206 ФЗ о карантине растений

Содержание

О карантине растений

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О карантине растений

Принят
Государственной Думой
5 июля 2000 года
Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2000 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права определяет основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Глава I. Общие положения (статьи с 1 по 5)

Статья 1. Цель настоящего Федерального закона

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные понятия

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения карантина растений

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Полномочия Российской Федерации на обеспечение карантина растений

К полномочиям Российской Федерации на обеспечение карантина растении относятся:
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию;
организация и проведение обеззараживания подкарантинных объектов;
абзац утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ — см. предыдущую редакцию.

Статья 5. Федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений

(статья утратила силу с 1 августа 2011 года —
Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ. —

См. предыдущую редакцию)

Глава II. Обеспечение карантина растений (статьи с 6 по 14)

Статья 6. Установление и упразднение карантиннойфитосанитарной зоны, установление и отменакарантинного фитосанитарного режима,наложение и снятие карантина

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции (подкарантинногоматериала, подкарантинного груза)

Ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Часть утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 9. Охрана территории Российской Федерации от карантинных объектов

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Обеззараживание, очистка, дегазация подкарантинных объектов

Часть утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
Часть утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
Часть утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
Работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся органом государственного надзора (часть в редакции, веденной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Часть утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 11. Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в областиобеспечения карантина растений

Часть утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию:
выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
немедленно извещать орган государственного надзора о прибытии подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (абзац в редакции, веденной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
не допускать вскрытия прибывших на территорию Российской Федерации транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) без разрешений в письменной форме органа государственного надзора (абзац в редакции, веденной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
создавать необходимые условия для своевременного осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
выделять для хранения подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям, и обеспечивать охрану такой продукции;
не допускать очистку транспортных средств с подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого;
обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) до начала осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения, при необходимости работников для осуществления обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинных объектов;

немедленно извещать орган государственного надзора об обнаружении признаков заражения подкарантинных объектов карантинными объектами (абзац в редакции, веденной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

осуществлять перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) с обеспечением мер по исключению ее потерь и возможного заражения территории Российской Федерации карантинными объектами;
выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
Мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев пользователей подкарантинных объектов; досмотр, обеззараживание, задержание, уничтожение и возврат подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляются за счет средств ее собственников, владельцев, пользователей, грузополучателей или экспедиторских организаций.

Статья 12. Выявление карантинных объектов и предупреждение их распространения

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 13. Изъятие, уничтожение, возврат подкарантинной продукции (подкарантинного материала,подкарантинного груза)

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 14. Мероприятия по контролю, проводимые в отношении подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Глава III. Государственная служба карантина растений Российской Федерации (статьи с 15 по 19)

Статья 15. Основной принцип организации и деятельностигосударственной службы карантина растений Российской Федерации

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 16. Права должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарныйконтроль

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 17. Флаг, вымпел и опознавательный знак государственной службы карантина растенийРоссийской Федерации

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 18. Финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 19. Форма одежды должностных лиц государственной службы карантина растенийРоссийской Федерации

(Утратила силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Глава IV. Заключительные положения (статья 20)

Статья 20. Вступление в силу настоящегоФедерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 8 и 9 настоящего Федерального закона.
Статьи 8 и 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
15 июля 2000 года
N 99-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят Государственной Думой 2 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее — граждане, юридические лица) в области карантина растений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) акклиматизация карантинного объекта — образование на определенной территории популяции карантинного объекта после его проникновения на эту территорию;

2) акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) — документ, который отражает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений;

3) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания — документ, который подтверждает проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания;

4) анализ фитосанитарного риска — определение способности или неспособности объекта быть карантинным объектом, необходимости регулирования распространения карантинного объекта и (или) принятия в отношении его карантинных фитосанитарных мер путем оценки биологических или других научных данных, экономических данных, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

5) борьба с карантинным объектом — подавление численности карантинных объектов, локализация очага карантинного объекта и (или) ликвидация популяции карантинного объекта;

6) вредный организм — жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред растениям или продукции растительного происхождения;

7) государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) — деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств — членов Таможенного союза в области карантина растений;

8) дегазация — этап карантинного фитосанитарного обеззараживания, на котором проводятся работы по удалению и выводу газов, паров пестицидов в целях снижения их содержания до предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения значений предельно допустимых концентраций (уровней) в воздухе рабочих зон, производственных помещений, зданий, сооружений, других объектов обеззараживания, в подкарантинной продукции путем проветривания, вентилирования;

9) досмотр — обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления наличия или отсутствия соответственно в этой продукции, на этих объектах карантинных объектов и (или) проверки соблюдения карантинных фитосанитарных требований с возможностью отбора проб и (или) образцов;

10) временные ограничения — принятие карантинных фитосанитарных мер, запрещающих ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, вывоз из Российской Федерации подкарантинной продукции, перемещение по территории Российской Федерации подкарантинной продукции;

11) заражение — наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах жизнеспособных вредных организмов, характерных для определенного вида подкарантинной продукции, для подкарантинных объектов;

12) засорение — не являющееся заражением наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов;

13) карантин растений — правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации;

14) карантинный объект — вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов;

15) карантинный сертификат — документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации;

16) карантинная фитосанитарная безопасность — состояние защищенности территории Российской Федерации от рисков, возникающих при проникновении на нее и (или) распространении по ней карантинных объектов;

17) карантинная фитосанитарная зона — территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними;

18) карантинные фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования, правила и процедуры в области карантина растений, установленные в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности;

19) карантинный фитосанитарный режим — комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне;

20) карантинное фитосанитарное обеззараживание — процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности;

21) карантинное фитосанитарное обследование — процедура, проводимая должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период;

22) карантинное фитосанитарное состояние территории, подкарантинной продукции, подкарантинного объекта — наличие или отсутствие на территории, в подкарантинной продукции, на подкарантинном объекте карантинных объектов;

23) карантинные фитосанитарные требования — требования, предъявляемые к подкарантинной продукции, ее ввозу, производству (в том числе переработке), хранению, перевозке, реализации, уничтожению и к подкарантинным объектам;

24) ликвидация популяции карантинного объекта — принятие карантинных фитосанитарных мер для уничтожения популяции карантинного объекта;

25) локализация очага карантинного объекта — принятие карантинных фитосанитарных мер на территории, где выявлен карантинный объект, и вокруг этой территории для предотвращения распространения такого объекта;

26) осмотр — визуальное обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления карантинных объектов без отбора проб и (или) образцов;

27) очаг карантинного объекта — часть территории Российской Федерации или иностранного государства либо территорий групп иностранных государств, на которых выявлена популяция карантинного объекта или выявлено резкое увеличение численности популяций карантинных объектов;

28) партия подкарантинной продукции — количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю;

29) подкарантинная продукция — растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;

30) подкарантинные объекты — земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов;

31) посадочный материал — плоды, соплодия, части сложных плодов, не являющиеся семенным материалом, растения или их части, употребляемые для размножения вегетативным путем;

32) почва — компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений. К понятию «почва» не относятся торф, песок, грунт глубокого залегания, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений;

33) растения — растения и их части, включая семена (семенной материал) и генетический материал;

34) реэкспортный фитосанитарный сертификат — документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-реэкспортера и сопровождает партию подкарантинной продукции, импортируемой в страну в целях ее последующего экспорта, если осуществлялись хранение, разделение на части, переупаковка указанной партии подкарантинной продукции, смешивание ее с другими партиями подкарантинной продукции, а также удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения;

35) семена (семенной материал) — части растений (клубни, луковицы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;

36) собственник подкарантинной продукции — лицо, у которого находится подкарантинная продукция на праве собственности;

37) фитосанитарный сертификат — документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения;

38) фитосанитарный контрольный пост — специально оборудованный в соответствии с законодательством Российской Федерации пункт карантина растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудуются пункты карантина растений;

39) фитосанитарный риск — вероятность проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов, а также масштаб связанных с этим возможных последствий;

40) экстренные карантинные фитосанитарные меры — меры, введенные в случае изменения фитосанитарной обстановки на территории Российской Федерации, территории иностранного государства или территориях групп иностранных государств.

Статья 3. Правовое регулирование в области карантина растений

1. Законодательство Российской Федерации в области карантина растений основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области карантина растений и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. В области карантина растений применяются международные договоры Российской Федерации, международные стандарты по фитосанитарным мерам, региональные стандарты, руководства и (или) рекомендации в области карантина растений.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области карантина растений

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области карантина растений относятся:

1) разработка и реализация в Российской Федерации единой государственной политики в области карантина растений;

2) определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области карантина растений;

3) иные полномочия в области карантина растений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, относятся:

1) нормативно-правовое регулирование в области карантина растений;

2) иные полномочия в области карантина растений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений

1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, относятся:

1) организация и осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

2) проведение анализа фитосанитарного риска;

3) осуществление фитосанитарной сертификации, реэкспортной фитосанитарной сертификации и карантинной сертификации подкарантинной продукции;

4) установление карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации, карантинное фитосанитарное обследование растений в вегетационный период как в зонах их возделывания (лаборатории, питомники, плантации, поля, сады, теплицы и другие), так и в зонах произрастания дикорастущих растений, а также хранимых или транспортируемых растений и растительной продукции;

5) введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установление карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию;

6) установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмена карантинного фитосанитарного режима, организация осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта;

7) организация проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

8) организация проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе при осуществлении экспортно-импортных поставок;

9) разработка правил и методик проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

10) обеспечение защиты подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в отношении их состава, замены и возможности повторного заражения и (или) засорения начиная с момента выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата до начала осуществления экспорта;

11) лицензирование деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации;

12) разработка и направление в национальный орган аккредитации критериев и условий, необходимых для проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

13) разработка лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;

14) ведение федеральных государственных информационных систем выдачи и учета фитосанитарной документации, результатов лабораторных исследований в области карантина растений и лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;

15) иные установленные законодательством Российской Федерации в области карантина растений полномочия.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных ему организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности.

Статья 51. Передача полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Статья 6. Доступ к информации в области карантина растений

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, обеспечивают открытый доступ к данным в области карантина растений путем размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующих видов информации:

1) перечень карантинных объектов;

2) перечень подкарантинной продукции;

3) карантинные фитосанитарные требования;

4) карантинные фитосанитарные требования иностранных государств к подкарантинной продукции, вывозимой из Российской Федерации;

5) перечень карантинных фитосанитарных зон;

6) реестр зон, участков выращивания для Российской Федерации посадочного материала, семян (семенного материала), свободных от карантинных объектов и расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов;

7) ежегодная информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации в части, не отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;

8) реестр подкарантинных объектов, использующих технологии, обеспечивающие лишение

Растениеводство 20 декабря 2017

Текст: Даниэла Быстрова, юрист адвокатского бюро «Степанов и Аксюк»

2018 год ознаменуется началом реформы в области карантина и санитарно-эпидемиологического благополучия. Многие аспекты взаимодействия регулятора (Россельхознадзора) с бизнесом перейдут исключительно на электронный формат. Изменения затронут сферу обращения с подкарантинной продукцией (зерновые культуры, фрукты, деревянная тара и т.д.1).

Как известно, любая подкарантинная продукция для целей ее перемещения как внутри страны, так и в страны зарубежья должна проходить определенный контроль качества, результаты которого оформляются соответствующими сертификатами.

Изучая вопросы, размещенные на сайтах ведомства, отчеты по результатам встреч с представителями аграрного сектора, лесной промышленности, можно убедиться, что для участников рынка процедура получения и обращения с сертификатами тернистая и трудоемкая2. Проблема, по всей видимости, коренится в фрагментарном и не всегда последовательном правовом регулировании.

Так, на сегодняшний день указанную сферу — карантина растений — регулируют одновременно два федеральных закона «О карантине растений» №99-ФЗ (прежний) и №206-ФЗ (новый закон). С 2018 года будет действовать только новый закон. В преддверии изменений напомним об основных обязанностях владельцев подкарантинной продукции и спорных моментах их исполнения.
Сопровождение продукции карантинными сертификатами (КС)

  • Когда требуется получать сертификат?

На сегодняшний день законодательством предусмотрен только один действительный случай получения сертификата:

«КС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинных фитосанитарных зон» (КФЗ) для дальнейшей перевозки по территории РФ.

Ключевой вопрос здесь: как определить, что продукция вывезена из КФЗ и границы этого «очага»? Прежде всего, существуют более общие перечни КФЗ, сформированные исходя из постоянных условий в регионе. Например, в зоне и в период цветения повилики и амброзии карантинные ограничения вводятся ежегодно, и в большинстве случаев на территории всего субъекта сразу. Карантин может вводиться также и на территории отдельно взятого здания, строения, сооружения, мест складирования3. Утверждаются также и перечни КФЗ по конкретной продукции, например, по лесу, дополняющие основные перечни.

Обязательным требованием к установлению КФЗ является определение ее площади4. Информация об установленных ограничениях на территории конкретного субъекта размещается, в том числе, на официальных сайтах ведомств в сети «Интернет»; однако сведений о границах КФЗ размещенные документы, как правило, не содержат. Зачастую совершенно очевидно, что площадь региона в десятки раз превышает площадь установленной зоны карантина.

В этой связи можно рекомендовать внести в договорную политику компании соответствующие корректировки: при заключении договоров в отношении подкарантинной продукции всегда запрашивать КС, а при их отсутствии — заверение от контрагентов о вывозе продукции из «здоровой» зоны; с установлением размера убытков, подлежащих взысканию при отступлении от принятых обязательств.

  • Кто должен получить сертификат?

В практике ранее встречались поистине любопытные случаи, когда РСХН признавал получателя товара допустившим нарушение, в случае отсутствия карантинного сертификата на прибывшую в его адрес продукцию5. Между тем подобное толкование абсолютно не укладывается в действующую сферу регулирования.

Так, в наши дни оформление КС осуществляется исключительно и непосредственно территориальным подразделением РСХН, из региона деятельности которого осуществляется вывоз карантинной продукции6. Никаких компенсирующих действий для получения КС, когда продукция уже прибыла на оговоренный склад, покупатель совершить не может. Однако обратите внимание, если Ваша компания выступает в роли перевозчика продукции, то именно на ней лежит обязанность обеспечить наличие карантинного сертификата.

Мы рекомендовали в случаях, когда товар прибыл без сертификата как наиболее оптимальный выход — проведение фитосанитарного обследования, с тем чтобы удостовериться в надлежащем состоянии продукта. Еще одной альтернативой можно считать отказ покупателя принимать товар, однако такое право должно быть прямо предусмотрено договором между поставщиком и получателем продукции.

С 1 января 2018 года процедура обращения карантинных сертификатов станет более детальной. Случаи их получения будут прежними — вывоз продукции из КФЗ. Получать его также будет организация-поставщик при вывозе продукции из КФЗ. Однако теперь все сведения о выданных КС будут храниться в единой электронной системе (ЕЭС). При этом получатель продукции в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции обязан будет осуществить погашение сертификата. Ожидается, что во исполнение этого требования будет разработан более подробный регламент, описывающий соответствующую процедуру. Однако по состоянию на конец декабря соответствующие алгоритмы не изданы.

Рекомендуем постоянно отслеживать изменения в этой сфере и получать консультации в региональных ведомствах о том, как корректно соблюдать эту обязанность в переходный период, в том числе при наличии организационных сложностей. Подразделения РСХН также проводят рабочие встречи, на которых разъясняют новые условия работы.

  • Уведомить о доставке подкарантинной продукции

Похожая ситуация неопределенности наблюдалась и в части следования иным требованиям закона о карантине. В частности, законодательством предусмотрена необходимость немедленного извещения ведомства о доставке подкарантинной продукции в установленном порядке. Форма такого извещения была утверждена приказом ведомства, вступившим в силу только 09.09.2017. До этого момента в практике неоднократно встречались попытки хозяйствующих субъектов отстоять позицию невозможности уведомления в силу отсутствия утвержденного порядка. Однако судебные инстанции утвердили иную трактовку — отсутствие нормативно установленной формы не освобождает от обязанности извещать в свободной форме, с указанием необходимых сведений7.

  • Кто уведомляет: получатель или отправитель продукции?

В действовавшем ранее законодательстве было указано на необходимость извещать «о прибытии» продукции, и очевидно, такая обязанность возлагалась на получателя товара. На сегодняшний момент сформулирована обязанность известить «о доставке» продукции. Термин звучит достаточно спорно, поскольку позволяет считать, что норма может быть распространена как на получателя, так и на отправителя продукции. Судебной практике известны случаи привлечения к ответственности за неуведомление и той, и другой стороны.

Рекомендуем, во избежание споров, направлять такие уведомления вне зависимости от вашего статуса в договоре.

  • Обеспечение надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов

На сегодняшний день нормативных актов, подробно описывающих правила хранение не пищевой подкарантинной продукции, не принято. Фитосанитарные требования сформулированы не по принципу «что сделать», а «для чего» или «во избежание чего». Многие требования приняты в отношении продукции, ввозимой на территории РФ, но могут применяться и для продукции, перемещаемой внутри страны8. Однако и в этих правилах нет конкретного перечня мероприятий, разработанные на сегодняшний день законопроекты эту проблему не снимают.

Общая направленность норм сводится к необходимости обеспечить сохранность подкарантинной продукции и надлежащие условия хранения, которые позволяют изолировать опасный объект от иных в целях недопущения распространения или локализации угрозы вредного воздействия (в случае их наличия).

Еще более сложная ситуация складывается с подкарантинными объектами — это земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В отношении таких объектов сами владельцы (собственники, арендаторы и т.д.) должны проводить систематические, а должностные лица — контрольные обследования9. Однако и здесь, кроме применения соответствующих СанПиН по условиям хранения отдельных видов продукции, подробных правил нет. Рекомендуем исключительно в качестве методических рекомендаций использовать ранее действовавшие правила10. Хотя этот акт не имеет самостоятельной юридической силы, многие его положения встречаются в действующем законодательстве, а в судебной практике встречаются отсылки к этим нормам11.

Примечания:

1. Применяемый на практике Перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союзаот 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»

3. Пункт 7 Приказа Минсельхоза РФ от 13.02.2008 № 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина»

4. Там же

5. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу № А68-8077/2012

6. Пункт 6 раздела I приказа Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата»

7. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.2017 № Ф02-2439/2017 по делу № А19-12695/2016

8. Приказ Минсельхоза России от 29.12.2010 №456 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании» (далее – Приказ №456)

9. Приказ Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований»

10. «Правила по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков» (утв. Минсельхозпродом РФ 19.02.1996)

11.Определение Верховного суда от 18 января 2017 г. № 309-АД16-16696

Решение Верховного Суда РФ от 25.08.2015 N АКПИ15-726

В силу статьи 4 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений» (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ), действовавшего на день принятия оспариваемого акта, разработка и утверждение правил и норм обеспечения карантина растений, перечня карантинных объектов относились к полномочиям Российской Федерации.

<Письмо> ФТС РФ от 28.01.2009 N 01-11/3247 «О Приказе ФТС России от 30 сентября 2008 г. N 1215»

В соответствии с абзацем 2 статьи 8 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений» (далее — Закон) каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимая на территорию Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

Приказ Минсельхоза РФ от 13.02.2008 N 43 Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина

Приказ Минсельхоза РФ от 08.10.2009 N 473 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений

Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 537-О «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «Новгородский филиал «Содружество» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Приведенная норма носила, таким образом, отсылочный характер: в ней непосредственно не указывалось, несоблюдение каких именно запретов и ограничений служит основанием для привлечения к административной ответственности. Соответствующее указание содержится в Федеральном законе от 15 июля 2000 года «О карантине растений», принятом, согласно его статье 1, в целях обеспечения охраны продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. В соответствии со статьями 4, 8 и 9 данного Федерального закона вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений (разработка и утверждение которых, как и перечня карантинных объектов, относятся к полномочиям Российской Федерации), разрешается, лишь если имеется фитосанитарный сертификат.

Заключение Минэкономразвития России от 18.12.2013 «Об экспертизе приказа Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений»

Кроме того, карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции предусмотрена Федеральным законом N 99-ФЗ и, полагаем, не является предметом регулирования Приказа N 707.

Пункт 2.1 Порядка также предусматривает, что семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются «свидетельством на семена». Однако законодательством Российской Федерации форма такого свидетельства не утверждена. Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит норм, раскрывающих понятие «свидетельство на семена». На практике производители семян используют либо протокол испытаний, который является результатом семенного контроля, либо произвольную форму свидетельства, заверенную печатью продавца, что в дальнейшем приводит к применению штрафных санкций контролирующими органами.

<Письмо> ФТС РФ от 14.04.2006 N 06-73/12815 «О сроке действия фитосанитарного сертификата»

В соответствии с абзацем 2 подпункта 9, п. 1 ст. 11 и абзаца 2 ст. 13 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также с абзацем 2 ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» представление для целей таможенного оформления фитосанитарного сертификата с истекшим сроком действия не допускается.

Приказ Рослесхоза от 16.03.2009 N 81 «Об утверждении методических документов» (вместе с «Методическими рекомендациями по регламентации лесохозяйственных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами», «Методическими рекомендациями по проведению контроля содержания радионуклидов в лесных ресурсах»)

6.1. Защита лесов от вредных организмов осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ «О карантине растений», действующими Правилами санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, Лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), нормативными актами субъекта Российской Федерации, с учетом изменений и ограничений, связанных с радиоактивным загрязнением компонентов лесных экосистем.

Приказ Россельхознадзора от 22.06.2005 N 196 (с изм. от 13.10.2006) «О Временном порядке оформления импортных карантинных разрешений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции»

Временный порядок оформления импортных карантинных разрешений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции (далее именуется — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом «О карантине растений», Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, Правилами обеспечения карантина растений при ввозе, хранении, перевозке, переработке и использовании зерна и продуктов его переработки, ввозимых на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 3 сентября 2002 г. N 681 (зарегистрировано Минюстом России 09.12.2002, регистрационный N 4008).

Приказ ФТС РФ от 28.12.2005 N 1257 (ред. от 14.01.2010) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль при выпуске отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»

<*> Ст. 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3008; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) подкарантинная продукция — растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.

206 ФЗ о карантине растений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *