теперь этот предел увеличился до 300 000 руб.

  • ограничивает возможности закупки у среднего и малого предпринимательства;
  • учитывается при определении обеспечения;
  • используется при антидемпинговых мерах.

Если НМЦК, которую установил заказчик, будет снижена более чем на 25 %, то нужно применить антидемпинговые меры.

  • определяет специфические требования к условиям закупки.

Так, исходя из НМЦК, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки.

  • определяет предельное значение цены контракта, заключаемого по результатам закупки;
  • является одним из показателей оценки эффективности закупки.

В законодательстве установлено, что критерий НМЦК в связи с июльским нововведением будет использоваться как один из критериев оценки эффективности закупки.

  • влияет на наличие либо отсутствие заинтересованности участников закупки в процедуре.

Видя НМЦК, поставщик оценивает свои ресурсы — может ли он принять участие в закупочной процедуре и какую прибыль от этого участия он получит?

Специфика определения НМЦК

В настоящий момент для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, применятся методика, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. И в связи с внесением изменений в Закон 44-ФЗ она не изменилась.

Помимо того, что прописано в методических рекомендациях по расчету НМЦК, в самом Законе 44-ФЗ содержатся некоторые особенности определения НМЦК и цены контракта. В ст. 22 сказано, что специфичны способы закупки, которые:

  • относятся к стандартному жилью;
  • построены на земельных участках, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья.

В этом случае определение цены контракта регулируется непосредственно Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ.

Также в 44-ФЗ есть особенности определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением:

  • регулярных перевозок пассажиров;
  • багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Если закупки осуществляются в этой сфере, нужно смотреть закон, который ее регулирует. С 1 июля нужно обосновывать цену в соответствии с этим законом.

Стоит помнить и об отдельном нормативном документе – Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который регулирует особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок товаров, включаемых в состав государственного оборонного заказа.

Таким образом, если дело касается трех способов закупки, перечисленных выше, нужно применять федеральные законы.

Обоснование НМЦК и ответственность заказчика

За неправильное обоснование НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком или цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ) для заказчиков предусмотрена ответственность.

  • Если закупочная документация утверждена с нарушениями.

Например, заказчик может ошибиться в выборе метода определения цены контракта. За это ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3 000 руб.

  • Если документы опубликованы с нарушениями.

Допустим, при опубликовании документации заказчик не представил расчет НМЦК. Или он опубликовал документацию, забыв указать, что это коммерческое предложение.

В этом случае размер штрафа для должностных лиц составит 15 000 руб., для юрлиц — 50 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП).

  • Если нарушен порядок или форма обоснования НМЦК.

Такая ошибка будет стоить должностным лицам 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Источники информации для обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком

К общедоступной информации о ценах относится информация:

  • о ценах, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
  • о ценах в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых публичными офертами;
  • о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • о котировках на электронных площадках;
  • о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
    о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ;
  • общедоступные результаты изучения рынка;
  • результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

5 методов расчета НМЦК

Все методы расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком перечислены в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Остановимся на них подробнее, чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Это приоритетный метод, который используется большинством заказчиков. Предполагает установление НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, которые планируется закупить. С этой целью заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен ТРУ с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Источники сбора информации о рыночных ценах:

  • общедоступная информация о рыночных ценах (ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ);
  • информация от поставщиков, которые осуществляют поставки идентичных товаров — в этом случае заказчику придется делать запрос у поставщиков;
  • информация из ЕИС, полученная в результате размещения в ней соответствующих запросов цен ТРУ.

Нормативный метод

Данный метод заключается в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основе требований к закупаемым товарам, установленных ст. 19 Закона 44-ФЗ (если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров). Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ, нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов должны быть размещены в ЕИС.

Пока действует несколько уровней нормирования. Но правила нормирования будут меняться. Планируется, что оно станет одноуровневым.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым ценам (тарифам) на ТРУ. Тарифный метод помогает понять, сколько, например, стоит 1 литр воды или 1 кВт энергии для потребления.

Помимо таких сфер, как водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, тарифный метод применяется при закупках услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи (полный перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 № 637).

Закономерно, что в качестве начальной цены единицы товара в данном методе указывается тариф.

Проектно-сметный метод

Проектно-сметный метод предполагает определение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на следующие цели:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Данный метод применяется тогда, когда невозможно использовать иные методы. Его суть — в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (так называемая калькуляция стоимости единицы ТРУ). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Затратным методом обосновываются арендная плата, зарплата персонала, налоги, расходы на комплектующие (сырье), ГСМ, коммунальные расходы, электроэнергию и т.д.

Информацию об обычной прибыли можно получить из анализа контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Закупка ТРУ без указания количества и объема

С 1 июля 2019 года заказчики вправе осуществлять такие закупки, когда не могут определить необходимое количество ТРУ. Ранее подобная ситуация возникала, когда производилась закупка, например, коммунальных услуг, так как их потребление и расчеты осуществляются по счетчикам.

Теперь, как только нельзя посчитать объем требуемой продукции, можно провести эту закупку без определения необходимого количества ТРУ. При этом, исходя из ст. 22 Закона 44-ФЗ, в таких случаях необходимо будет определить начальную цену единицы ТРУ, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. То есть исходя из цены продукции надо будет посчитать три единицы.

Соответственно, если количество поставленных товаров невозможно определить, заказчик, исходя из данных правил, должен обосновать только цену единицы ТРУ, то есть начальную цену единичных расценок (начальная цена ТРУ будет называться единичная расценка).

Не нужно будет обосновывать максимальное значение цены контракта. Как правило, максимальное значение цены контракта — это те лимиты, которые выделены для заказчика на приобретение данной продукции.

Без объема закупка проводится в ряде случаев. Если раньше Закон 44-ФЗ определял только 10 способов, то сейчас нет перечня продукции, который бы подпадал под закупку без объема, то есть заказчик проводит такие закупки на свое усмотрение.

В этом случае важно понимать условия, которые должны быть соблюдены заказчиком при закупке без объема:

  • Количество поставляемой продукции невозможно определить.
  • Согласно ст. 22, в таких закупках определяется начальная максимальная цена единицы продукции, начальная сумма цены продукции и устанавливается максимальное значение цены контракта. В извещении указываются все три позиции.
  • Все то же самое нужно будет отразить в закупочной документации. При определении предмета закупки важно установить преимущества.
  • Даются преимущества предприятиям УИС и организациям инвалидов от суммы цен единиц продукции в размере до 15 %.
  • Если в ходе процедуры применяются антидемпинговые меры, то их нужно учитывать.
  • В рамках определения победителя при проведении аукциона определяется участник закупки, который предложил наименьшую сумму цен продукции. То есть максимальное значение цены контракта остается неизменным. Участники закупки определяются именно по снижению суммы начальных цен.
  • Исходя из этого, контракт должен содержать порядок определения количества и объема продукции, порядок оплаты за фактический объем поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Все условия необходимо предусмотреть на этапе формирования закупочной документации.

Законом предусмотрено пять методов обоснования НМЦК. Но для закупок без объемов не подходит проектно-сметный метод.

Для обоснования начальной цены единицы товара применяются только четыре метода: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифный метод, нормативный метод и затратный метод.

Как рассчитать единицу продукции с помощью метода сопоставимых рыночных цен

Для этого необходимо определить товар, который закупается. На первом этапе определяется идентичность и однородность необходимой продукции. Кроме того, важно получить информацию о цене. Далее нужно определить однородность цен с помощью коэффициента вариации и рассчитать начальную цену единицы товара.

Что такое идентичность товара?

В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ под идентичностью товара понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Хотя при определении идентичности допускаются незначительные различия во внешнем виде таких товаров.

При определении идентичности работ, услуг указываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Таким образом, можно найти источники информации, посмотреть закупаемую продукцию. Например, пойти на сайт завода-производителя и найти идентичный товар тому, который нужен.

Что такое однородные товары?

Под однородными товарами подразумеваются товары, которые, не являясь идентичными, обладают сходными характеристиками и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитывается несколько факторов:

  • качество;
  • репутация на рынке (если речь идет об услугах);
  • страна происхождения.

Откуда брать информацию о ценах?

При применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах должна быть получена с учетом всех сопоставимых условий. Но помимо однородности и идентичности продукции нужно учитывать условия поставки продукции и коммерческие условия.

Также заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок. И здесь нужно четко следовать методическим рекомендациям, которые установлены Минэкономразвития.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен может использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах, которая представлена в ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ;
  • информация о ценах товаров, полученная по запросу у поставщиков, осуществляющих поставку идентичных товаров;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС (с целью проведения мониторинга).

В целом, за последнее время в расчете начальной цены единицы ТРУ методом сопоставимых рыночных цен ничего не изменилось.

Рассмотрим пример — закупка медицинского осмотра сотрудников. Заказчик не знает, сколько человек должны пройти осмотр, так как в компании наблюдается текучесть кадров. Кроме того, сотрудники трудоустраиваются не все сразу, а каждый в разное время.

В расчете стоимости единицы такой услуги поможет метод сопоставления рыночных цен. Нужно направить запрос на коммерческие предложения минимум пяти поставщикам. Получив ответ не менее чем от трех поставщиков, можно обосновать начальную цену единицы продукции.

Еще один пример — закупка канцелярских товаров. Объем в этом случае не определяется, однако для расчета цены единицы продукции обосновывается стоимость одной штуки товара (один карандаш, одна ручка и т.д.). Нужно отправить запрос поставщикам и дождаться от них ответ, чтобы понять, сколько это будет стоить по методу сопоставимых рыночных цен (5 запросов — 3 ответа).

Если продукция уникальная и метод сопоставимых рыночных цен не подойдет, выходом является размещение информации в ЕИС для получения ответов на запрос цены. Либо можно посмотреть цены на продукцию на сайте завода-производителя.

Что изменилось с 1 июля 2019 года

Методика определения начальной цены единицы товара в связи с новшествами, вступившими в силу в начале июля, не изменилась. Поэтому следует по-прежнему руководствоваться общими положениями, закрепленными в Приказе Минэкономразвития РФ от 2.10.2013 № 567.

В Законе 44-ФЗ зафиксирован принцип, продолжающий действовать и сегодня: правительство может определить сферы деятельности, при закупках в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, которые его устанавливают.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.07.2019 № 847, Минздрав как заказчик, осуществляющий закупки изделий медицинского назначения, должен определить методику расчета начальной максимальной цены по закупке медизделий. Планируется, что новые правила закупок начнут действовать с ноября.

Из нового документа, который появился в распоряжении РБК, становится понятно, что теперь заказчик обязывается помимо НМЦК устанавливать и начальную цену за единицу товара. Идеология НМЦК останется, однако появление так называемой референтной цены (цены сравнения) на лекарства станет конкретизированным.

Проект документа также предлагает более существенное повышение цены при повторном объявлении конкурса, в случае если тот не состоялся.

Есть в новых правилах довольно скользкие моменты, которые, по мнению экспертов из Ассоциации российских фармацевтических производителей, скрывают риски для поставщиков. Так, например, заказчик должен указать цену за единицу товара, но может не указывать конкретный объем необходимой партии лекарств. Из-за этого поставщики могут попадать в реестр недобросовестных, если у них не окажется нужного количества медикаментов, которые может потребовать заказчик.

С июля закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае приобретения ТРУ на сумму, не превышающую 300 000 руб. При этом не изменилось ограничение годового объема таких закупок:

  • не более 2 млн руб.;
  • или не больше 5 % совокупного годового объема закупок заказчика, но до 50 млн руб.

С 31 июля 2019 года начали действовать поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Так, увеличен единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика учреждениям культуры и образования. Они вправе заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 000 руб.

В качестве годового лимита установлены следующие параметры:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Также увеличивается сумма закупки лекарств по решению врачебной комиссии. Суть новшества заключается в том, что через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет не на 200 000 руб., как ранее, а на сумму до 1 млн руб.

Кроме того, с 31 июля заказчики избавлены от обязанности размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г. и 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г., 1 июля 2020 г. и 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 апреля 2020 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2020 г. N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 9 марта 2020 г. и 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., 8 января 2020 г., 1 июля 2020 г. и 1 апреля 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2019 г., за исключением пунктов 2 — 4 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2019 г., и пунктов 1, 5 — 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г., за исключением изменений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 518-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г., за исключением пунктов 3, 4, 6 — 9, 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются по 30 июля 2018 г. включительно

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 45, вступающих в силу с 1 апреля 2015 г.

Положения части 6.1 статьи 34, части 1.1 статьи 95, частей 2.1 и 11 статьи 96 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) не применяются с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений статьи 30, части 2 статьи 72, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 и части 4 статьи 94 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

22 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *