2005 у ЦБ РФ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно—кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организует оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2005 г. N 6799

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗМЕРЕ РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПОД ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С РЕЗИДЕНТАМИ ОФШОРНЫХ ЗОН

Настоящее Указание на основании статей 62, 69 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 52, ст. 5032) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 14 июня 2005 года N 10) устанавливает порядок формирования и размер резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон (далее — резерв).

Глава 1. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Указания к резидентам офшорных зон относятся:

физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории иностранного государства, предоставляющего льготный налоговый режим и (или) не предусматривающего раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (далее — офшорная зона), в том числе временно находящееся за пределами офшорной зоны;

юридическое лицо, учрежденное на территории офшорной зоны;

обособленное подразделение юридического лица, расположенное на территории офшорной зоны, не имеющее статуса юридического лица;

находящийся за пределами офшорной зоны филиал или представительство резидента офшорной зоны.

1.2. В соответствии с настоящим Указанием кредитная организация формирует резерв под:

ссуды, предоставленные резидентам офшорных зон, а также ссудную и приравненную к ней задолженность, определенную в соответствии с требованиями Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2004 года N 5774 («Вестник Банка России» от 7 мая 2004 года N 28) (далее — Положение Банка России N 254-П), числящуюся за резидентами офшорных зон (далее — ссуды);

финансовые инструменты, являющиеся элементами расчетной базы в соответствии с Положением Банка России от 9 июля 2003 года N 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2003 года N 4922 («Вестник Банка России» от 6 августа 2003 года N 45) (далее — Положение Банка России N 232-П), контрагентами по которым выступают резиденты офшорных зон (далее — финансовые инструменты).

1.3. Требования настоящего Указания не распространяются на:

операции, осуществляемые через корреспондентские или иные счета, открытые в международных расчетно-клиринговых центрах, которые находятся на территории Европейского Союза и в своей деятельности используют стандарты, установленные нормативными документами Комиссии Европейского Союза;

вложения в уставные капиталы дочерних и зависимых юридических лиц — резидентов офшорных зон, уменьшающие величину собственных средств (капитала) кредитной организации в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 года N 4269 («Вестник Банка России» от 20 марта 2003 года N 15);

ссуды и финансовые инструменты, контрагентами по которым выступают:

банки — резиденты офшорных зон, в случае, если последние являются дочерними по отношению к кредитным организациям и перевод средств в уставные капиталы банков — резидентов офшорных зон был осуществлен на основании разрешения Банка России;

основные общества — резиденты Российской Федерации с дочерними организациями — резидентами офшорных зон, не являющимися банками, при условии, что перевод средств в уставные капиталы дочерних организаций — резидентов офшорных зон был осуществлен на основании разрешения Банка России;

банки в лице зарегистрированных на территории офшорных зон структурных подразделений (филиалов) банков — резидентов государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и (или) Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), в случае, если в соответствии с заключением органа банковского надзора страны местонахождения головного офиса банка из числа указанных уровень используемых в банковской группе процедур по предотвращению отмывания средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также процедур, препятствующих проведению сомнительных операций, является достаточным. При этом документальное подтверждение вышеуказанного заключения органа банковского надзора представляется кредитной организацией в Банк России.

1.4. Резерв формируется в валюте Российской Федерации.

1.5. Резерв формируется с момента отражения перечисленных в пункте 1.2 настоящего Указания ссуд и (или) финансовых инструментов на балансовых и внебалансовых счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Положения Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2002 года N 4061; 25 июня 2003 года N 4827; 26 ноября 2003 года N 5267; 19 февраля 2004 года N 5571; 1 апреля 2004 года N 5703; 11 июня 2004 года N 5840; 17 июня 2004 года N 5851; 28 июня 2004 года N 5878; 24 августа 2004 года N 5992; 30 ноября 2004 года N 6150; 21 декабря 2004 года N 6214; 20 апреля 2005 года N 6522 («Вестник Банка России» от 25 декабря 2002 года N 70-71; от 27 июня 2003 года N 36; от 3 декабря 2003 года N 65; от 27 февраля 2004 года N 16; от 7 апреля 2004 года N 21; от 16 июня 2004 года N 34; от 18 июня 2004 года N 36; от 30 июня 2004 года N 38; от 8 сентября 2004 года N 53; от 8 декабря 2004 года N 70; от 23 декабря 2004 года N 73; от 31 декабря 2004 года N 74; от 27 апреля 2005 года N 21), и регулируется на момент изменения расчетных величин, а также остатков на соответствующих счетах, кроме случаев изменения остатков на соответствующих счетах в иностранной валюте, связанного с переоценкой валютных статей баланса.

При изменении остатков на соответствующих счетах в иностранной валюте, связанном с переоценкой валютных статей баланса, регулирование резерва производится не реже одного раза в месяц на отчетную дату.

Списание с баланса кредитной организации нереальной для взыскания задолженности, определенной пунктом 2.3 Положения Банка России N 254-П, за счет резерва, сформированного в соответствии с настоящим Указанием, не допускается.

Глава 2. Порядок определения размера резерва

2.1. Резерв формируется под остатки на отдельных лицевых счетах, открытых на балансовых и внебалансовых счетах, включенных в состав расчетной базы резерва в соответствии с Положением Банка России N 232-П (за исключением финансовых инструментов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящей главы), на которых учитываются финансовые инструменты, с учетом следующего.

2.1.1. В качестве объекта резервирования по гарантии (банковской гарантии) рассматривается как гарантия (банковская гарантия), по которой резидент офшорной зоны выступает принципалом (должником), так и гарантия (банковская гарантия), по которой он выступает бенефициаром (кредитором). В качестве объекта резервирования по поручительству рассматривается как поручительство, по которому резидент офшорной зоны выступает должником, так и поручительство, по которому он выступает кредитором.

2.1.2. В случае, если кредитная организация является гарантом (поручителем) по операции, в которой и принципалом (должником), и бенефициаром (кредитором) являются резиденты офшорных зон, резерв следует формировать в отношении того резидента офшорной зоны (принципала (должника) либо бенефициара (кредитора)), риск по которому оценивается как наиболее высокий.

2.2. Под остатки на отдельных лицевых счетах, открытых на балансовых счетах, на которых учитываются приобретенные ценные бумаги, эмитированные резидентами офшорных зон, независимо от того, находятся они в инвестиционном или торговом портфеле и относятся они или не относятся к котируемым ценным бумагам, резерв формируется в отношении максимального в течение последних 30 календарных дней остатка на указанных счетах.

2.3. В отношении ссуд, резерв на возможные потери по которым формируется в соответствии с Положением Банка России N 254-П, а также финансовых инструментов, резерв на возможные потери по которым формируется в соответствии с требованиями пункта 2.2 Положения Банка России N 232-П, резерв рассчитывается с учетом следующего.

2.3.1. По отдельным лицевым счетам, открытым на балансовых счетах, на которых учитываются ссуды и (или) финансовые инструменты, резерв формируется в отношении наибольшей из двух величин:

остаток на лицевом счете на дату формирования резерва;

среднедневной расчетный дебетовый оборот по счету (Соб), рассчитываемый по формуле:

Соб = Об , где
30

Об — сумма дебетовых оборотов по счету за последние 30 календарных дней в рублях по курсу на дату отражения ссуд и (или) финансовых инструментов по счетам бухгалтерского учета, включая дебетовые обороты по этому счету, обусловленные переоценкой соответствующих активов из-за изменения курса рубля, устанавливаемого Банком России по отношению к иностранным валютам.

2.4. В зависимости от группы офшорных зон, определенных Указанием Банка России от 7 августа 2003 года N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2003 года N 5058 («Вестник Банка России» от 17 сентября 2003 года N 51), резерв формируется в процентом соотношении от величин, определенных пунктами 2.1 — 2.3 настоящей главы, в размере:

Группа офшорных зон Размер резерва в процентах
1 группа 0%
2 группа 25%
3 группа 50%

Глава 3. Заключительные положения

3.1. Настоящее Указание подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 1 октября 2005 года.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М.ИГНАТЬЕВ

Кредитная организация обязана получать в порядке, установленном Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и рассматривать поступившие от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. При наличии у кредитной организации сведений о счетах, вкладах кредитная организация обязана направлять указанные сведения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах.

отменен/утратил силу Редакция от 24.06.1992 Подробная информация

ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)»

2 декабря 1990 года N 394-I

Глава I Общие положенияСтатья 1. Центральный банк РСФСР (Банк России)

Центральный банк РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего Закона — Банк России) является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности.

Банк России создается на основании настоящего Закона и подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Банк России вправе обратиться в Высший арбитражный суд Российской Федерации с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Банка России.

(в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1)

Статья 2. Банк России — юридическое лицо

Банк России является юридическим лицом и имеет свой Устав, утверждаемый Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Банк России экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Статья 3. Руководство и управление банком России

Банк России возглавляется Председателем Банка. Управление Банком России осуществляется на коллегиальной основе Советом Директоров Банка.

Статья 4. Законодательство о Банке России

Банк России в своей деятельности руководствуется настоящим Законом, другими законами РСФСР и Уставом.

Банк России имеет право законодательной инициативы.

Статья 5. Основные задачи Банка России

Основными задачами Банка России являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений (в дальнейшем именуемыми банками, если иное не указано в настоящем Законе), осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Статья 6. Уставный капитал и фонды Банка России

Банк России может иметь уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Размер уставного капитала определяется Уставом Банка России.

Банк России может создавать фонды различного назначения, порядок образования и использования которых регулируется его Уставом.

Банк России для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом Банка России. Средства этого страхового фонда не включаются в баланс Банка России.

Статья 7. Банк России и банковские союзы

Банк России может объединяться в банковские союзы с центральными банками других республик, входящих в состав Союза ССР для проведения единой Федеральной денежно-кредитной политики в рамках полномочий, определяемых Верховным Советом РСФСР.

Статья 8. Отчетность Банка России

Отчетный период деятельности Банка России установлен с 1 января по 31 декабря.

Банк России ежегодно по состоянию на 1 января представляет не позднее 15 мая отчет на утверждение Верховному Совету РСФСР.

В отчете Банка России содержится анализ состояния банковской системы, денежного обращения и финансов, валютного положения и платежного баланса республики, операций Банка России, его счет прибылей и убытков.

Банк России ежемесячно публикует в открытой печати баланс Банка, а также годовой баланс после его утверждения Верховным Советом РСФСР.

Верховный Совет РСФСР определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Банка России.

Статья 9. Смета расходов и порядок распределения прибыли Банка России

Состав сметы расходов и порядок распределения прибыли определяется Уставом Банка России.

Банк России ежегодно утверждает распределение прибыли и смету своих расходов и представляет их в Верховный Совет РСФСР.

Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Глава II БАНК РОССИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯСтатья 10. Денежная единица РСФСР

Официальной денежной единицей является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Рубль является единственным платежным средством на территории РСФСР.

Платежи в иностранной валюте на территории РСФСР могут осуществляться только в порядке, установленном Банком России.

Статья 11. Эмиссия денег

Банк России осуществляет в установленном законодательством РСФСР порядке выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории РСФСР.

Безналичная эмиссия денег осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций.

Банк России регулирует наличную и безналичную эмиссию средствами денежно-кредитной политики.

Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР запрещается.

Статья 12. Организация обращения денежных знаков

Банк России организует в соответствии с законодательством РСФСР изготовление денежных знаков, а также устанавливает правила перевозки, хранения и индексации денежных знаков, создает их резервные фонды, устанавливает признаки и порядок определения платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков.

Глава III БАНК РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕСтатья 13. Денежно-кредитное регулирование

Банк России является органом денежно-кредитного регулирования экономики республики, объема и структуры денежной массы в обращении.

Под денежной массой в смысле настоящего Закона понимаются денежные знаки, находящиеся в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.

Денежно-кредитное регулирование экономики РСФСР осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами.

Основные направления денежно-кредитного регулирования разрабатываются Банком России и ежегодно представляются Верховному Совету РСФСР для утверждения.

Статья 14. Рефинансирование банков

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России является кредитором последней инстанции.

Статья 15. Регулирование уровня процентных ставок

Банк России в соответствии с единой федеральной денежно-кредитной политикой осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в РСФСР по кредитам, предоставляемым банкам.

Глава IV ОПЕРАЦИИ БАНКА РОССИИСтатья 16. Операции и сделки с банками

Банк России может производить следующие операции и сделки:

а) предоставлять кредиты банкам по соглашению с заемщиком;

б) вести счета банков-корреспондентов и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание банков с взиманием комиссионного сбора в размере, установленном Банком России;

в) выдавать за третьих лиц банкам гарантии в виде банковского акцепта, предусматривающие исполнение в денежной форме;

г) покупать, продавать и хранить государственные ценные бумаги, а также чеки, векселя, драгоценные металлы и камни и изделия из них;

д) покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные советскими и иностранными банками;

е) осуществлять другие операции, а также сделки в соответствии с задачами Банка России, предусмотренные настоящим Законом и Уставом Банка.

Статья 17. Операции с бюджетом РСФСР и обслуживание государственного долга

Банк России имеет право предоставлять кредит Министерству финансов РСФСР на общих условиях сроком не более чем 6 месяцев на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета.

Верховный Совет РСФСР устанавливает лимит задолженности Министерства финансов РСФСР Банку России по этим операциям, в соответствии с которым Банк России может покупать у Министерства финансов РСФСР на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Банк России выполняет функции депозитария и фискального агента Правительства РСФСР по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию государственного долга РСФСР, включая осуществление операций по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.

Глава V ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИСтатья 18. Внешнеэкономические функции Банка России

Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РСФСР и за границей, которые соответствуют законодательству РСФСР и приняты в международной банковской практике.

Банк России представляет интересы РСФСР в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков.

Банк России выдает лицензии (разрешения) на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РСФСР в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.

Банк России обеспечивает на территории РСФСР равенство юридических прав банков-резидентов и нерезидентов.

Статья 19. Регулирование курса рубля к денежным единицам иностранных государств

Банк России в соответствии с законодательством РСФСР регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Статья 20. Управление официальными золото-валютными резервами РСФСР

Банк России в соответствии с законодательством РСФСР управляет золото-валютными резервами РСФСР, которые находятся на балансе Банка России, осуществляет операции по размещению (в том числе в иностранных банках) официальных золото-валютных резервов РСФСР самостоятельно или через банки, уполномоченные им на ведение внешнеэкономических операций.

Статья 21. Выдача лицензий на проведение операций в иностранной валюте

Лицензии на осуществление банками операций в иностранной валюте в РСФСР и за границей выдаются Банком России в установленном законом РСФСР порядке.

Банк России может вводить ограничения для банков на объемы привлечения кредитов из-за границы и уровень процентных ставок по ним в рамках единой Федеральной денежно-кредитной политики.

Глава VI РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСтатья 22. Принципы взаимоотношений Банка России с банками

Банк России способствует созданию условий для устойчивого функционирования банков.

Банк России осуществляет в пределах настоящего Закона функции регулирования и надзора за деятельностью банков в целях поддержания стабильности денежно-кредитной системы. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.

Статья 23. Выдача и отзыв лицензий на совершение банковских операций, регистрация Уставов банков

Банк России в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, регистрирует Уставы и ведет Книгу регистрации банков, расположенных на территории РСФСР.

Статья 24. Экономические нормативы, устанавливаемые Банком России для банков

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:

минимальный размер уставного капитала;

предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса;

минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

максимальный размер риска на одного заемщика;

ограничения размеров валютного и курсового риска;

ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц;

Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Банка России может устанавливать другие экономические нормативы с учетом ситуации, складывающейся в народном хозяйстве республики.

Статья 25. Предельное соотношение между размером капитала банка и суммой активов

Для установления предельного соотношения между размером капитала банка и суммой активов, а также расчета максимального размера риска на одного заемщика Банк России определяет порядок расчета собственного капитала банков и оценки активов.

Статья 26. Показатели ликвидности баланса

Банк России устанавливает показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банков с учетом сроков их погашения, а также возможности реализации активов.

Статья 27. Размер обязательных резервов

Банк России устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, которые поддерживают остаток средств на резервных счетах в Банке России в установленных размерах.

Статья 28. Максимальный размер риска на одного заемщика

Банк России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка.

При расчете максимального риска на одного заемщика в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства.

Статья 29. Полномочия Банка России по определению порядка формирования страховых фондов

Банк России определяет порядок формирования обязательных страховых фондов банков для возмещения возможных убытков клиентов, возникших по вине данного банка. Указанные фонды формируются за счет доходов соответствующих банков.

Глава VII НАДЗОР БАНКА РОССИИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКОВСтатья 30. Функции надзора Банка России

Банк России осуществляет надзор за соблюдением банками экономических нормативов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом, а также контролирует правильное применение законодательства РСФСР о банках.

Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

Статья 31. Отчетность банков перед Банком России

Банк России устанавливает для банков объемы и сроки представления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора.

Полученные от банков данные рассматриваются как конфиденциальные, не подлежащие оглашению без согласия соответствующего банка.

Статья 32. Определение Банком России правил работы в банках

Банк России устанавливает единые правила бухгалтерского учета, статистической отчетности и совершения банковских операций в банках.

Статья 33. Полномочия Банка России в рамках надзора

Банк России вправе давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РСФСР о банках и установленных экономических нормативов.

В случае неисполнения предписаний Банка России, а также при выявлении нарушений нормативов, причинивших ущерб и клиентам, непредоставления отчетности или предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредитов банка, при обнаружении других систематических нарушений Банк России предъявляет учреждениям (участникам) банков необходимые требования:

о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;

о реорганизации банка;

о замене руководителей банка;

о ликвидации банка.

Банк России в связи с выявленными в работе банков нарушениями вправе:

взыскать денежный штраф в порядке и размерах, определенных в Уставе Банка России;

повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;

назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

отозвать лицензию на совершение банковских операций в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», что действует как решение о ликвидации банка.

Статья 34. Порядок рассмотрения споров и обжалования решений Банка России

Споры Банка России и его клиентов рассматриваются в арбитражном суде или суде в установленном порядке.

Банк России несет ответственность за неисполнение своих обязательств по сделкам в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР.

Убытки, причиненные Банку России в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются Банку России в установленном порядке по решению суда или арбитражного суда.

Решения Банка России могут быть обжалованы банками и признаны недействительными в установленном законодательством РСФСР порядке.

(в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1)

Глава VIII ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИСтатья 35. Порядок организации управления

Структура управления и другие организационные вопросы деятельности Банка России, не установленные настоящим Законом, определяются Уставом Банка России.

Статья 36. Председатель Банка России

Председатель Банка России руководит деятельностью Совета Директоров Банка России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Банк России задач.

Статья 37. Порядок назначения и увольнения Председателя Банка России и формирования Совета Директоров Банка России

Председатель Банка России назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности Верховным Советом РСФСР.

Персональный состав Совета Директоров Банка России утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Банка России на срок его полномочий.

Глава IX ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 38. Ликвидация Банка России

Банк России может быть ликвидирован путем принятия соответствующего Закона РСФСР. В случае ликвидации Банка России его имущество передается правопреемнику, указанному в этом законе.

Статья 39. Делегирование полномочий

Полномочия Банка России, предусмотренные статьями 10, 11, 12, 13, 18, 19 настоящего Закона, могут передаваться Союзу центральных банков республик, входящих с состав Союза ССР, в пределах, определяемых Союзным Договором.

Москва, Дом Советов РСФСР

2005 у ЦБ РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *