176 1 НК РФ

Содержание

Статья 176 НК РФ. Порядок возмещения налога

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.

7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

11. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11.1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 — 11 настоящей статьи не применяются.

12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

См. все связанные документы >>>

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение (зачет, возврат) разницы суммы налоговых вычетов и суммы соответствующего налога конкретизируется в специальных статьях части 2 НК РФ.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость закреплен положениями статьи 176 НК РФ.

Следует иметь в виду, что порядок осуществления возврата/зачета НДС зависит от источника возникновения сумм соответствующего налога.

Ст. 176 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Статья 176 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 176 НК РФ

Статья 176 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 176 НК РФ содержит алгоритм возмещения плательщику входного НДС. Однако зачастую компании и ИП сталкиваются с трудностями по причине того, что не знают, как обжаловать отказ в возврате налога и куда направить возмещенную сумму НДС. Ответы на эти и другие вопросы будут рассмотрены в нашей статье.

Когда применяется статья 176 НК РФ?

Можно ли направить возмещенный НДС на платежи по иным налогам?

Может ли налоговый орган принять положительное решение только по частичному возмещению НДС?

Когда следует начислять проценты за просрочку возмещения НДС налоговым органом?

Будут ли проценты при просрочке возмещения, если отказ оспорен в суде?

Что делать, если возмещать НДС не хотят?

Можно ли сделать меньше вычет по декларации, чтобы избежать суммы по НДС к возмещению?

Может ли налоговая не возместить НДС в связи с неверным указанием наименования товара?

Можно ли подать уточненку к возмещению после составления акта?

Итоги

Когда применяется статья 176 НК РФ?

После направления в ИФНС отчета по НДС с суммой к вычету запускается механизм его камеральной проверки, сопровождающейся встречными запросами о представлении документов. В случае если у налоговиков не остается вопросов к проверяемому лицу, в течение 7 дней ему выдается положительное решение.

В п. 3 ст. 176 НК РФ сформулирован алгоритм, которому следуют налоговики при установлении факта необоснованного использования вычета. То есть поводом для применения ст. 176 НК РФ служит декларация к возмещению.

О том, в каком порядке происходит возмещение НДС, читайте в статье «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».

Можно ли направить возмещенный НДС на платежи по иным налогам?

НДС уплачивается в федеральный бюджет, поэтому с учетом п. 4 ст. 176 НК РФ возмещенный НДС можно направить на оплату налоговых долгов в него же. Для такого взаимозачета можно не подавать налоговикам соответствующую письменную просьбу — они сами списывают задолженность (при ее наличии) с образовавшейся переплаты. Но заявление подать нужно, если вы направляете переплату в счет будущих платежей, с указанием выбранного вами налога (федерального).

ВАЖНО! Плательщик, не намеренный переводить возмещенный НДС на уплату других налогов, имеет право получить его на свой счет путем подачи заявления в ИФНС с указанием данного варианта использования переплаты (постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2011 № Ф09-316/11-С2).

Может ли налоговый орган принять положительное решение только по частичному возмещению НДС?

Согласно п. 3 ст. 176 НК РФ налоговики могут принять решение о возмещении НДС в определенной части. С учетом этого формируется и акт проверки с обнаруженными ошибками, а также решение о возврате обоснованной части НДС.

Когда следует начислять проценты за просрочку возмещения НДС налоговым органом?

Начисление процентов происходит через 11 дней со дня завершения проверки. 7 дней дается ИФНС на принятие решения по проверке, а 5 дней выделены федеральному казначейству на перечисление возмещенной суммы (пп. 2 и 8 ст. 176 НК РФ). Таким образом, на 12-й рабочий день, отсчитанный от даты завершения проверки, начинают начисляться проценты. Указанный вывод также отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10.

О том, может ли ИФНС закончить проверку раньше установленного срока, читайте в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

Будут ли проценты при просрочке возмещения, если отказ оспорен в суде?

При отказе налоговиков в возврате НДС и его обжаловании ИП или компанией проценты за просрочку перечисления налога начисляются с 12-го дня, следующего за датой завершения проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 по делу № А27-15478/2010).

Пример

Камеральная проверка ООО «Окошко» за 1-й квартал 2017 года закончилась 28.07.2017. По результатам камералки налоговая составила решение об отказе в вычете. ООО «Окошко» оспорило отказ в суде, и налоговый орган подготовил новое решение о возврате сумм НДС в полном объеме. 07.10.2017 возмещенная сумма поступила на р/с ООО «Окошко». Проценты за опоздавший перевод следует начислять с 15.08.2017.

О возможности истребования документов для обоснования льготных ставок читайте в статье «Может ли инспекция потребовать для КНП документы, подтверждающие льготную ставку?».

Что делать, если возмещать НДС не хотят?

Получив акт проверки с отказом в возмещении НДС, налогоплательщик в течение месяца вправе представить свои возражения той налоговой инспекции, которая составила этот акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). Если это не привело к изменению решения, принятого налоговым органом, согласно п. 1 ст. 138 НК РФ у налогоплательщика возникает право на обжалование акта проверки в вышестоящем налоговом органе и затем в суде. Причем для обращения в суд наличие жалобы, поданной сначала в вышестоящий налоговый орган, обязательно (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Подробнее о процедуре обжалования отказа в возмещении НДС читайте в материале «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Можно ли сделать меньше вычет по декларации, чтобы избежать суммы по НДС к возмещению?

В соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ плательщик может не зачитывать текущей датой НДС, относящийся к рассматриваемому налоговому периоду. Налог можно зачесть позже — в течение 3 лет с даты появления права на вычет (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Может ли налоговая не возместить НДС в связи с неверным указанием наименования товара?

С учетом п. 2 ст. 169 НК РФ можно принять НДС к зачету при корректном внесении в счет-фактуру реквизитов, отраженных в п. 5 названной статьи, в том числе наименования товара. Из чего следует, что при допущении в таком поле ошибки инспекция с большой вероятностью не примет положительного решения (письмо Минфина России от 14.08.2015 № 03-03-06/1/47252).

О правилах оформления счетов-фактур, возможных ошибках и их последствиях читайте в статьях:

  • «По счету-фактуре с неверным КПП можно применить вычет»;
  • «Верно заносим код вида операции в счет-фактуру в 2017 г.».

Можно ли подать уточненку к возмещению после составления акта?

В соответствии со ст. 88 НК РФ при подаче плательщиком уточненного расчета старая камеральная проверка завершается и начинается новая. Этот алгоритм срабатывает и в ситуации, когда инспекция в ходе продолжающейся проверки выявила какие-либо неувязки и предлагает либо их пояснить, либо уточнить расчет налога.

Если же уточненка направлена после составления акта, т. е. когда проверка уже закончена, ее подача послужит основанием для начала новой проверки. Эту позицию подтверждают постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.01.2016 № Ф02-6599/2015 по делу № А10-2671/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2014 по делу № А03-1691/2013, письмо ФНС России от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327.

О том, в каких случаях подача уточненки не приведет к уплате процентов по налогу в бюджет, читайте в материале «Заявительный порядок возмещения: когда уточненка не повлечет уплату процентов».

Итоги

Вопрос о возмещении НДС зачастую решается с привлечением арбитров. Споры с налоговиками касаются как документального оформления вычета, так и самого порядка возмещения. Добившись же положительного решения, плательщик самостоятельно решает, как распорядиться полученной суммой, конечно, при отсутствии задолженности по налогам.

Статья 138.

Порядок обжалования

1. Законодательные и иные нормативные акты{81}

2. Судебная практика

1. С 1 января 1999 года в силу ст.138 НК РФ арбитражным судам подведомственны дела по спорам об обжаловании организациями и индивидуальными предпринимателями действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ. П.21 постановления Пленумов ВС Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ».

2. В соответствии с п.2 ст.138 НК РФ жалобы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном главой 24.1 ГПК РСФСР и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». П.22 постановления Пленумов ВС Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ».

3. При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать, как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).

В ходе рассмотрения названного выше искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст.36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика. П.49 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ».

4. Согласно абзацу первому п.2 ст.138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу п.1 ст.105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При применении указанных норм судам следует принимать во внимание, что определение понятия «индивидуальный предприниматель», изложенное в п.2 ст.11 НК РФ и включающее в себя частных нотариусов, частных охранников, частных детективов, используется только для целей НК РФ. П.50 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ».

5. При применении ст.29 АПК РФ необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности ВАС РФ в соответствии с п.1 части 2 ст.34, а также названные в статье 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности, в статье 138 НК РФ, статье 13 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», статье 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». П.3 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002г. N 11.

6. Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (части 1 и 2 ст.251 ГПК РФ).

Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ (часть 3 ст.251 ГПК РФ), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п.2 ст.29 АПК РФ).

Исходя из этого в принятии заявления организации или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отказано по мотиву подведомственности дела арбитражному суду только в том случае, когда в федеральном законе имеется специальная норма, которой дела об оспаривании данного нормативного правового акта отнесены к компетенции арбитражных судов. В этом случае в определении об отказе в принятии заявления судья должен указать такой закон. П.11 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003г. N 2.

7. ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, лишь, если при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны, и, кроме того, если соответствующие дела неподведомственны арбитражным судам.

Если нормативный акт Правительства РФ принят во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом законе, и именно на основании такого уполномочия Правительство РФ непосредственно осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений (так называемое делегированное регулирование), судебная проверка нормативного акта Правительства РФ невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции РФ с точки зрения установленных ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Поскольку в данном случае возникает вопрос не просто о законности нормативного акта Правительства РФ, а именно о его конституционности, судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а потому производство по делу в ВС РФ подлежит прекращению. Постановление КС РФ от 27.01.2004г. N 1-П.

8. Организация обжаловала в арбитражный суд требование налогового инспектор о предоставлении документов. Суд в иске отказал, ссылаясь на ст.137 и ст.138 НК РФ и на п.48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. N 5 исходя из того, что письменный документ в форме требования налогового инспектора не может быть оспорен в арбитражном суде, поскольку он подписан не руководителем налогового органа (его заместителем).

Как указал КС РФ положения ст.137 и 138 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с положениями ст.29 и 198 АПК РФ не могут рассматриваться как исключающие обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и рассмотрение таких обращений по существу. Таким образом подписание требования о предоставлении документов иным должностным лицом налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного. Требования о предоставлении документов подлежат обжалованию и рассмотрению в арбитражном суде. Определение КС РФ от 04.12.2003г. N 418-О.

9. При рассмотрении арбитражными судами исковых заявлений налогоплательщиков об обжаловании актов налогового органа суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных. Определение КС РФ от 05.11.2002г. N 319-О.

10. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Специально указано, что налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции, независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. П.48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ».

3. Публикации{92}

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

— сумма превышения налоговых вычетов над общей суммой НДС (исчисленной в соответствии со ст. 166 НК, см. комментарий к ней) не была зачтена (независимо от причины этого: отметим, что вины налогоплательщика в этом нет, ибо зачет осуществляют самостоятельно налоговые органы);

— налогоплательщик подал в налоговый орган письменное заявление о возврате этой суммы. Форма заявления устанавливается Министерством по налогам и сборам: впредь до ее утверждения налогоплательщик составляет письменное заявление в произвольной форме).

Отсутствие заявления о возврате суммы не позволяет налоговому органу принять решение о возврате;

2) они предписывают (при наличии указанных в п. 3 ст. 176 условий) реально возвратить налогоплательщику сумму разницы. При этом предусмотрено, что:

— налоговый орган в течение не двух календарных недель, а недель, состоящих из 5 рабочих дней, следующих подряд (это прямо вытекает из анализа ст. 6.1 НК) после получения от налогоплательщика указанного выше письменного заявления (с указанием его ИНН) принимает решение о возврате суммы из соответствующего бюджета;

— указанное решение (оно содержит указание на обстоятельства, в соответствии с которыми образовалась упомянутая в ст. 176 сумма превышения, ее размер, данные о налогоплательщике, данные о налоговом органе и т.п. сведения, дату и место вынесения. Оно подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа), должно быть направлено не позднее 2-х недель (со дня принятия решения) на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства, а также налогоплательщику;

— осуществление фактического возврата денег налогоплательщику возложено именно на органы Федерального казначейства (а не на налоговые органы);

3) устанавливают срок осуществления возврата денег налогоплательщику — не позднее 2 недель (состоящих не из календарных дней, а из 5 рабочих дней, следующих подряд (каждая неделя), ст. 6.1 НК), отсчитываемых со следующего (после дня получения решения налогового органа органом Федерального казначейства) дня. При этом нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

— в случае если решение налогового органа не получено органом Федерального казначейства (независимо от причины!) в истечение 7 дней (отсчитываемых со дня, следующего за днем направления налоговым органом этого решения) датой получения упомянутого решения органами Федерального казначейства признается восьмой день (считая со следующего после дня направления решения налоговым органом дня). С этого восьмого дня (а точнее, следующего за ним дня) следует (в такой ситуации) и отсчитывать двухнедельный срок, установленный для осуществления возврата денег органами Федерального казначейства;

— во всех случаях, в п. 3 ст. 176 имеются в виду не календарные дни, а рабочие дни: вывод сделан на основе систематического толкования норм ст. 6.1 НК и ст. 176 НК;

4) при нарушении сроков, установленных для осуществления возврата суммы денег налогоплательщику, необходимо начислить проценты исходя из 1/300 ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБР.

4. Специфика правил п. 4 ст. 176 состоит в том, что:

1) они распространяются лишь на случаи возврата сумм НДС, предусмотренных в п. 3 ст. 172 НК (к сожалению, в официальном тексте ст. 176 НК — опять опечатка (!): нужно было сослаться напрямую не на ст. 171 НК (там нет непосредственного упоминания о суммах, связанных с операциями по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК), а на п. 3 ст. 172 (где сказано, что речь идет о вычетах сумм НДС, предусмотренных ст. 171 НК в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК), и тогда все становится на свои места, т.е. речь идет об операциях, оплачиваемых по нулевой ставке (за исключением операций по реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования, дипломатического или административно — технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей). При этом необходимо руководствоваться письмом Министерства по налогам и сборам от 8 октября 1999 г. N ВГ-6-06/804 в ред. от 16 августа 2000 г. N ВГ-6-06/618, установившем перечни государств:

— в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется полное освобождение от уплаты НДС (например, КНДР, Сирия, приложение 1 к письму);

— в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется частичное освобождение от уплаты НДС (например, СРВ, Республика Чад и др. приложение N 2 к письму);

— в отношении дипломатических представительств которых и их персонала освобождение от уплаты НДС не применяется (например, Тунисская Республика, приложение 3 к письму);

2) они подлежат применению также в отношении сумм НДС, исчисляемых и уплаченных (в соответствии с п. 1 ст. 164 НК и п. 6 ст. 166 НК) по нулевой ставке. При этом обязательное требование п. 6 ст. 166 НК состоит в том, что:

— такие суммы должны быть исчислены отдельно по каждой из операций, облагаемых по нулевой ставке (включая и операции, указанные в подпункте 7 п. 1 ст. 164 НК);

— необходимо ведение раздельного учета по таким операциям (при этом сумма НДС исчисляется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно, как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз (см. об этом более подробно комментарий к п. 1, 6 ст. 166 НК);

3) суммы, указанные в п. 4 ст. 176, подлежат возмещению лишь на основании отдельной налоговой декларации (она составляется налогоплательщиком по форме N 2, заполненной в соответствии с Инструкцией от 27 ноября 2000 г. по операциям, указанным в подпунктах 1 — 6 п. 1 ст. 164 НК, и представляется им в налоговый орган по месту своего налогового учета), а также документов (например, контрактов, грузовой таможенной декларации и др.), предусмотренных в ст. 165 НК (см. комментарий к ней);

4) они установили особую процедуру возмещения НДС:

а) такое возмещение производится не позднее (раньше — можно) 3 календарных месяцев (т.е. и нерабочие дни из подсчета исключать нельзя), считая со дня предоставления налогоплательщиком указанных выше отдельной налоговой декларации по НДС и документов (отсчет срока следует начинать со следующего дня после дня представления этих документов);

б) в течение этого срока налоговому органу предписано провести проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС (речь идет как о камеральной налоговой проверке, что чаще всего и бывает, так и о выездной налоговой проверке, если по обстоятельствам дела это необходимо). При этом нужно руководствоваться нормами ст. 88, 89 НК и принять либо решение о возмещении НДС (путем зачета или возврата), либо решение об отказе в возмещении;

в) они предусматривают, что если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении (полностью или в определенной части), он обязан предоставить налогоплательщику письменное мотивированное заключение (с указанием всех оснований отказа, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства о налогах и сборах) об отказе. Такое заключение должно быть представлено не позднее (раньше — можно) 10 календарных дней со дня вынесения решения об отказе (отсчет этого срока начинается со следующего дня после дня принятия решения);

5) если налоговым органом в течение 3 календарных месяцев (указанных в ст. 176 НК) не вынесено решения об отказе в возмещении суммы (а равно если указанное мотивированное заключение об отказе не представлено в 10-дневный срок налогоплательщику) налоговый орган:

— обязан принять только одно решение, а именно о возмещении суммы НДС (по которой он так и не вынес решение об отказе в возмещении (хотя бы о частичном отказе));

— обязан письменно (с указанием ИНН налогоплательщика) уведомить об этом налогоплательщика;

— должен представить последнему такое уведомление не позднее 10 календарных дней со дня истечения последнего дня трехмесячного срока, указанного в п. 4 ст. 176. При этом и исчисление начала отсчета сроков и начала отсчета сроков производится в полном соответствии с правилами ст. 6.1 НК;

6) в случае если у налогоплательщика есть недоимки и (или) пени (см. об этом понятии выше):

— по НДС, по любым иным налогам и сборам (например, по налогу на доходы организации или физических лиц, по акцизам, а также задолженность по налоговым санкциям (которые были присуждены налогоплательщику судом, а именно — арбитражным судом, ст. 104 НК) упомянутые суммы подлежат зачету в первоочередном порядке (т.е. о возмещении НДС в форме возврата говорить не приходится);

— осуществляется зачет (упомянутых сумм) на основании решения налогового органа. При этом такой зачет производится, если упомянутые суммы подлежат зачислению в тот же бюджет, что и сумма превышения, упомянутая в п. 1 ст. 176 НК. Отсюда важный вывод: если даже есть суммы недоимки (пени, штрафы) по налогам и сборам, зачисляемые в другие бюджеты, то это не препятствует осуществлению возмещения в форме возврата денег;

— производится зачет самостоятельно самим налоговым органом (т.е. нет необходимости в согласии налогоплательщика, равно как нет надобности ждать поступления заявления от налогоплательщика). О зачете должен быть уведомлен налогоплательщик (письменно и не позднее 10 календарных дней после его осуществления);

7) если налоговый орган принял решение о возмещении (либо в форме зачета, либо в форме возврата), то при наличии недоимки (только по НДС), которая образовалась в период между датой подачи налогоплательщиком декларации и датой возмещения сумм НДС (при условии, что недоимка не превышает сумму возмещения) — пени на эту недоимку не начисляется;

8) если у налогоплательщика НДС отсутствуют и недоимки, и пени, и присужденные налоговые санкции по НДС, а также суммы недоимок, пени, присужденных налоговых санкций по другим налогам и сборам (но речь идет только о суммах, подлежащих зачислению в один и тот же бюджет, а именно в тот, из которого производится возврат суммы НДС), суммы, подлежащие возмещению:

— либо засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иных налогов (например, акцизов, налогов на доходы и т.д.), подлежащих уплате в один и тот же бюджет;

— либо засчитываются в счет текущих платежей по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (а не только при ввозе на таможенную территорию РФ) и в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. При этом налоговый орган должен согласовать такой зачет с соответствующим таможенным органом;

— либо подлежат возврату налогоплательщику. Однако необходимым условием такого возврата является подача последним в налоговый орган письменного заявления (с указанием своего ИНН, суммы, подлежащей возврату, иных необходимых сведений) о возврате.

5. Если налоговый орган получает упомянутое выше заявление от налогоплательщика, он (при наличии всех других условий, указанных в абзаце 1 — 9 п. 4 ст. 176):

1) обязан принять решение о возврате сумм НДС из соответствующего бюджета;

2) принимает такое решение не позднее 3 календарных месяцев (считая со следующего после предоставления налогоплательщиком в налоговый орган отдельной налоговой декларации, указанной в п. 7 ст. 164 НК и документов, упомянутых в ст. 165 НК, см. комментарий к ним). Речь идет о «Декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов», которая заполняется, в соответствии с Инструкцией от 27 ноября 2000 г.);

3) должен в этот же срок направить в соответствующий орган федерального казначейства текст своего решения о возврате сумм НДС налогоплательщику.

6. Орган федерального казначейства (получив решение о возврате сумм НДС от налогового органа) должен:

— осуществить реальный (фактический) возврат этих сумм (путем перечисления на банковский счет налогоплательщика);

— произвести возврат суммы НДС не позднее двух недель после получения решения от налогового органа. При этом и в данном случае речь идет не о календарных нормах, а о неделях, состоящих из 5 рабочих дней (каждая), следующих подряд; иное противоречило бы правилам ст. 6.1 НК);

7. Если решение налогового органа (о возврате сумм НДС, упомянутых в п. 4 ст. 176) не получено (независимо от причин) органом Федерального казначейства по истечении 7 календарных дней (речь идет не о неделе, а именно о днях, значит, говорить о рабочих днях — оснований нет, ст. 6.1 НК), отсчитываемых со следующего дня (после дня направления решения налоговым органом (например, по почте, через курьера и т.д.)) в орган Федерального казначейства:

1) датой получения решения налогового органа органом Федерального казначейства признается восьмой календарный день, считая со следующего дня (после дня направления решения);

2) на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБР. Впрочем, такие проценты исчисляются во всех случаях нарушения сроков, установленных в п. 4 ст. 176. Проценты исчисляются за каждый день просрочки.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: в связи с определенным несоответствием правил ст. 78 НК и ст. 176 НК, каким нормам отдавать предпочтение?

Приоритет имеют правила ст. 176 НК (как правила специальные перед правилами общими).

О судебной практике см.: Вестник ВАС. 2000. N 4. С. 21; N 5. С. 8; N 10. С. 66, 67. N 11. С. 14.

Возмещение НДС

Актуально на: 30 января 2019 г.

Если по итогам квартала сумма НДС, принятая к вычету, превышает сумму начисленного НДС, налог платить не придется. Ведь в этом случае уже бюджет становится должен налогоплательщику, и последний вправе претендовать на возмещение НДС (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Возмещение НДС из бюджета

Сумму НДС, заявленную к возмещению, можно:

  • или вернуть на расчетный счет;
  • или зачесть в счет уплаты предстоящих платежей;
  • или зачесть в счет погашения недоимки по НДС или иным федеральным налогам.

Но прежде чем налоговики исполнят распоряжение плательщика относительно причитающейся ему суммы НДС, они проведут углубленную камеральную проверку декларации, в которой налог заявлен к возмещению (п. 8, 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 176 НК РФ). Причем такую проверку инспекторы проведут, даже если сумма НДС к возмещению составляет 1 рубль.

Проверка декларации при возмещении

В ходе проверки у плательщика могут быть запрошены документы, подтверждающие право на принятие входного НДС к вычету (счета-фактуры, первичные документы, подтверждающие оприходование товаров и т.д.) (ст. 172 НК РФ). Кроме того, если в ходе перекрестной проверки данных вашей декларации и деклараций ваших контрагентов налоговики обнаружат какие-либо несоответствия, они вправе запросить и иные документы (к примеру, книгу продаж) (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).

С 4 сентября 2018 года камеральная проверка декларации по НДС не может длиться больше двух месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Ранее был установлен срок 3 месяца. Но если в ходе проверки налоговики обнаружат признаки, свидетельствующие о возможном нарушении налогового законодательства плательщиком, то камералка может быть продлена до 3 месяцев по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

Как и прежде, действует правило, что если до окончания проверки декларации будет представлена уточненка, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается проверка уже уточненной декларации.

Если претензий к возмещаемому НДС у ИФНС нет

Тогда в течение 7 рабочих дней по окончании проверки ИФНС принимает решение о возмещении НДС налогоплательщику, о чем должна сообщить ему в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 7, 9 ст. 176 НК РФ).

Плательщик же, в свою очередь, должен написать в ИФНС либо заявление о возврате причитающейся ему суммы налога, либо заявление о зачете. От даты представления заявления о возврате зависит срок этого возврата:

  • если заявление подано до вынесения ИФНС решения о возмещении, то налог должен быть возмещен в течение 3 месяцев и 12 рабочих дней со дня представления декларации по НДС с заявленной к возмещению суммой налога (п. 10 ст. 176 НК РФ);
  • если заявление подано уже после вынесения ИФНС решения о возмещении, то на возврат у налоговиков есть 1 месяц со дня получения заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если налоговики нарушат срок возврата налога, то они должны выплатить плательщику проценты за просрочку (п. 10 ст. 78, п. 10 ст. 176 НК РФ).

Как вернуть НДС из бюджета, не дожидаясь окончания камеральной проверки

Для этих целей существует заявительный порядок возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ). Суть этого порядка заключается в том, что налог возвращается еще до конца камеральной проверки, а если по ее результатам принято решение об отказе в возмещении НДС, налогоплательщик обязан вернуть налог обратно в бюджет.

Право на возмещение НДС в заявительном порядке имеют, например:

  • компании, которые за три календарных года, предшествующих заявлению НДС к возмещению, пополнили бюджет не менее чем на 2 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). В расчет берутся уплаченные суммы НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ;
  • организации и ИП, представившие банковскую гарантию вместе с декларацией, в которой НДС заявлен к возмещению.

Чтобы воспользоваться таким своим правом необходимо подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 5 рабочих дней со дня подачи декларации по НДС (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Незаконное возмещение НДС

Налоговики стараются пресечь любые попытки незаконного возмещения НДС из бюджета. Поэтому в ходе камеральной проверки, помимо тщательного изучения представленных налогоплательщиком документов, проводятся и иные контрольные мероприятия. Например, налоговики вправе провести осмотр помещений плательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Также инспекторы обязательно проводят встречные проверки его контрагентов (ст. 93.1 НК РФ). Вот почему добросовестному налогоплательщику стоит очень внимательно подойти к выбору контрагентов. Иначе можно не только лишиться вычетов по НДС, но и попасть под пристальное наблюдение налоговиков.

Стоит также отметить, что если результаты каких-либо контрольных мероприятий получены уже после завершения камеральной проверки и возмещения НДС из бюджета, и эти результаты свидетельствуют о незаконном возмещении, то налоговики проведут уже выездную проверку данного налогоплательщика (вопрос 3 Письма ФНС России от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693).

176 1 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *