2 о рынке ценных бумаг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЦЕННЫХ БУМАГ

Курсовая работа

по дисциплине «Рынок ценных бумаг» на тему:

РОССИЙСКИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Проверил:

доцент Перминова И.А.

Автор работы:

студент группы 25э612

Иванчеко С.В.

ТЮМЕНЬ 2009

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ……………………….6

ГЛАВА II. РЫНОК РОССИЙСКИХ ЕВРООБЛИГАЦИЙ.……………………..19

    1. Российские еврооблигации до кризиса………………………………..19

    2. Российские еврооблигации после кризиса ……………………………23

    3. Корпоративные еврооблигации………………………………………..26

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………..31

3.1 Проблемы российского рынка ценных бумаг……………….………..31

3.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России……………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на части, одна из которых вновь направляется в производство, а другая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связано с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой — его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений.

Инфраструктура фондового рынка сложна и многообразна. Важной её составляющей является рынок ценных бумаг. На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами. Здесь необходимо отметить и структуры, ведущие учет прав собственности на ценные бумаги и упрощающие процедуры перехода прав собственности при операциях с ними (реестродержатели, депозитарии и трансфер-агенты). Учитывая специфику рынка бумаг необходимо и наличие организаций, профессионально работающих на рынке в качестве посредников (брокерские инвестиционные компании и банки). Важной составляющей рынка ценных бумаг является также и функционирование структур, непосредственно осуществляющих организацию торговли ценными бумагами (структуры биржевой торговли).

Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.

Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.

Средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживалась высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.

К сожалению, в России мало известны облигации, выпускаемые под конкретные проекты, — как это делается, например, в Японии, где такие облигации называются «строительными»: средства, полученные от их размещения, направляются на строительство дорог, жилья, инфраструктуры.

Цель курсовой работы: раскрытие проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив его развития.

Задачи курсовой работы: охарактеризовать современное состояние рынка ценных бумаг в России, выявить его проблемы, показать тенденции развития российского рынка еврооблигаций.

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ.

1.1 Рынок государственных ценных бумаг: сущность, виды, сроки обращения.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это часть финансового рынка, наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота. На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.

Ценные бумаги – это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Ценные бумаги – это особый товар, который обращается на рынке и отражает имущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать, закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но в отличие от денег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовывать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.

Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Задачами рынка ценных бумаг являются:

  • мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

  • формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

  • развитие вторичного рынка;

  • активизация маркетинговых исследований;

  • трансформация отношений собственности;

  • совершенствование рыночного механизма и системы управления;

  • обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

  • уменьшение инвестиционного риска;

  • формирование портфельных стратегий;

  • развитие ценообразования;

  • прогнозирование перспективных направлений развития.

К основным функциям рынка ценных бумаг относятся: учетная, контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая, перераспределительная, регулирующая.

Учетная функция проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.

Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка.

Стимулирующая функция заключается в мотивации юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путем предоставления права на участие в управлении предприятия (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).

Перераспределительная функция состоит в перераспределении (посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых средств предприятий и населения в пользу государства.

Регулирующая функция означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем.

Рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет важную роль. К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.

Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам хранить и приумножать их сбережения.

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Кашкин Антон Викторович, 2016 год

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра». Министерство Финансов РФ, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2013 N 226-р.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

3. Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 Об иностранных инвестициях в РСФСР.

4. Инструкция Банка России от 28.12.2000 N 96-И О специальных счетах нерезидентов типа «С» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2001 N 2588).

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17.11.2008.

6. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, одобрена 07.10.2009.

7. Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61657.

8. План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2009. N 911-р.

9. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 О мерах по либерализации цен.

10. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78 Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР.

11. Постановление Правительства РФ от 08.02.1993 N 107 О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

12. Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 N 458 О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов.

13. Постановление Правительства РФ от 20.07.1998 N 851 Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации.

14. Постановление ФКЦБ России от 01.04.2003 года N 03-19/пс О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ.

112 Нормативные правовые акты опубликованы Электронным изданием Справочная Правовая Система КонсультантПлюс (Программное обеспечение, установленное на персональный компьютер) М.: Версия 4012.00.78 ©1992 — 2015 КонсультантПлюс, сборка 144160, Разработано ЗАО «Консультант Плюс», версия Проф, свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42075.

15. Постановление ФКЦБ России от 02.06.2003 г. N 03-32/пс О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

16. Постановление ФКЦБ России от 07.02.2003 года N 03-8/пс Об утверждении Положения о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

17. Приказ Банка России от 02.02.1996 N 02-29 Об утверждении Временного положения о проведении нерезидентами операций на внутреннем рынке российских государственных ценных бумаг (вместе с Временным положением Банка России от 02.02.1996 N 236).

18. Приказ Банка России от 26.07.1996 N 02-262 Об утверждении Инструкции «О специальных счетах в валюте Российской Федерации типа ‘С’ и Положения о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг и Инструкции О специальных счетах в валюте Российской Федерации типа ‘С’.

19. Приказ ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2011 N 22470).

20. Приказ ФСФР России от 24.04.2012 N 12-27/пз-н О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 N 24428).

21. Приказ ФСФР РФ от 04.03.2010 N 10-13/пз-н Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.04.2010 N 16898).

22. Приказ ФСФР РФ от 22.01.2008 N 08-2/пз-н О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 23.10.2007 N 07-105/пз-н «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2008 N 11203).

23. Приказ ФСФР РФ от 23.03.2010 N 10-20/пз-н Об утверждении Порядка регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов и допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.2010 N 16867).

24. Проект стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. Министерство труда РФ, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012. № 2524-р.

25. Проект Федерального закона N 47538-6 О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

26. Проект Федерального закона N 47538-6/2 О внесении изменений в подразделы 4 и 5 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

27. Распоряжение ВС РСФСР от 12.05.1991 N 1188-1 О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности в РСФСР.

28. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

29. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Заявлением Правительства Российской Федерации № 1472п-П13 и Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011.

30. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Поручением Правительства Российской Федерации ВП-П13-6891 от 18.11.2008.

31. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Национальная Фондовая Ассоциация, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 2043-р от 29.12.2008.

32. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

33. Указ Президента Российской Федерации от 3.04.2000 года N 620 Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

34. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 О мерах по либерализации цен.

35. Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

36. Указ Президента РФ от 07.10.1992 N 1186 О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.

37. Указание Банка России от 03.06.2002 N 1155-У Об установлении порядка перевода ценных бумаг, учитываемых на счетах нерезидентов типа «С», на основные разделы счета депо нерезидентов.

38. Указание Банка России от 03.06.2002 N 1156-У Об установлении порядка депонирования ГКО-ОФЗ, находящихся на счетах типа «С», и последующего перевода денежных средств, полученных от их продажи (погашения), на специальные счета нерезидентов типа «С» (конверсионные).

39. Указание Банка России от 03.06.2002 N 1157-У О внесении изменений в Указание Банка России от 27.06.2001 N 987-У «О переводе денежных средств по специальным счетам нерезидентов типа » С» (инвестиционным) и сроке нахождения денежных средств нерезидентов на транзитных счетах.

40. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ О саморегулируемых организациях.

41. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 О банках и банковской деятельности.

42. Федеральный закон от 05.03.1999 года N 46-ФЗ О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

43. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ Об электронной подписи.

44. Федеральный закон от 06.04.2011 N 65-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи».

45. Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ О клиринге и клиринговой деятельности.

46. Федеральный закон от 07.02.2011 N 8-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности».

47. Федеральный закон от 07.05.1998 года N 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах.

48. Федеральный закон от 07.08.2001 года N 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

49. Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ О центральном депозитарии.

50. Федеральный закон от 07.12.2011 № 415-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии».

51. Федеральный закон от 08.08.2001 года N 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности.

52. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

53. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

54. Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ Об организованных торгах.

55. Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах».

56. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг.

57. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации.

58. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

59. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

60. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ Об акционерных обществах.

61. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ О национальной платежной системе.

62. Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе».

63. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

64. Федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации.

65. Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 О медицинском страховании граждан в Российской Федерации.

66. Федеральный закон от 28.12.2002 N 185-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

67. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ Об инвестиционных фондах.

68. Федеральный закон от 29.12.2012 N 282-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

Книги

69. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 2002, 366 с.

70. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. М.: Юнити-Дана, 2006, 464 с.

71. Булатов А. С. (под ред.) Мировая экономика. М.: Юристъ, 2005, 736 с.

72. Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. Киров: АСА, 2007, 208 с.

73. Гайдар Е. Т. Гибель Империи. Уроки для современной России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007, 448 с.

74. Галанов В. А., Басов А. И. (под ред.) Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2006, 448с.

75. Грегори Пол. Политическая экономия сталинизма. М.: Российская политическая энциклопедия, Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008, 400 с.

76. Гринспен Алан. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. М.: Юнайтед Пресс, 2011, 552 с.

77. Карл Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том 3. М.: Эксмо, 2011, 1200 с.

78. Козлов Н. Б. Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах. М.: ИМЭПИ РАН, 2002, 316 с.

79. Колесов В. П., Кулаков М. В. Международная экономика. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004, 474 с.

80. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2005, 576 с.

81. Миркин Я. М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М.: Альпина Паблишер, 2002, 174 с.

82. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. Профессиональный курс в ФА при Правительстве РФ. М.: Перспектива, 1995, 488 с.

83. Осьмова М. Н., Бойченко А. В. (под ред.) Глобализация мирового хозяйства. М.: Инфра-М, 2006, 376 с.

84. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. (под ред.) Международный менеджмент. Учебник для вузов. СПб.: ПИТЕР, 2001, 576 с.

85. Рубцов Б. Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002, 448 с.

86. Рубцов Б. Б. Современные фондовые рынки. М.: Альпина Паблишер, 2007, 928 с.

87. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: Форум, Инфра-М, 2013, 608 с.

88. Смыслов Д. В. (под ред.) Мировой фондовый рынок и интересы России. М.: Наука, 2006, 360 с.

89. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: ИНФРА-М , 1999, 260 с.

90. Сорос Дж. Мыльный пузырь американского превосходства. На что следует направить американскую мощь. М.:, Альпина Бизнес Букс, 2004, 193 с.

91. Сорос Дж. О глобализации. М.: Эксмо, 2004, 224 с.

92. Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Экономика, 2006, 512 с.

93. Ческидов Б. М. Модели рынков ценных бумаг. СПБ.: Питер, 2006, 416 с.

94. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бейли Д. В. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2009, 1028 с.

95. Шевчук Д. А. Международная финансовая система: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2006, 384 с.

98. Gordon J. Alexander, William F. Sharpe, Jeffery V. Bailey. Fundamentals of Investments. Mcgraw-Hill College, 2011, 736 p.

100. Kehal H.S. (ed). Foreign Investment in Developing Countries. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2004, 29 p.

101. Ludwig Erhard. Wohlstand für Alle. Düsseldorf: Econ-Verlag, 2000, 3S7 s.

103. Sharpe William F., Alexander Gordon J., Bailey Jeffery V. Investments. Prentice Hall, 1995, 962 p. Диссертации

10S. Рубцов Б. Б. Мировые фондовые рынки: проблемы и тенденции развития: дис. док. эконом. наук: 0S.00.01., 0S.00.14., М., 2000, 440 с.

Статьи

110. Антонец Оксана. Инвестиции в развивающиеся рынки / Директор-Инфо, M44’2005.

111. Бортников Юрий. Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странах / РЦБ, M 15 (366) 200S.

112. Буркова А. Ю. Правовое регулирование российских инвестиций в иностранные ценные бумаги / Инвестиционный банкинг, M 6 2006.

113. Гладунов Олег. ВТБ продадут весной / Российская газета — Федеральный выпуск, M4277, 25 июля 2007.

114. Гордеев Иван. Лишний бизнес / Время Новостей, N°192, 20 октября 2004.

115. Зыкова Татьяна. ЦБ подсчитал отток капитала / Российская газета — Центральный выпуск, M4S26, 14 января 2009.

116. Ивантер А., Журавлев С. Очищающий и не очень / Эксперт, M32 (669), 24 августа 2009.

117. Казьмин Д., Товкайло М., Петрова О. Россия впервые оценила собственное имущество / Газета Ведомости, выпуск от 08 февраля 2013.

118. Кашкин А. В. Анализ государственной финансовой политики до начала и во время кризиса 2008 г. / Финансовая аналитика: проблемы и решения, 1 (13) январь 2009.

119. Кашкин А. В. Законодательные новации в проведении корпоративных действий российскими эмитентами: позитивный Закон № 282-ФЗ / Депозитариум, № 4, 2013.

120. Кашкин А. В. Роль государства в возникновении и развитии кризиса в контексте зарубежного опыта / Инвестиционный банкинг, (14) 04.2008.

121. Кашкин А. В. Роль государства во время кризиса: поддержка экономики или передел собственности? / Имущественные отношения в Российской Федерации, № 3 (90) 2009.

122. Курманова Айтолкын. Миром будет править Китай? / Журнал Экономические стратегии, рубрика Центральная Азия, №5/2007.

123. Лысихин Сергей. Иностранные инвестиции в Россию и другие страны BRIC / РЦБ, № 20, октябрь 2006.

124. Оверченко М., Козицын С. Дождались. В Россию потянутся деньги американских пенсионеров / Газета Ведомости, выпуск от 21 июня 2005.

125. Подколзина Инна. Иностранные инвестиционные фонды в России: слагаемые успеха и факторы риска / РЦБ, № 19, октябрь 2006.

126. Радыгин А. Д. Российская приватизация: национальная трагедия или институциональная база постсоветских реформ / Мир России, № 3, Том VII, 1998.

128. Саркисянц Артос. Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы / РЦБ, № 15, август 2006.

129. Смыслов Д. В. Иностранный капитал на фондовом рынке России / Деньги и кредит, № 1, январь 2008.

130. Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию / Вопросы экономики, № 7, 2007.

131. Хромушин И. Результаты фундаментального исследования деятельности в России инвестиционных фондов / РЦБ, №4 за 2001.

132. Хуснитдинов П. Инвестиционные фонды в Европейском союзе / РЦБ, № 19 (346), октябрь 2007;

133. Чибриков Г. Г. Содержание и арифметика финансового кризиса / Банковское дело, №12, 2008.

134. Юрий Данилов. Фондовая грамота / Эксперт, № 17 (558), 7-13 мая 2007.

Электронные ресурсы

142. Вьюгин О. В. О состоянии и развитии финансовых рынков в Российской Федерации. Доклад Руководителя ФСФР России на заседании Правительства РФ М.: ФСФР РФ, 25.10.2004. — Режим доступа:

http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/old_ffms/attach.asp@a_no=421(дата обращения: 01.08.2009)

146. Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году. Основные показатели системы национальных счетов. М.: ФСГС РФ. — Режим

доступа: www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000040r.htm (дата обращения: 22.02.2014)

http://rating.rbc.ru/article.shtml72008/02/04/31807338 (дата обращения: 01.03.2013)

http://rating.rbc.ru/article.shtml72009/01/29/32287079 (дата обращения: 01.03.2013)

http://rating.rbc.ru/article.shtml72008/04/15/31899145 (дата обращения: 02.03.2013)

157. Кашкин А. В. Дефолты по корпоративным облигациям в условиях финансового кризиса глазами розничных инвесторов. Доклад на Межвузовской научной конференции на тему

159. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. М.: Минэкономразвития России, одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 05.02.2009. — Режим доступа:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/ (дата обращения: 08.08.2013)

171. Основные сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений. М.: Пенсионный Фонд России. — Режим доступа:

http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/osnov_sved_invest/ (дата обращения: 17.03.2013)

173. Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Международного консультативного совета по созданию и развитию международного финансового центра в Российской Федерации 28.10.2011. М.: Администрация Президента России, 09.12.2011. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/13925 (дата обращения: 21.02.2012)

175. Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы. Минск: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь N 482/10 от 12.04.2011. — Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/filed05230cd89b980d8.PDF (дата обращения: 28.06.2013)

178. Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 года).

180. Сальдо торгового баланса Российской Федерации. Российский статистический ежегодник -2009г. М.: ФСГС РФ. — Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html6/25-03.htm (дата обращения: 22.02.2014)

http://echo.msk.ru/programs/niceninety/509327-echo/ (дата обращения: 02.02.2015)

193. Трегуб А. Я., Посохов Ю. Е. Российский фондовый рынок: 2011. События и факты. М.: НАУФОР, 2012. — Режим доступа:

http://www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2011.pdf (дата обращения: 15.02.2015)

http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.194.9936&rep=rep1&type=pdf (date of access: 02.02.2015)

http://www.seed.manchester.ac.uk/subjects/idpm/research/publications/archive/fd/fd-wp08/ (date of access: 01.09.2009)

205. Index Rules. Eligibility. London: FTSE. — URL:

http://www.math.ust.hk/~maykwok/courses/ma362/07F/markowitz_JF.pdf (date of access: 06.10.2013)

International Services, 2010. — URL: http://www.templeton.lu/en_LU/investor/funds/fund-detail/250 (date of access: 06.11.2011)

https://research.rencap.com/eng/sectors.asp?rid=553 (date of access: 01.08.2009)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г. и 1 апреля 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 апреля 2020 г.

Действие второго и третьего предложений пункта 12 статьи 30 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2020 г. включительно

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 454-ФЗ

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г. и с 1 января 2020 г.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений) не применяются к отношениям, связанным с: эмиссией ценных бумаг, выпуску (дополнительному выпуску) которых до дня вступления в силу названных изменений присвоен государственный регистрационный номер или идентификационный номер; государственной регистрацией выпуска (выпусков) акций, размещенных при учреждении акционерного общества, если государственная регистрация акционерного общества — эмитента осуществлена до дня вступления в силу названных изменений

К отношениям, возникающим при эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, применяются положения настоящего Федерального закона без учета названных изменений

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г. и с 16 октября 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 30 июня 2017 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, вступающих в силу с 1 октября 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ и от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г., за исключением абзацев двадцатого — двадцать второго пункта 2 статьи 2 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 6 статьи 51.5 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 21 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., за исключением пункта 2 статьи 29.1 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г., за исключением положений, для которых статьей 14 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г. и с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ)

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 41 названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 41 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 12 названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 6 названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменения пункта 1 статьи 51.4, вступающего в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «в» пункта 3 статьи 1, вступающего в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу через 60 дней после дня его официального опубликования

Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Экономическая реформа и рынок ценных бумаг в 1991-1996 годах

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.

С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также (в 1991-1994 годах) рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Таким образом, мобилизация финансовых ресурсов через рынок ценных бумаг государством, банками, а до начала 1995 года и венчурными компаниями приобрела доминирующее значение.

Кроме того, на современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги (внешние инвесторы в значительной мере отработали схемы вложения капитала в акции российских предприятий, а для мобилизации внутренних сбережений определены принципы и подходы к формированию коллективных инвестиций).

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий — к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов (финансового сектора), хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года — рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства, что отражает прежде всего объективные трудности перехода к новой экономической системе.

С точки зрения формирования отраслевой структуры экономики действие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах заключалось главным образом в мобилизации средств на развитие банковской системы. Эмитенты, представляющие другие сферы экономики (приватизированные предприятия), находились на этапе институциональной реформы и только еще подступали к масштабному привлечению инвестиционных ресурсов через механизмы рынка ценных бумаг.

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развитие рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего валютного долга — выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

АВ 2002г. Выпуск 28 Законодательное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации (часть 2). Зарубежный опыт правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций

  • Титульный лист

1. Основные зарубежные модели регулирования рынка ценных бумаг.

Финансовый рынок включает следующие сегменты: фондовый рынок, денежный рынок, рынок ссудных капиталов и валютный рынок. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) определяют как совокупность отношений по поводу обращений ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг имеет специфическую особенность, связанную с тем, что большинство отношений в сфере рынка ценных бумаг возникают в уже урегулированной форме. Эта особенность обусловлена спецификой ценной бумаги, которая приобретает свойство объекта гражданских прав только после придания имущественному праву документарной или бездокументарной формы с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. Поэтому позитивные социальные связи по поводу ценной бумаги, как правило, не существуют в неурегулированной форме. Это происходит ввиду высокой степени организации имущественных связей в данной сфере и представляет собой пример активного системообразующего влияния ценных бумаг на общественные отношения.
В соответствии с мировой практикой рынок ценных бумаг делится на два — в значительной мере независимых друг от друга — рынка: организованный и свободный. Первый подразумевает сделки, заключённые на фондовой бирже, второй — вне её. Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые на продажу бумаги проходили листинг (специальную регистрацию), удовлетворяли набору дополнительных условий. Процедурные вопросы, связанные с обращением на таком рынке, строго регламентируются законодательством и правилами биржи. Свободный рынок например в США составлял в разные годы 65-70 и более процентов всех сделок в стране. Административное регулирование в первую очередь касается организованного рынка, тогда как саморегулирование относится к обоим этим рынкам.
При этом термин «саморегулирование рынка ценных бумаг» используется в смысле организационном, как институциональное оформление саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка и система делегированных этим организациям сверху и снизу полномочий по регулированию рынка.
«Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена рядом обстоятельств:
— необходимостью нормативно-правового регулирования рынка ценных бумаг, с тем чтобы обеспечить принцип его единства, а также единства режима и методов регулирования рынка на всей территории России;
— обеспечением жёсткого контроля за соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рынке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения;
— требованием защиты интересов всех участников рынка ценных бумаг;
— обеспечением равенства всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
— соблюдением принципа гласности в области нормотворчества и обязательного участия профессиональных участников рынка в создании его нормативно-правовой базы;
— стимулированием государством конкуренции на рынке ценных бумаг посредством недопустимости преференций или каких-либо льгот для отдельных его участников.
Организационное построение системы регулирования фондового рынка в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации , созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг — различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли. Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг.
Особенности административного регулирования национальных фондовых рынков исторически складывались по-разному в континентальной Европе и англо-американских странах. Так, в континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты; соответственно, вмешательство государства в их деятельность носит более активный характер. В Великобритании и США официальными рынками ценных бумаг являются фондовые биржи, создаваемые как частные организации. В Великобритании Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board), который играет важную роль в регулировании финансовых услуг и которому Кабинетом министров делегированы соответствующие полномочия, также создан в форме компании с ограниченной ответственностью участников в пределах определённой суммы (a company limited by guarantee), т.е. имеющей ограниченную ответственность её членов на сумму, на которую они внесли обязательство произвести вклад в её имущество в случае ликвидации. В Германии институт саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно действующему законодательству отсутствует. Там традиционно регулирование фондового рынка осуществлялось органами государственной власти земель. В 1994г. Закон об операциях с ценными бумагами учредил Комиссию по ценным бумагам, которая должна была взять на себя функции регулирования.
С этой точки зрения выделяют три типа фондовых бирж:
Публично-правовые. Находятся под постоянным государственным контролем. Государство участвует в составлении правил биржевой торговли и контролирует их выполнение, обеспечивает правопорядок во время торгов (зачастую прибегая к помощи полиции) и т.п. Этот тип распространён в Германии, Франции.
Частные. Создаются в форме акционерного общества, полностью самостоятельны в организации биржевой торговли. Государство не берёт на себя никаких гарантий по обеспечению стабильности биржевой торговли, однако осуществляет законодательное регулирование биржевых сделок и применяет соответствующие меры ответственности. Этот тип характерен для Великобритании, США.
Смешанные. Создаются как акционерные общества, не менее 50 % капитала которых принадлежит государству. Во главе таких бирж стоят выборные органы. Тем не менее, Биржевой комиссар осуществляет надзор за торгами и официально регистрирует курсы. Подобные биржи функционируют в Австрии, Швеции, Швейцарии.
Исследователь этой проблематики В. Ю. Синюгин выделяет «следующие модели государственного регулирования рынка ценных бумаг:
Децентрализованное регулирование — предполагает отсутствие специализированного ведомства и возложение функций регулирования рынка на органы с более широкой компетенцией — министерство финансов или центральный банк (Германия);
Централизованное регулирование — предусматривает наличие государственного ведомства, специализирующегося на регулировании отношений в сфере рынка ценных бумаг (США, Великобритания);
Смешанное регулирование — предполагает распределение полномочий по регулированию между центральным банком и специализированным органом государственного регулирования (Российская Федерация).
С точки зрения организации рынка ценных бумаг в настоящее время существуют две модели:
1) предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). В Германии, в частности, важнейшую роль в вопросах регулирования рынка ценных бумаг играет Немецкий федеральный банк, а также специальный контролирующий орган — Федеральная надзорная палата по банкам (Bundesaufsichtsamt fьr das Kreditwesen).
2) предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания).
В странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, подконтрольных центральному национальному банку и исполнительным органам государственной власти (первая модель), государственное регулирование является более жёстким.
Национальные модели регулирования рынка ценных бумаг различаются также в зависимости от наличия (отсутствия) признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Так, отсутствие СРО или их минимальная роль на рынке обычно сопряжены с повышенной ролью государственных органов (Германия, Франция); другая модель предполагает широкое участие СРО в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США, Япония). В зависимости от степени участия субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяются системы, предполагающие значительные полномочия субъектов федерации (США, Германия), и системы с минимальным участием субъектов федерации в процессе регулирования (Российская Федерация).
Исследования вопросов корпоративного управления в европейских странах дают основания Э. Вимерсху сделать вывод о том, что «структура права собственности вполне очевидно связана с развитием рынков ценных бумаг. Автор указанного исследования считает, что между структурами права собственности в государствах континентальной Европы и в Великобритании имеется значительная разница. Прочность финансовых рынков является прямым следствием распределения влияния в корпоративной деятельности. В странах континентальной Европы финансовый рынок является слабым и нормативно-правовое регулирование направлено на то, чтобы избежать размывания интересов крупных акционеров. В Великобритании, напротив, финансовые рынки обладают большой прочностью, тогда как акционеры разводнены .Таким образом, если акции зарегистрированных компаний находятся в руках небольшого числа акционеров, рыночная ликвидность их уменьшается и в силу этого у инвесторов будет меньшая мотивация для их покупки. Прослеживается эта связь при сравнении рыночной капитализации (совокупной рыночной стоимости выпущенный акций) в одних и тех же государствах с их общим экономическим потенциалом, выраженном в ВВП.
Можно проводить типологию фондовых рынков не только с точки зрения структуры, но и с точки зрения организации контроля. В США и Франции службы биржевого надзора могут самостоятельно устанавливать размеры штрафов. В Италии, Швейцарии, Великобритании и Германии меру наказания устанавливает суд, дела в котором рассматриваются иногда годами. В международной практике не определен порядок оперативного обмена информацией о сомнительных сделках между надзорными органами европейских стран. В США все фондовые биржи обязаны иметь контрольные органы, но решающее слово остается за государством. Такая модель отличается от германской, где надзорные функции выполняют также федеральные земли. Органы надзора фондовых бирж (self-regulatory organizations) обеспечивают нормальную работу биржевых сессий, устанавливают правила приобретения мест на бирже и котировок ценных бумаг, а также штрафуют участников рынка, нарушающих регламент. Эти функции за ними закреплены законодательно. Если же мер, принимаемых этими органами, оказывается недостаточно для защиты инвесторов, то в дела вмешивается КЦББ.
За нарушение установленных профессиональными участниками рынка правил организации торговли ценными бумагами следует наказание в виде порицания, штрафа, приостановления членства. Высшей мерой наказания является исключение, что для профессионального участника рынка фактически означает конец карьеры. Помимо указанных правил СРО разрабатывает детальный кодекс для стандартизации средств урегулирования сделок с ценными бумагами, включая процедуры поступления и поставки, подтверждения, даты расчетов, расчет накопленных процентов, перевод денег и рекламации.

2 о рынке ценных бумаг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *