21 о прокуратуре

Принят Государственной Думой 18 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

1) в статье 43:

а) пункт 1 дополнить подпунктами «ж» и «з» следующего содержания:

«ж) отказа от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий;

з) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). За прокурорским работником сохраняется место работы (должность) в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением служебных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.»;

б) дополнить пунктом 1 следующего содержания:

«1. Прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравненные к ним специализированные прокуроры (за исключением военных прокуроров) по окончании срока полномочий по замещаемой должности, а также в случае досрочного прекращения полномочий для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы могут быть зачислены соответственно в распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры на срок до двух месяцев со дня подписания акта Президента Российской Федерации либо издания акта Генерального прокурора Российской Федерации об освобождении от замещаемой должности. Порядок зачисления прокурорского работника в распоряжение органа прокуратуры и его нахождения в распоряжении органа прокуратуры, объем исполняемых им в указанный период служебных обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры прокурорскому работнику предлагаются как вакантные должности, соответствующие его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности, имеющиеся в данном органе прокуратуры, а в случае их отсутствия — соответствующие вакантные должности в иных органах прокуратуры, в том числе расположенных в других местностях, которые прокурорский работник может занимать с учетом состояния здоровья.

В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры сохраняются установленные настоящим Федеральным законом статус, гарантии правовой и социальной защиты прокурорского работника, а также денежное содержание в размере должностного оклада по последней замещаемой должности, доплат за классный чин, за выслугу лет с учетом коэффициентов, процентных надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

По решению соответствующего прокурора прокурорскому работнику с учетом фактического объема исполняемых служебных обязанностей в период нахождения в распоряжении органа прокуратуры производятся иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

При возложении на прокурорского работника временного исполнения обязанностей по другой должности, в том числе в ином органе прокуратуры, ему выплачивается денежное содержание, соответствующее данной должности. При этом выплаты, предусмотренные абзацем третьим настоящего пункта, не производятся.

В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры к прокурорскому работнику могут применяться меры поощрения и дисциплинарной ответственности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Время нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж, в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина и предоставление дополнительного отпуска, в выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет и назначения пенсии за выслугу лет. Периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске в срок нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры не засчитываются.

В случае отказа от замещения предлагаемых вакантных должностей прокурорский работник, находящийся в распоряжении органа прокуратуры, подлежит увольнению из органов прокуратуры на основании подпункта «ж» пункта 1 настоящей статьи.»;

2) в пункте 2 статьи 44:

а) дополнить новыми абзацами двенадцатым и тринадцатым следующего содержания:

«е) вследствие отказа от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий;

ж) вследствие отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).»;

б) абзац двенадцатый считать абзацем четырнадцатым и в нем слова «подпунктами «г» и «д» заменить словами «подпунктами «г», «д» и «ж»;

в) абзацы тринадцатый — девятнадцатый считать соответственно абзацами пятнадцатым — двадцать первым.

Президент Российской Федерации В. Путин

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

8.4. ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

Аннотация: в Республике Сербия прокуратура является независимым государственным органом, осуществляющим преследование лиц, совершивших преступления и некоторые иные виды правонарушений, и предпринимает меры по защите конституционности и законности. В современной Сербии заложены прочные конституционно-правовые основы статуса прокуроров. При этом отдельные вопросы, касающиеся нормативного регулирования процесса избрания и прекращения полномочий прокуроров, вызывают справедливые нарекания сербских конституционалистов. В статье представлен анализ порядка избрания и прекращения полномочий судьи в Республике Сербия.

Ключевые слова: прокуратура Республики Сербия. Конституция Республики Сербия 2006 года. Закон о прокуратуре. Компетенция прокуратуры. Конституционность и законность. Иммунитет прокурора. Несовместимость полномочий прокурора. Порядок избрания и прекращения полномочий прокурора. Государственное вече прокуроров.

PARTICULARITIES OF PROSECUTOR’S ELECTION AND TERMINATION OF POWERS IN THE REPUBLIC OF SERBIA

В Конституции Республики Сербия дается определение прокуратуры как независимого государственного органа, осуществляющего преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые и иные правонарушения и предпринимающего меры по защите конституционности и законности (ст. 156 Конституции РС). Являясь независимым государственным органом в системе правоохранительных органов, прокуратура подчинена только Конституции и закону. При этом в статье 45 Закона о прокуратуре уточняется, что прокурор при осуществлении своих полномочий независим как от исполнительной, так и от законодательной власти. При этом никто вне структуры прокуратуры не вправе влиять на деятельность прокурора и заместителей прокурора или на принимаемые ими решения, а прокуроры и заместители прокуроров свои решения обязаны специально обосновывать только компетентному прокурору.

В связи с вышеизложенным важнейшим вопросом конституционно-правового регулирования основ организации прокуратуры является порядок избрания и прекращение полномочий прокуроров. В соответствии со статей 13 Закона о прокуратуре структуру прокуратуры в Республике Сербия составляют: Республиканская прокуратура, апелляционные прокуратуры, высшие прокуратуры, основные прокуратуры и прокуратуры специальной компетенции. Прокуратурами специальной компетенции являются прокуратура по организованной преступности и прокуратура по военным преступлениям. Республиканская прокуратура является высшей прокуратурой в Республике Сербия (ч. 2 ст. 157 Конституции РС). Учитывая

это, а также положения части 1 статьи 158 Конституции Республики Сербия о том, что Республиканский прокурор осуществляет компетенцию прокуратуры в рамках прав и обязанностей Республики Сербия, его избрание имеет наиболее сложный порядок. Так, в соответствии с частью второй вышеуказанной статьи Конституции Республиканский прокурор избирается Народной скупщиной, по предложению Правительства, при наличии заключения профильного комитета Народной скупщины. Он избирается сроком на шесть лет и может быть повторно избран. Остальных прокуроров в Республике Сербия избирает Народная скупщина по предложению Правительства сроком на шесть лет, и они могут быть также повторно избраны (ч.ч. 2, 3 ст. 159 Конституции РС). Таким образом, при избрании прокуроров в Сербии имеет место незначительная, но разница между избранием Республиканского прокурора и других прокуроров. При этом отдельные сербские специалисты справедливо отмечают, что поскольку Народная скупщина избирает всех прокуроров в Республике Сербия, постольку существует опасность политизации избрания прокуроров.

В то же время, избрание заместителя прокурора подпадает под иной правовой режим. Так, согласно части 5 статьи 158 Конституции Республики Сербия, если лицо впервые избирается заместителем прокурора, то его избирает Народная скупщина по предложению Государственного вече прокуроров, а мандат заместителя прокурора, впервые избранного на должность, длится три года. Заместителей прокуроров для осуществления полномочий на бессрочной основе, в той

же или другой прокуратуре избирает Государственное вече прокуроров (ч.8 ст. 159 Конституции РС).

Согласно статье 74 Закона о прокуратуре Правительство предлагает Народной скупщине одного или нескольких кандидатов, из списка кандидатов, который утверждает Государственное вече прокуроров, для избрания на должность прокурора. Государственное вече прокуроров представляет Правительству список из одного или нескольких кандидатов для избрания на должность прокурора. Однако, если Государственное вече прокуроров предложит Правительству только одного кандидата, то Правительство вправе вернуть предложение. Прокурором и заместителем прокурора может быть избран гражданин Республики Сербия, соответствующий требованиям, предъявляемым для работы в государственных органах, который закончил юридический факультет, сдал специальный экзамен и является достойным лицом для осуществления полномочий прокурора. После сдачи экзамена, требуется предусмотренное законом определенное количество лет опыта работы по юридической профессии, которое зависит от вида прокуратуры. Так, четырехлетний опыт требуется для избрания основного прокурора и трехлетний — для избрания заместителя основного прокурора. Семилетний опыт требуется для избрания высшего прокурора и шестилетний — для избрания заместителя высшего прокурора. Десятилетний опыт требуется для избрания апелляционного прокурора и прокурора специальной компетенции и, соответственно, восьмилетний — для избрания заместителя апелляционного прокурора и заместителя прокурора специальной компетенции. Ну и, наконец, двенадцати летний опыт работы по юридической профессии требуется для избрани Республиканского прокурора и одиннадцатилетний — для избрания его заместителя (ст. 77 Закона о прокуратуре).

Согласно статье 78 Закона о прокуратуре о выборах прокуроров и заместителей государственных прокуроров объявляет Государственное вече прокуроров. Объявление публикуется в «Официальном вестнике Республики Сербия» и других средствах массовой информации республиканского значения. Именно в этот орган и подаются представления в течение 15 дней со дня оглашения объявления. С помощью представлений представляются доказательства соответствия условиям для избрания, если кандидаты уже не работают в прокуратуре. Государственное вече прокуроров обобщает данные и заключения о профессионализме, достижениях в работе и достоинствах кандидатов. Данные и заключения истребуются от органов и организаций, в которых кандидат работал по юридической профессии. Государственное вече прокуроров для получения дополнительной информации о кандидате может провести с ним собеседование (ст. 81 Закона о прокуратуре).

На основе данных из представлений кандидатов, а также предложений и заключений, которые оно получает, Государственное вече прокуроров составляет рейтинговый список кандидатов, составляемый на основании профессионализма, компетентности и моральных качеств каждого кандидата. Рейтинговый список кандидатов вывешивается на интернет-сайте Государственного вече прокуроров. Критерии и стандарты для оценки профессионализма, компетентности и моральных качеств составляет Государственное вече прокуроров в соответствии с законом. Стандарты «профессионализма», «компетентности» и «моральных качеств» являются идентичными с теми, которые

используются при избрании судей в Республике Сербия, при том, что при избрании прокурорских работников они касаются прокурорской деятельности.

При выдвижении кандидатур и избрании на должность прокуроров запрещается любая форма дискриминации (ч. 1 ст. 82 Закона о прокуратуре). В то же время отдельное внимание в сербском законодательстве, регулирующем избрание прокуроров и их заместителей, уделяется представленности в его составе прокурорских работников представителей национальных меньшинств. Так, согласно части 2 статьи 82 Закона о прокуратуре при избрании и внесении кандидатур для избрания прокуроров и заместителей прокуроров учитывается национальный состав населения, соответствующей представленности представителей национальных меньшинств и знание профессиональной юридической терминологии на языке национальных меньшинств, который официально используется при рассмотрении дел в суде. Каждое предложение, соответственно, решение об избрании, которые принимает Государственное вече прокуроров должно быть обоснованным.

При вступлении в должность прокурора приносится присяга, следующего содержания: Клянусь своей честью, что буду осуществлять прокурорские полномочия преданно, совестно и беспристрастно и буду защищать конституционность и законность, права человека и гражданские свободы. При чем, Республиканский прокурор приносит присягу перед Народной скупщиной, остальные прокуроры и заместители прокуроров — перед председателем Народной скупщины.

Прокурор и заместитель прокурора вступают в должность на торжественном заседании в прокуратуре, в которую они избраны. Вступлением в должность прекращается исполнение ими других полномочий в прокуратуре. При этом, считается не избранным лицо, которое без оправданных оснований не вступит в должность в течение 30 дней со дня избрания на должность, о чем решение принимает Республиканский прокурор. На такое решение прокурора может быть обжаловано в Государственном вече прокуроров в течение семи дней. О решении Республиканского прокурора и Государственного вече прокуроров уведомляется Народная скупщина. Решение об основаниях невступления в должность Республиканского прокурора принимает Государственное вече прокуроров, которое может быть обжаловано в компетентном комитете Народной скупщины.

Что же касается порядка прекращения полномочий Республиканского прокурора, прокуратура и заместителя прокурора, то он обусловлен порядком их избрания. Так, в соответствии с частью 4 статьи 158 Конституции Республики Сербия полномочия Республиканского прокурора прекращаются:

1. если он не будет переизбран;

2. в случае отставки по собственному желанию;

3. с наступлением предусмотренных законом обстоятельств;

4. освобождением от должности по основаниям, предусмотренным законом.

Решение о прекращении полномочий Республиканского прокурора принимает Народная скупщина в соответствии с законом. Это решение Народная скупщина принимает по предложению Правительства. Согласно части 1 статьи 161 Конституции Республики Сербия основаниями для прекращения полномочий прокуратура и заместителя прокурора являются:

1. заявление об отставке по собственному желанию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

2. наступление предусмотренных законом обстоятельств;

3. освобождение от должности по основаниям, предусмотренным законом.

То, что установление оснований прекращения и освобождения от должности прокурора является предметом регулирования закона, стало предметом оправданной критики сербских конституционалистов. В частности, отмечается, что таким образом ослабляется обеспечение принципа независимости в деятельности сотрудников прокуратуры. Решение о прекращении полномочий прокурора принимает Народная скупщина в соответствии с законом, при этом решение об освобождении от должности принимается по предложению Правительства. Правительство вносит предложение об освобождение от должности прокурора, в соответствии с основанием для освобождения от должности, которое было утверждено Государственным вече прокуроров. Решение о прекращении полномочий заместителя прокурора принимает Государственное вече прокуроров в соответствии с законом.

Итак, согласно части 5 статьи 161 Конституции Республики Сербия процедура, основания и условия прекращения полномочий прокурора и заместителя прокурора устанавливаются законом. Согласно части 1 статьи 87 Закона о прокуратуре полномочия прокурора и заместителя прокурора прекращается в следующих случаях:

1. по собственному желанию;

2. по достижении пенсионного возраста;

3. в случае стойкой утраты трудоспособности;

4. если будет освобожден от должности. Полномочия прокурора прекращаются, и, если он не будет переизбран, а полномочия заместителя прокурора, если он не будет избран на бессрочной основе.

Согласно части 4 статьи 161 Конституции Республики Сербия прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе подать жалобу на решение Народной скупщины, соответственно, Государственного вече прокуроров о прекращении полномочий в Конституционный суд в течение 30 дней после вынесения решения. При этом поданная жалоба исключает право на подачу конституционной жалобы. Конституционный суд своим решением может отклонить жалобу или удовлетворить жалобу и отменить решение о прекращении полномочий. Решение Конституционного суда является окончательным.

В случае отставки прокурор направляет письменное заявление о прекращении полномочий по собственному желанию Народной скупщине, o чем уведомляется Государственное вече прокурора, а заместитель прокурора непосредственно — Государственному вече прокуроров. Заявление может быть отозвано до тех пор, пока соответствующее решение об прекращении полномочий не будет принято Народной скупщиной, соответственно, Государственным вече прокуроров. Если по заявлению о прекращении полномочий не будет принято решение в течение 30 дней, то считается, что полномочия прокурора, соответственно, заместителя прокурора прекратились истечением 30 дней со дня подачи заявления (ст. 88 Закона о прокуратуре). Что же касается достижения прокурором, соответственно, заместителем прокурора пенсионного возраста как основания для прекращения полномочий, то в соответствии со статьей 89 вышеуказанного Закона прокурор и заместитель прокурора выходят на пенсию по достижению шестидесятипятилетнего возраста или сорокалетнего трудового стажа. Прокурору, а также

заместителю прокурора по достижению пенсионного возраста может быть предоставлено право продолжить осуществлять свои полномочия только для завершения производства по начатым делам. И все же в порядке исключения по запросу Республиканского прокурора Государственное вече прокуроров может продлить срок исполнения прокурорских полномочий еще на два года, при наличии согласия самого прокурора, соответственно, заместителя прокурора. Состояние стойкой утраты прокурором, соответственно, заместителем прокурора трудоспособности, что является основанием для прекращения должностных полномочий, устанавливается на основе заключения специальной комиссии уполномоченного органа о том, что в силу состояния здоровья лицо не способно осуществлять прокурорские полномочия. Решение об обязательном медицинском осмотре принимает Государственное вече прокуроров по предложению непосредственно вышестоящего прокурора или самого прокурора, соответственно, заместителя прокурора.

Процедуру утверждения наличия оснований для прекращения полномочий прокурора по собственному желанию, по достижении пенсионного возраста и в случае стойкой утраты трудоспособности осуществляет Государственное вече прокуроров. Об утвержденных основаниях Государственное вече прокуроров принимает решение, которое направляет Народной скупщине для принятия окончательного решения о прекращении полномочий прокурора. Утверждение наличия оснований для прекращения полномочий заместителя прокурора по собственному желанию, по достижении пенсионного возраста и в случае стойкой утраты трудоспособности осуществляет Государственное вече прокуроров и о том принимает окончательное решение, содержащее основания прекращения полномочий и дату прекращения полномочий.

Что же касается освобождения прокурора и заместителя прокурора от должности, то согласно статье 92 Закона о прокуратуре основаниями для этого являются следующие случаи:

1. если вступившим в законную силу приговором осуждены за совершение преступления к лишению свободы не менее чем на шесть месяцев;

2. если вступившим в законную силу решением осуждены за правонарушение, делающее их недостойными осуществлять прокурорские полномочия;

3. если непрофессионально осуществляют свои полномочия;

4. если совершили тяжкий дисциплинарный проступок.

В соответствии со статьей 93 Закона о прокуратуре

непрофессиональным считается «недостаточно успешное осуществление прокурорских полномочий, если прокурор, соответственно, заместитель прокурора получил оценку «неудовлетворительно» в соответствии с критериями и стандартами для оценки деятельности прокуроров и заместителей прокуроров». Инициативу для освобождения от должности может подать любое лицо, а процедура освобождения от должности возбуждается по предложению прокурора, непосредственно вышестоящего прокурора, Республиканского прокурора, органов, уполномоченных на оценку деятельности, а также Дисциплинарная комиссия. Кроме того, процедуру может по должности возбудить и Государственное вече прокуроров. Что же касается прав прокурора, соответственно, заместителя прокурора в производстве об освобождении его

должности, то он вправе безотлагательно быть оповещенным об основаниях для возбуждения производства с тем, чтобы быть ознакомленным с предметом, сопутствующей документацией и ходом производства и самому или через своего представителя представлять объяснения и доказательства своих доводов, которые он вправе изложить также и устно непосредственно Государственному вече прокуроров (ст. 97 Закона о прокуратуре).

Государственное вече прокуроров утверждает наличие основания для освобождения от должности, причем утверждение наличия оснований и принятие решения Государственное вече прокуроров осуществляет в порядке закрытого производства. Государственное вече прокуроров обязано осуществить производство и принять обоснованное решение в течение 45 дней со дня получения акта, возбуждающего производство по делу. Вышеуказанное решение Государственного вече прокуроров прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе обжаловать в самом же Государственном вече прокуроров в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом Государственное вече прокуроров вправе отклонить жалобу, если она представлена не в указанный срок или удовлетворить жалобу и изменить решение или отклонить жалобу и подтвердить решение. Решение, утверждающее наличие оснований для освобождения от должности вступает в силу после подтверждения в производстве по жалобе или истечения срока, если решение не было обжаловано. Вступившее в силу решение направляется Правительству.

Как указывалось выше в статье, окончательное решение о прекращении полномочий прокуроров принимает Народная скупщина большинством голосов народных депутатов по предложению Правительства, которое вносит предложение, руководствуясь основаниями, утвержденными Государственным вече прокуроров. При том, что окончательное решение о прекращении полномочий заместителя прокурора принимает Государственному вече прокуроров. Прокурорские полномочия прекращаются в день, когда Народная скупщина, соответственно, Государственное вече прокуроров укажет в своем решении. Решение о прекращении прокурорских полномочий публикуется в «Служебном вестнике Республики Сербия»

Согласно части 4 статьи 1б1 Конституции Республики Сербия прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе подать жалобу на решение Народной скупщины, соответственно, Государственного вече прокуроров о прекращении полномочий в Конституционный суд в течение 30 дней после вынесения решения. Конституционный суд своим решением может отклонить жалобу или удовлетворить жалобу и отменить решение о прекращении полномочий. Решение Конституционного суда является окончательным.

Подводя итог проведенному в статье исследованию, следует обратить внимание на то, что в Сербии на современном этапе заложены прочные конституционно-правовые основы правового статуса прокуроров. Более того, ряд новаций сербского конституционного законодательства, регулирующего порядок избрания прокуроров и их заместителей представляет интерес и для российского законодателя. В частности, речь идет об учете при отборе кандидатур для замещения должности прокуроров и заместителей прокуроров национального состава населения государства. В то же время отдельные вопросы, касающиеся нормативного

регулирования и реализации процедур избрания и прекращения полномочий прокуроров, вызывают справедливые нарекания сербских конституционалистов. К ним можно отнести то, что Народной скупщине отведена основная роль не только в избрании и прекращении полномочий всех прокуроров в Республике Сербия, но и установлении оснований прекращения и освобождения от должности прокурора (путем принятия закона), при этом следует учитывать и то, что в соответствии со статьей 160 Конституции Республики Сербия прокуроры несут ответственность перед Народной скупщиной: все это создает возможность чрезмерного политического влияния ведущих политических партий на деятельность прокуратуры в этом парламентском государстве.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,6%.

Список литературы:

1. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Маркович Р. Покрета^е уставног спора о уставности нормативних аката. Београд. 1973.

4. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

5. Паjванчиt^ М. Уставно право. 2014.

6. Паjванчиt^. О судсюо власти у уставном систему Србие у контексту ме^ународних стандарда. Зборник ра-дова Правног факултета у Новом Саду, 3/2011.

7. Петров В. «Национални строj» пред Уставним судом — измишлена надлежност, измишлена и одлука». Hereticus 3-4/2011.

8. Половченко К. А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

12. Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

13. Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

14. Половченко К. А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017. С. 97-101.

15. Стоjановиt^ Д. Уставно право. Ниш. 2009.

17. ВучиЬ О. О заштити права. Београд. 2010.

<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004 <О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>

Целесообразно использовать процедуру прямого обращения в орган (суд, должностному лицу), правомочный рассмотреть протест. Это, во-первых, позволит сэкономить время. Во-вторых, обращение напрямую в вышестоящую инстанцию более приемлемо и с точки зрения логики, поскольку в противном случае протест адресуется органу, который не вправе его рассмотреть по существу и принять основанное на законе решение. Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре также корреспондирует данной позиции, предоставляя право прокурору или его заместителю приносить протест на незаконный правовой акт в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Приказ Генпрокуратуры России от 09.07.2015 N 364 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 900-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чирковой Тамары Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Предусмотренное частью 2 статьи 30.12 КоАП Российской Федерации право прокурора принести в порядке надзора протест на вступившие в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов является процессуальным правом прокурора, которое он вправе использовать или не использовать по своему усмотрению, равно как и все остальные лица, которым предоставлено аналогичное право (часть 1 статьи 30.12 названного Кодекса). Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», говоря о возможности осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, прямо указывает на необходимость реализации в судах мер прокурорского реагирования в порядке процессуального законодательства (пункт 1 статьи 23, а также статья 28, прямо относящаяся к рассматриваемому случаю). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в свою очередь, не предусматривает обязанности прокурора приносить протесты на вступившие в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

«Методические рекомендации «Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора» (одобрены Генпрокуратурой России)

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

<Письмо> ГТК РФ от 27.03.2003 N 27-14/13306 «О применении главы 30 КоАП РФ»

В случае поступления в вышестоящий таможенный орган жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении, ранее пересмотренное в связи с протестом прокурора (жалобой), выносится решение об отказе в принятии жалобы (протеста) к рассмотрению на том основании, что по обжалованному (опротестованному) постановлению уже имеется решение таможенного органа. Статья 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.

Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»)

26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной»

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 1, статей 4, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями его статей 23 — 25.1 следует, что проведение прокурорской проверки призвано устранить неопределенность в отношении имеющихся у органов прокуратуры конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности некоммерческой организации признаков нарушений законов, и вынести по ее итогам — в случае подтверждения наличия соответствующих нарушений — акт прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом пункт 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 обязывает прокурора формулировать в документах прокурорского реагирования правовую сущность выявленных нарушений законов с указанием на их негативные последствия, причины и условия, которые им способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, а также принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан»

По смыслу данной нормы, соответствующий прокурор или его заместитель вправе опротестовывать в установленном законом порядке правовые акты органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации вне связи с их применением в конкретном деле. Из этой нормы во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 27 названного Федерального закона, абзацем третьим пункта 3 статьи 22 и пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также со статьей 245 и частями первой, второй и четвертой статьи 251 ГПК Российской Федерации следует, что прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали соответствующий правовой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается с заявлением в суд по подведомственности (подсудности).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» принесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению.

В связи с изложенным в случаях принесения в РТУ протеста прокурора на постановление по делу о НТП, рассмотренное РТУ и оставленное в силе, такой протест и материалы дела о НТП с заключением РТУ подлежат незамедлительному направлению в ГТК России для рассмотрения по существу с уведомлением об этом прокурора, принесшего протест.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обращается в суд и участвует в рассмотрении дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 35), в том числе он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35). Данное полномочие прокурора и соответствующее полномочие суда основаны на положениях принятого в 1964 году Гражданского процессуального кодекса РСФСР, которые содержатся в части третьей статьи 10, статье 41, пункте 2 части первой и части второй статьи 231, статьях 239.1 — 239.8 (в редакции Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года), а также на положениях Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (статьи 3 и 6).

Принят Государственной Думой 12 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года

Статья 1

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

б) в абзаце третьем слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

2) статью 12 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона.»;

3) дополнить статьей 121 следующего содержания:

«Статья 121. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

4) статью 13 признать утратившей силу;

5) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.»;

6) дополнить статьей 151 следующего содержания:

«Статья 151. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

7) дополнить статьей 161 следующего содержания:

«Статья 161. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров

1. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.»;

8) дополнить статьей 191 следующего содержания:

«Статья 191. Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров

1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.»;

9) в абзаце втором пункта 1 статьи 21 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

10) в пункте 1 статьи 26 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

11) пункт 5 статьи 401 признать утратившим силу;

12) подпункт «б» пункта 1 статьи 405 признать утратившим силу;

13) в статье 417:

а) в абзаце первом пункта 2 слова «в полном объеме» заменить словами «, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 22 настоящей статьи»;

б) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22. Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине — на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

в виде увольнения из органов прокуратуры — на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23. Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.»;

14) абзац второй пункта 2 статьи 43 дополнить предложением следующего содержания: «Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.»;

15) в пункте 3 статьи 48 слова «пунктом 2 статьи 14» заменить словами «статьей 121».

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 3, абзацы двадцать третий — двадцать пятый и абзац сорок восьмой пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);

2) подпункт «в» пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830).

Президент Российской Федерации

В. Путин

21 о прокуратуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *