1С ГИС ЖКХ

Госжилинспекция: за неразмещение информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность

Первого января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В КоАП внесена статья 13.19.2: «Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Госжилинспекция Московской области

Протоколы об административной ответственности за данное нарушение составляют органы государственного жилищного надзора. Как сообщил руководитель Госжилинспекции Московской области Вадим Соков, с начала года по данной статье составлены протоколы в отношении организаций и должностных лиц из девяти городских округов и муниципальных районов Подмосковья.

Часть 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ предусматривает, что за неразмещение информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) или нарушение способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицо, являющееся администратором общего собрания, привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа на физических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ, влечет привлечение к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Елизавета Клушина

Федеральным законом № 437-ФЗ статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью 24.1, которая предусматривает административную ответственность должностных лиц управляющих организаций и ресурсоснабжающих организаций за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в ГИС ЖКХ, в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

«Подмосковные жилищные инспекторы ведут систематическое наблюдение и анализируют сведения, которые обязательны для размещения в ГИС ЖКХ. Государственная информационная система способствует прозрачности сферы жилищно-коммунального хозяйства, создает дополнительные удобства собственникам и нанимателям жилья», – заявил руководитель Госжилинспекции Московской области Вадим Соков.

Какая административная ответственность предусмотрена в настоящее время для управляющих компаний за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ?

19 февраля 2018

Частью 10.1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в ГИС ЖКХ. Положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются с 1 июля 2017 г. для всех субъектов РФ, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для которых указанные положения применяются с 1 июля 2019 г. (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ, смотрите также Разъяснения Минстроя РФ от 29 августа 2017 г. N 30838-Ач/04).
В соответствии с ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ с 1 января 2018 г. неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(1) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами РФ размещать информацию в ГИС ЖКХ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

2 февраля 2018 г.

————————————————————————-
(1) Смотрите ч.ч. 18, 19 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также раздел 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр).

Москва, 26 января 2018 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердили поправки к совместному приказу «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 29 февраля 2016 года. В частности, были изменены требования к размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) для организаций рынка ЖКХ, региональных и муниципальных органов власти.

Согласно принятым поправкам, сокращается общий объем информации, предоставляемой управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными товариществами, ресурсоснабжающими организациями, а также корректируются требования к сведениям о показаниях приборов учета, договорам подряда на выполнение работ и составу документов, которые подлежат публикации.

«Приказ о составе информации действует уже полтора года. За это время поступило много предложений от органов власти и организаций сферы ЖКХ по оптимизации состава данных. Все обоснованные предложения были учтены при доработке. Норма приказа о неразмещении избыточной информации в ГИС ЖКХ начинает действовать сразу после вступления приказа в силу. Все иные нормы, предусматривающие корректировку размещаемой информации в системе, вступают 1 октября 2018 года. Этот период времени дается для того, чтобы все организации сферы ЖКХ успели подготовиться к вступлению в силу норм приказа в спокойном рабочем режиме», — сказал замглавы Минкомсвязи РФ Михаил Евраев.

В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» региональные и муниципальные органы власти должны размещать в ГИС ЖКХ следующую информацию: нормативные акты по проекту, информацию о субсидиях на обустройство территории, отчеты об общественных обсуждениях и реализации мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения, информацию о государственных программах формирования современной городской среды на период с 2018 по 2022 годы, данные о порядке проведения инвентаризации дворовых территорий, объектов недвижимого имущества, а также всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве.

>Знаете ли вы, что сроки размещения информации в ГИС ЖКХ были перенесены? Новые даты и важные нюансы

Временные рамки

Для размещения сведений

Изначально, Закон обязывал подавать сведения с 01.07.2016г., затем в 2017г. произошло внесение поправок согласно ФЗ-496, и сроки размещения данных были перенесены на год — с 1 июля 2017 года, а для городов, являющимися субъектами Российской Федерации, установлен перенос сроков до 1 июля 2019 года. Какую же информацию необходимо предоставить?

  1. Сведения об управлении многоквартирным домом. Как только была подана заявка на делегирование полномочий ГИС ЖКХ, наступил срок для предоставления необходимой информации.
    Также важно предоставить сведения о руководителе УК:
    • его инициалы;
    • контактные данные — телефон, факс, адрес электронной почты или интернет-сайта при наличии;
    • часы работы компании и приема населения;
    • количество людей в штате;
    • имеет ли субъект Российской Федерации долю в уставном капитале управляющей компании.

    На заметку. Сведения необходимо подать в течение одного рабочего дня, с момента делегирования полномочий.

  2. Количество обращений потребителей услуг ЖКХ и предпринятые действия. Сведения подаются за месяц, квартал или год. Сроки заполнения сведений не позднее трех рабочих дней после завершения периода отчетности.
  3. Список предоставляемых услуг. Свойства, особенности, а также стоимость их и ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома. Предварительные сведения необходимо поместить в информационную систему в течение недели до начала периода отчета, а фактическую – не позднее недели после окончания этого периода.
  4. Список предоставляемых ресурсов, необходимых для предоставления услуг потребителю, проживающему в жилищном фонде, их стоимость и качество. Сроки предоставления информации такие же, как и в предыдущем пункте.
  5. Указать приборы учета, используемые в МКД:
    • тип;
    • название прибора;
    • присвоенный номер;
    • где и когда он был установлен и введен в эксплуатацию;
    • кем был опломбирован.

    Информация подается в течение недели со дня делегирования полномочий ГИС ЖКХ, а при ее изменении, не затягивайте с обновлением более трех рабочих дней. Показания, передаваемые потребителями услуг, должны появляться в системе не позже 10 числа месяца, следующего за расчетным.

  6. Сведения о том, были ли соблюдены параметры по качеству предоставляемых услуг и ресурсов. Реквизиты поставщика, а при выявленных нарушениях качества, документ, отражающий факты нарушения, присвоенный ему номер и дату составления. Справка. Предварительные сведения размещаются каждый месяц за неделю до начала периода отчетности, а фактические – каждый месяц в течение недели после окончания периода отчета.
  7. Информация по планируемому ремонту имущества Многоквартирного дома и обслуживанию инженерных коммуникаций: механических, электрических, санитарно-технических и прочего оборудования. Необходимо указать, какого вида работы планируется проводить, даты начала и завершения работ, их стоимость.

    Если в отношении каких-либо МКД ввелись ограничения на предоставление КУ, указать их перечень и место нахождения этих домов. За две недели до начала работ необходимо разместить предварительную информацию, и после их завершения предоставить факты о проделанной работе не позднее недели.

  8. Тарифы на коммунальные услуги. После получения полномочий разместите необходимые данные не позднее семи рабочих дней. При изменении расценок на услуги, новые сведения должны появиться в системе не позднее 45 дней до начала новых начислений.
  9. Стоимость услуг на управление МКД, а также содержание и необходимый мелкий ремонт помещений, не являющимися частями квартир. В течение одной рабочей недели, со дня делегирования полномочий, предоставьте сведения в ГИС, а при их изменении, не позже трех рабочих дней.
  10. Размещение сведений о расчетах за коммунальные услуги и ресурсам Управляющей компании с РСО. Срок размещения информации такой же, как в п.9.
  11. Сведения о произведенной оплате между потребителями и УК или РСО. Информация должна появиться согласно срокам, оговоренным в пункте выше.
  12. Прописанные сроки оплаты КУ и предоставление документа для оплаты. Занесите сведения в течение трех рабочих дней, а при их изменении не позже одного дня.
  13. Информация о собраниях собственников, поднятые на них вопросы и результаты голосования. За две недели до собрания предоставить копию решения о его проведении. После того, как собрание пройдет, не позднее одной рабочей недели, результаты его проведения должны быть предоставлены.

Для хранения данных

Этот порядок утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 23 марта 2015г. №86/201. Все операции, размещенные в системе, должны быть учтены.

Ежедневно делается резервная копия, для возможности восстановления информации, в случае непредвиденных обстоятельств, которая хранится не менее 30 дней. Все данные, находящиеся в системе будут храниться не менее десяти лет, если иное не предусмотрено Законом.

Для периодичности обновления

Минстрой и Минкомсвязь России издали указ, который регулирует периодичность обновления информации. Как часто это нужно делать, зависит от ее вида. Иногда, после принятия какого-либо постановления, в течение 7-10 дней, в других случаях – раз в 30 дней. Более подробно можно узнать в Приказе №74/114.

ГИС ЖКХ — реальные проблемы внедрения

26 Сентябрь 2016, 11:00 0 28314

Летом, когда совпали сезон отпусков и предвыборная кампания, в России совершенно незамеченной прошла масштабная реформа, притом в такой чувствительной сфере, как ЖКХ. Если быть точным, реформируется система начисления и администрирования коммунальных платежей. Традиционные «жировки» теперь становятся своего рода бумажным приложением к государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Уже с 1 июля этот сайт считается единственным источником официальной информации о коммунальных счетах россиян. А с 1 января вступит в силу норма, согласно которой россияне смогут и вовсе не оплачивать «жировки», если данные в них не внесены в ГИС ЖКХ. Мы попытались разобраться в том, что из этого выйдет и почему столь важная реформа была проведена в короткие сроки и осталась совершенно незамеченной большинством граждан.

СПРАВКА «НОВОЙ»

Совместный приказ Минкомсвязи России (№ 589) и Минстроя России (№ 944/пр) «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней», зарегистрированный в Минюсте России 19 февраля 2016г. № 41149, содержит положения об обязательном осуществлении в системе функции «квитирования», то есть сопоставления информации о начислении платы за ЖКУ и информации об оплате.

Большая часть субъектов рынка ЖКХ в лице управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций обладают собственными биллинговыми системами, при этом информация об оплате у участников рынка обрабатывается в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением правительства РФ от 28.03.2012 г. № 253, которыми установлен четкий порядок учета поступивших платежей граждан как в счет погашения задолженности, так и по их разнесению по видам ресурсов. И этот порядок не предполагает автоматического квитирования информации об оплате с начислениями за расчетный период, поскольку в биллинговых системах используется дополнительная оперативная информация о рассрочках, перерасчетах, начисленных штрафах и пени, исполнительных листах (включая взыскание госпошлины) и т.д., использование которой в ГИС ЖКХ не предусмотрено.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает внесение информации о начислении, оплате и задолженности по коммунальным услугам непосредственно управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, а также информации о внесении платы кредитными организациями, организациями федеральной почтовой связи и платежными агентами, но не предусматривает выполнение системой функции квитирования.

Реформа носит межведомственный статус, однако непосредственно за создание и дальнейшее функционирование ГИС ЖКХ отвечает Министерство связи и массовых коммуникаций. Государственным заказчиком выступал подведомственный Минкомсвязи ФГУП «Почта России» (что стилистически не очень хорошо монтируется с представлениями о скорости и точности работы, которыми, безусловно, должна обладать информационная система). Главный идеолог проекта — заместитель министра связи Михаил Евраев. «Новая газета» направила на его имя официальный запрос, но на момент подготовки публикации ответа мы не получили. Поэтому пока будем опираться на публичные высказывания Михаила Евраева, в том числе на интервью «Российской газете», которое он дал по случаю выхода системы «на проектную мощность».

Первое, что обращает на себя внимание: замминистра гордится тем, что ГИС ЖКХ была разработана и запущена всего за два с половиной года, хотя, по его же оценкам, стандартный срок для реализации такого проекта составляет пять — семь лет. Сразу же возникает вопрос: а к чему была эта спешка? В системе ЖКХ, безусловно, масса проблем, но администрирование коммунальных платежей россиян явно не входило в их число. Показатель собираемости платежей физлиц очень высокий, то есть управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и другие операторы рынка и без ГИС ЖКХ прекрасно справлялись со своей работой.

Правда, стахановские темпы позволили всего за два с половиной года освоить 2,4 миллиарда рублей. Теперь отступать министерству и «Почте России» действительно некуда. Нужно показать, что система работает, и работает хорошо. Участники рынка уверены, что это не так. Более того, по ряду экспертных оценок, проблема не только в технических недоработках, число которых велико и, очевидно, связано со спешкой разработчиков. Но концептуальные изъяны есть и в самой архитектуре системы. Если коротко, то она должна сделать рынок прозрачным, но в нынешнем виде она будет стремиться его собой заменить.

ГИС ЖКХ — огромный информационный хаб, в который должна быть внесена информация обо всем жилом фонде страны, а также о собственниках жилья, эксплуатирующих и ресурсоснабжающих организациях. В ней же должны отражаться все данные о платежах за коммунальные услуги. Делается это для того, чтобы каждый гражданин, зарегистрировавшись на сайте ГИС ЖКХ, мог в любой момент времени оперативно и бесплатно получить информацию о своей недвижимости и счетах. Само по себе это правильно и полезно. Однако участники рынка и эксперты обращают внимание на то, что из информационной система мутировала в платежную. И тут на первый взгляд нет ничего плохого: удобно ведь оплачивать все счета из одного аккаунта. Так оно и было бы, если бы ГИС ЖКХ давала такую возможность в качестве дополнительной к уже существующим на рынке предложениям. Но законодательная база сформирована таким образом, что ГИС ЖКХ становится фактически безальтернативной. А все потому, что в системе предусмотрена функция квитирования.

Подробнее о том, что это такое, можно прочитать в справке «Новой», но попробуем объяснить коротко. Основные показатели — это сумма начислений и сумма внесенных платежей, а квитирование — это процесс их сопоставления. Если вы заплатили ровно столько, сколько начислено, то по итогам квитирования получается ноль, если больше — то переплата, если меньше — задолженность.

Совместным приказом Минкомсвязи и Минстроя (в ведении которого находится ЖКХ) установлен порядок, по которому управляющие компании и ресурсоснабжающие организации (например, водоканалы, тепловые и энергетические компании) будут выгружать в ГИС информацию о начисленных платежах, а банки, платежные системы и почтовые отделения — информацию об оплате. После этого в недрах ГИС будет происходить таинство автоматического квитирования и на выходе будет получен единственно верный вариант, который каждый гражданин сможет узнать в личном кабинете на сайте системы.

Выглядит так стройно и красиво, что даже дух захватывает. Но в реальности неизбежно возникнет конфликт между ГИС ЖКХ и биллинговыми системами ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций. Они, разумеется, тоже производят квитирование, но не в автоматическом режиме, и вовсе не потому, что их софт менее совершенен, чем у «Почты России». Просто есть информация, которую нужно учитывать при начислениях: перерасчеты, пени, взыскания по исполнительным листам. В то же время зачисление денег на счета ресурсоснабжающих организаций происходит не в момент перечисления их плательщиком со счета карты, а с некоторым — и порой значительным — опозданием. Существующие на рынке биллинговые системы все эти нюансы учитывают, а ГИС ЖКХ — нет.

Это значит, что между ГИС ЖКХ и данными участников рынка неизбежно и систематически будут возникать расхождения. В масштабах страны речь будет идти о накоплении миллиардов «условно уплаченных» рублей.

При этом официальными будут считаться только данные ГИС ЖКХ, и с 1 января граждане получат право не оплачивать счета, если они не заведены в систему, независимо от причин, по которым это произошло.

А таких причин масса. Наиболее очевидная из них — несовершенная работа самой ГИС ЖКХ. Например, НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был проведен опрос 500 ТСЖ из разных регионов страны — от Центральной России до Камчатки. По данным опроса, в 68,6% случаев у участников опроса возникали трудности с подготовкой к размещению информации в ГИС ЖКХ, в т. ч. участники опроса отмечали:

  • отсутствие необходимой техники — 45%;
  • отсутствие квалифицированного персонала — 48%;
  • отсутствие средств на дополнительные расходы (покупка электронных ключей и т. п.) — 65%.

Расскажем об этих проблемах чуть подробнее, начиная с последней. Если гражданам для регистрации в ГИС ЖКХ достаточно пройти сравнительно легкую процедуру регистрации, то представителям ТСЖ потребуется ключ электронной подписи. Для того чтобы его получить и использовать, нужно иметь соответствующую технику и программное обеспечение, в том числе сертифицируемое ФСБ (речь-то идет о шифровании). Даже если у вас есть современное оборудование и навыки программиста (а такое в реальности встречается редко), потребуется заплатить не менее 10 тысяч рублей. Причем если произойдет любое изменение реквизитов, и платить, и регистрироваться в системе придется по новой.

Граждане могут регистрироваться бесплатно и ничего не платить, но тогда их персональные данные, переданные в систему, не будут защищены — на радость мошенникам. Или можно использовать защищенные каналы, но это уже стоит денег.

Совсем другой — пугающий — масштаб цифр мы получаем, когда заводим речь о внедрении ГИС ЖКХ на уровне не отдельного ТСЖ, а крупной ресурсоснабжающей организации. Например, Мосводоканал уже разместил на «госзакупках» соответствующую заявку. Цена вопроса — более 15 миллионов рублей. А за все в системе ЖКХ в конечном итоге платит потребитель.

О проблемах внедрения ГИС ЖКХ говорили и на рабочей группе Российского союза промышленников и предпринимателей, причем в некомплиментарных выражениях: «Система работает нестабильно: ее форматы и интерфейс часто меняются (10 раз за последние четыре месяца) и отсутствует четкое законодательное регулирование между поставщиками информации и оператором («Почта России»). Кроме того, с 1 января 2017 года потребитель может воспользоваться правом не оплачивать услуги ресурсоснабжающих организаций, если в ГИС ЖКХ отсутствует электронный аналог платежного документа. Члены Комиссии РСПП по ЖКХ отмечают, что по состоянию на сегодняшний день недопустимо использовать ГИС ЖКХ в качестве платежной системы и провоцировать неплатежи. ГИС ЖКХ должна быть исключительно информационной системой, содержащей проверенную информацию».

Замминистра Минкомсвязи Михаил Евраев занимает противоположную позицию. По его мнению, безальтернативность ГИС ЖКХ создает «экономические стимулы» для того, чтобы ТСЖ, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации не отлынивали от ее использования. При этом Евраев полагает, что такие стимулы будут эффективнее штрафов. Но дело в том, что штрафы законодательство как раз предусматривает, причем не копеечные — до 200 тысяч рублей. Да, Минкомсвязи к этому не будет иметь никакого отношения, но есть ведь и жилищная инспекция, и прокуратура, которые получают в распоряжение дополнительный инструмент борьбы за «интересы граждан».

Между тем интересы граждан, вполне возможно, в результате работы ГИС ЖКХ будут как раз нарушаться. Например, корректная информация о платежах за ЖКУ необходима для начисления гражданину субсидий, при проведении перерасчетов и других неавтоматизированных операциях. К тому же никто не может ответить на вопрос: а что, если в систему ГИС ЖКХ закрадется ошибка? Понятно, что идеологи и разработчики системы отрицают саму такую возможность, но ведь объективно она существует. А вот системы арбитража и контроля за правильностью начислений — нет. ГИС ЖКХ приобретает черты высшей силы, спорить с которой бесполезно. Интересно, как это соотносится с законодательством о защите прав потребителей?

Одним словом, прогрессивная в принципе идея о создании прозрачной системы контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ обернулась принудительным внедрением сырого и недоработанного продукта, который грозит внести еще большую путаницу и спровоцировать рост социальной напряженности. Для того чтобы этого избежать, достаточно убрать избыточное требование об автоматическом квитировании, отказаться от системы штрафов и как минимум перенести введение нормы о приоритете данных ГИС до того момента, как система начнет работать без недоработок и сбоев.

Виктор Латухин

Коммуналка уходит в «электронку»

Михаил Яковлевич, уже больше трех месяцев коммунальные и ресурсоснабжающие(РСО) компании обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ в том числе и о том, как они обслуживают жильцов. Многие ли это сделали?

Михаил Евраев: Действительно, с 1 июля практически по всей стране наступила обязанность коммунальных и ресурсоснабжающих организаций размещать информацию в ГИС ЖКХ. Но пока не вступила в силу статья закона об административной ответственности за ее несвоевременное размещение. Она должна начать действовать с 1 января 2018 года и мы ждем больших перемен в лучшую сторону после начала ее работы. За исключением трех городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Они подключаются к системе в 2019 году.

Как в настоящее время проходит наполнение ГИС ЖКХ?

Михаил Евраев: Сегодня в системе почти 15,8 миллиона многоквартирных домов (97,3 процента от их числа) и индивидуальных жилых домов (83 процента от их числа). Это с учетом данных, которые уже начали вносить Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. По состоянию на 4 октября 2017 года в ГИС ЖКХ зарегистрировано более 82,5 тысячи организаций — это все управляющие компании (УК) страны, 93 процента товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), 97 процентов ресурсоснабжающих организаций. Мы видим в ней все региональные и муниципальные органы власти в сфере ЖКХ.

Что касается вопроса коммунальных услуг, размещена информация о 71,3 миллиона лицевых счетов, 95,6 тысячи тарифов, 340 тысяч проведенных контролирующими органами проверок, более 32,2 миллиона приборов учета. С ГИС ЖКХ интегрированы 2464 ИТ-системы. Все кредитные организации также интегрированы с ГИС ЖКХ и в ежедневном режиме передают данные об оплате жилищно-коммунальных услуг (передано более 820 миллионов фактов оплаты). При этом каждый человек может в своем личном кабинете посмотреть все свои платежи за ЖКХ, которые он сделал в любом банке страны.

В открытой части системы, которая доступна в Интернете всем без какой-либо авторизации, также можно ознакомиться с новостями в сфере ЖКХ, проверить лицензию любой управляющей компании, пообщаться на форуме, найти на карте свой дом и информацию о нем и об обслуживающих его организациях, и много другой полезной информации. Кстати, там же любой человек может бесплатно в круглосуточном режиме пользоваться нормативно-правовой базой не только по ЖКХ, но и по любым другим сферам законодательства.

Сегодня в системе ГИС ЖКХ почти 15,8 миллиона многоквартирных и индивидуальных домов

Кто финансирует создание ГИС ЖКХ? Окупится ли система?

Михаил Евраев: ГИС ЖКХ создана без копейки бюджетных средств, исключительно за счет средств оператора системы «Почты России». Окупаемость системы предполагается к 2023 году за счет возможности для граждан оплачивать услуги ЖКХ на портале. Ранее, в 2013 году, президент РФ поручил предусмотреть в ГИС ЖКХ такую возможность.

Граждане смогут выбирать — платить им на портале или в любом банке, как они это делают сейчас. Окупаемость системы будет осуществляться в полностью конкурентной среде, что для нас было принципиальным вопросом при ее создании.

Фото: Пресс-служба Минкомсвязи РФ

Вы упомянули об административной ответственности для нерадивых коммунальщиков. Расскажите подробнее.

Михаил Евраев: Стоит отметить, что вся организационная работа была проделана без работающих норм по привлечению к административной ответственности за неразмещение информации, что создавало понятные сложности при внедрении системы. Поэтому вступление в силу норм КоАП РФ с 1 января 2018 года является необходимым условием для полноценной работы ГИС ЖКХ. Мы рассчитываем, что после этого наши граждане точно смогут найти на портале всю необходимую для себя информацию.

В то же время у нас нет задачи собрать какое-то количество штрафов, поэтому мы подготовили предложения по дифференциации административной ответственности с целью исключения случаев наложения административных штрафов за впервые совершенные правонарушения, а также дифференциации размера штрафных санкций в зависимости от объема совершенного правонарушения.

Как предполагается дифференцировать административную ответственность?

Михаил Евраев: В настоящее время административный штраф за любое нарушение по неразмещению информации в ГИС ЖКХ для РСО предусмотрен 200 тысяч рублей, для УК, ТСЖ, ЖСК — 30 тысяч рублей

Мы предлагаем минимизировать применение штрафов при непреднамеренных ошибках и осуществлять привлечение к ответственности только в случае умышленного неразмещения информации.

Для этого нужно — первое, обязательно ввести предупреждение как первую меру при неразмещении информации в ГИС ЖКХ.

А второе, в зависимости от объема нарушения дифференцировать дальнейшие штрафы. Например, от количества начислений, которые не размещены в системе. Тогда если, например, ТСЖ не разместило начисления в ГИС по пяти квартирам, то вначале будет только предупреждение, и если нарушение продолжается и начисления ТСЖ не размещает, то только в этом случае штраф для должностного лица. Таким образом, мы отделим преднамеренное поведение от неумышленной ошибки.

Фото: Пресс-служба Минкомсвязи РФ

Насколько стабильно система работает? Есть ли в ее работе ошибки?

Михаил Евраев: Минкомсвязь России, как заказчик системы, ведет постоянный мониторинг работы ГИС ЖКХ и всех обращений участников рынка и органов власти, поступающих в министерство и службу поддержки ГИС ЖКХ.

Например, к нам поступают претензии со стороны отдельных РСО. Мы их внимательно рассматриваем. Большинство замечаний по сути являются предложениями по улучшению сервисных возможностей системы.

Во многих случаях выяснялось, что ошибки были на стороне информационных систем поставщиков информации. В тех случаях, когда были выявлены ошибки ГИС ЖКХ, такие ошибки устранялись. В настоящее время мы отмечаем стабильную работу системы и быстрое реагирование оператора при возникновении любых инцидентов. Конечно, в работе любой информационной системы ошибки возможны, но их количество в ГИС ЖКХ на сегодняшний день минимально, они оперативно устраняются и не создают непреодолимых препятствий для участников рынка по размещению информации в системе.

Сколько граждан уже пользуются ГИС ЖКХ?

Михаил Евраев: В сентябре-октябре 2017 году пользователям портала госуслуг (на портале зарегистрировано 50 миллионов человек) направлены приглашения заходить в личные кабинеты в ГИС ЖКХ, при этом если у человека есть подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, то никакая дополнительная регистрация в ГИС ЖКХ ему не требуется. На сегодняшний день в ГИС ЖКХ уже пришло более 220 тысяч человек.

Какие возможности предоставит ГИС ЖКХ гражданам, организациям сферы ЖКХ и органам власти?

Фото: Пресс-служба Минкомсвязи РФ

Михаил Евраев: Для граждан есть возможность видеть информацию по своей квартире, дому и двору, проверять правильность начислений за услуги ЖКХ и оплачивать их, передавать показания приборов учета в электронном виде, видеть договоры и акты выполненных работ по дому. Через личный кабинет можно направлять жалобы и обращения в органы жилищного надзора, РСО, УК и ТСЖ, участвовать в электронном голосовании на общих собраниях собственников.

Кроме этого, для жильцов дома есть опция создания форума для общения с соседями. В планах на 2018 год сделать рейтинг управляющих компаний,и каждый сможет ставить оценку работе своей УК.

Это позволит на общих собраниях собственников выбирать управляющую компанию на основе объективной информации о качестве выполняемых ее работ и их стоимости.
Говоря о федеральных и региональных органах власти и органы местного самоуправления (ОМС). Они через ГИС ЖКХ смогут контролировать реализацию государственных программ и выявлять нарушения в законодательстве, использовать электронную форму взаимодействия с гражданами и в режиме реального времени получать достоверную информацию о ситуации в ЖКХ (аналитика) до каждого дома, каждой компании.

Для УК, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций тоже есть плюсы. Во-первых, мы ввели принцип однократности размещения информации, что означает уход от того, что с организаций сферы ЖКХ могут, как сейчас, требовать предоставления одной и той же информации несколько раз в разные органы власти, кроме того, компании смогут формировать в автоматическом режиме свою отчетность, принимать показания приборов учета и выставлять начисления за услуги ЖКХ в электронном виде, общаться с гражданами в электронной форме, видеть работу своих контрагентов и перевести всю договорную работу в электронную форму.

Для крупных компаний — возможность видеть работу всех своих филиалов и дочерних компаний.

Таким образом, от внедрения Гис ЖКХ должны выиграть все, кроме недобросовестных участников рынка, которым придется уйти из этой сферы деятельности после того, как сфера ЖКХ станет открытой и прозрачной как для граждан, так и для общественного контроля.

Фото: Пресс-служба Минкомсвязи РФ Важно!

Что такое ГИС ЖКХ

Цель создания ГИС ЖКХ — сделать единый общероссийский портал о всей информации в сфере ЖКХ в стране, что сделает данную сферу открытой и доступной для общественного контроля, органы власти смогут принимать взвешенные управленческие решения на основе информации, размещаемой организациями сферы ЖКХ в режиме реального времени.

В соответствии с Законом о ГИС ЖКХ государственным заказчиком системы является Минкомсвязь России, оператором системы — ФГУП «Почта России». На протяжении 3,5 лет проводилась масштабная работа по созданию ГИС ЖКХ, которая в настоящее время в целом завершена.

На сегодняшний день:

1. Нормативно-правовая база полностью создана (2 Федеральных закона, 15 совместных минкомсвязи и минстроя подзаконных акта приняты).

2. Вся необходимая организационная работа в регионах с участниками рынка и органами власти Минкомсвязью России проведена. В регионах были разработаны дорожные карты, на постоянной основе проходило обучение органов власти и организаций сферы ЖКХ.

3. ГИС ЖКХ создана, пилотные проекты проведены, система прошла все необходимые проверки на соответствие требованиям информационной безопасности и сохранности персональных данных, введена в промышленную эксплуатацию, работает в штатном режиме.

4. ГИС ЖКХ интегрирована с другими федеральными информационными системами, в том числе с Государственным кадастром недвижимости, Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество, Федеральной информационной адресной системой, информационной системой МВД России (ранее ФМС России) и порталом «Реформа ЖКХ».

5. В ГИС ЖКХ создан и работает модуль Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В этом модуле размещаются программы благоустройства, отчеты о соответствующих работах, проводятся общественные обсуждения гражданами таких программ. Здесь же граждане могут проголосовать за дизайн-проекты по благоустройству своих дворов.

1С ГИС ЖКХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *