173 ФЗ от 17.12.2001

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль

17 декабря 2001 г.

N 173-ФЗ

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
    • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Право на выбор пенсии
    • Статья 5. Виды трудовых пенсий
    • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
  • Глава II. Условия назначения трудовых пенсий (ст.ст. 7 — 9)
    • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
    • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава III. Страховой стаж (ст.ст. 10 — 13)
    • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • Глава IV. Размеры трудовых пенсий (ст.ст. 14 — 17.2)
    • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
    • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
    • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
    • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий (ст.ст. 18 — 26)
    • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
    • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
    • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
    • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
    • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
    • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
  • Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав (ст.ст. 27 — 30.3)
    • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
    • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
    • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
    • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
    • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
    • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
    • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
    • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона (ст.ст. 31 — 32)
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Глава I. >>
Общие положения (ст.ст. 1 — 6)

Содержание
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

«Комментарий к Федеральному закону от 17.12.2001 n 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Л.И. Чижик)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ,
от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 14.02.2005 N 3-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 03.06.2004 N 11-П)
Комментарий к преамбуле
Преамбула (или введение) является самостоятельной, но не обязательной частью законодательного акта, в которой определяются его цели и задачи. Она предваряет текст соответствующего федерального закона.
По правилам юридико-технического оформления федеральных законов в преамбуле не должно содержаться самостоятельных нормативных предписаний, легальных дефиниций, формулировки предмета правового регулирования федерального закона и ссылок на другие законодательные акты, которые подлежат признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием федерального закона. Преамбула не делится на статьи и не нумеруется.
Преамбула Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соответствует изложенным требованиям. В ней определяется, что целью и задачей комментируемого Федерального закона является установление оснований возникновения и порядка реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Статья 7 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ).
Тем самым принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.
Именно поэтому преамбула Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусматривает, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ. Из этого также следует, что в связи с пенсионной реформой трудовые пенсии не утратили характера государственных (несмотря на свое наименование), поскольку их назначение и выплата на основании Конституции РФ обеспечиваются государством.
Содержащаяся в преамбуле ссылка на Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также необходима, поскольку комментируемый Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с получением только одного вида существующих в нашей стране государственных пенсий — трудовых. Данный вид пенсий назначается в рамках системы обязательного социального страхования, неотъемлемой составной частью которой является обязательное пенсионное страхование.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, то есть трудовых пенсий (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
В свою очередь, обязательное страховое обеспечение устанавливается при возникновении страховых случаев, в качестве которых применительно к обязательному пенсионному страхованию выступают достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца.
Второй вид пенсий в Российской Федерации — пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.
Отметим, что действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ распространяется на преобладающее количество пенсионеров нашей страны, как нынешних, так и будущих.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
Комментарий к статье 1
1. Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается очень важное для сохранения стабильности правового регулирования пенсионных правоотношений правило, согласно которому трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а изменение условий и норм установления трудовых пенсий, а также порядка их выплаты может осуществляться исключительно путем внесения изменений и дополнений в названный Федеральный закон.
Из этого следует, что если нормы, регулирующие вопросы предоставления трудовых пенсий, закрепляются в иных законодательных актах, то они не могут применяться вплоть до внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Так, вступившим в силу с 01.01.2004 Федеральным законом от 29.11.2003 N 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в отношении северян был установлен новый порядок исчисления базовой части трудовой пенсии с применением соответствующего районного коэффициента. Учитывая, что определение такого порядка относится к изменениям условий и норм установления трудовых пенсий, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ внесла соответствующие изменения в ст. ст. 14 — 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Тем самым были выполнены требования комментируемого пункта.
2. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Комментируемый пункт фактически повторяет для целей пенсионного обеспечения конституционное положение о приоритете норм международных договоров Российской Федерации по отношению к национальному законодательству.
Статья 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» понимает под международным договором Российской Федерации международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Принципиально, что указанный Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства-продолжателя СССР.
В практическом плане данный пункт означает, что в случае противоречия правил Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам (например, по исчислению страхового стажа) территориальные органы ПФР должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.
В настоящее время в нашей стране при установлении и выплате трудовых пенсий применяются 11 пенсионных международных договоров, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и вступившие в силу в период существования СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-продолжатель СССР), и соглашения, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией.
————————————T—————————————————-¬
¦ Подписанные СССР ¦ Подписанные Россией ¦
+———————————-+—————————————————-+
¦1. Соглашение между СССР и ¦1. Соглашение о гарантиях прав граждан ¦
¦ Чехословацкой Республикой ¦ государств — участников Содружества Независимых ¦
¦ о социальном обеспечении ¦ Государств от 13.03.1992; ¦
¦ от 02.12.1959; ¦2. Временное Соглашение между Правительством РФ ¦
¦2. Соглашение между СССР и ¦ и Правительством Украины о гарантиях прав ¦
¦ Румынской Народной Республикой ¦ граждан, работавших в районах Крайнего Севера ¦
¦ о сотрудничестве в области ¦ и в местностях, приравненных к районам ¦
¦ социального обеспечения ¦ Крайнего Севера, в области пенсионного ¦
¦ от 24.12.1960; ¦ обеспечения от 15.01.1993; ¦
¦3. Соглашение между СССР и ¦3. Договор между РФ и Королевством Испания ¦
¦ Венгерской Народной ¦ о социальном обеспечении от 11.04.1994; ¦
¦ Республикой о сотрудничестве ¦4. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ в области социального ¦ Правительством Республики Молдова о гарантиях ¦
¦ обеспечения от 20.12.1962; ¦ прав граждан в области пенсионного обеспечения ¦
¦4. Соглашение между СССР и ¦ от 10.02.1995; ¦
¦ Монгольской Народной ¦5. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ Республикой о сотрудничестве ¦ Правительством Республики Казахстан о гарантиях ¦
¦ в области социального ¦ пенсионных прав жителей города Байконур ¦
¦ обеспечения от 06.04.1981 ¦ Республики Казахстан от 27.04.1996; ¦
¦ ¦6. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ ¦ Правительством Литовской Республики о пенсионном ¦
¦ ¦ обеспечении от 29.06.1999; ¦
¦ ¦7. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ ¦ Правительством Грузии о гарантиях прав граждан ¦
¦ ¦ в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 ¦
L———————————-+——————————————————
С 01.01.2005 прекратило действовать Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 11.12.1959 в связи с его денонсацией в одностороннем порядке Болгарской Стороной.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.
Во многих случаях обязательным условием для вступления в силу международных договоров является их ратификация. В частности, ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ).
Например, 05.11.1999 в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
До настоящего времени указанное Соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.
Вступившие в силу международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ, иными актами российского законодательства.
Почти все перечисленные международные договоры основаны на принципе территориальности, в связи с чем морально устарели и не соответствуют идеологии и основополагающим принципам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Поэтому возникают проблемы при их реализации в условиях действия в Российской Федерации новой системы обязательного пенсионного страхования.
Так, на основании норм Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При этом для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств — участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, а исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В настоящее время при определении права на трудовую пенсию в Российской Федерации принимается во внимание страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001

Содержание 27 статьи и последние изменения

Ст. 27 ФЗ 173 состоит из трех пунктов. Первый пункт включает в себя 21 подпункт, каждый из которых подробно рассматривает условия для реализации досрочного процесса по назначению регулярного денежного дохода по совокупности трудовых заслуг.

Первый пункт ст.27 рассматривает перечень лиц, подпадающих под условия, при которых можно воспользоваться правом получения довременных трудовых выплат. Этими лицами являются:

  • 50-летние мужчины и 45-летние женщины со страховым стажем 20 и 15 лет, работавшие на предприятиях при наличии факторов, наносящих вред здоровью, не меньше, чем 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно. Также в ФЗ 173 ст.27 п.1 оговаривается вероятность получения трудовых выплат, если данные лица имеют в запасе половину обозначенного срока. Условие наличия полного страхового стажа сохраняется. Однако в данной ситуации при оформлении пенсионных выплат обозначенный возраст будет уменьшен на год пропорционально каждому году при работе в вышеописанных условиях;
  • Пп. 2 п.1 ст.27 – лица, трудившиеся в условиях, признанных тяжелыми. Для отработавших полсрока предусматривается редукция пенсионного возраста на год за каждые 30 месяцев (у мужчин) и 24 месяца (у женщин);
  • В пп. № 3 – 4 п.1 ст.27 обозначены права женщин, трудившихся на должности управляющих ходом машины механиков в различных отраслях экономики, включая сельскохозяйственную, и работниц текстильной индустрии. Срок обязательного стажа – 15 и 20 лет.

Подпункты с 5-го по 10-й, 14-15 и 17 п.1 включают информацию о представителях обоих полов в возрасте 55 и 50 лет с аналогичным страховым стажем, трудившихся:

  • в транспортной отрасли, включая ж/д транспорт и метро, а также как водители большегрузов в добывающей отрасли. Сроки работ – 12 лет 6 месяцев и 10 лет* (*здесь и далее – постоянно);
  • в сфере геологии, гидрологии, геофизики, гидрографии и прочих землеустроительных работах* (подпункт 6);
  • в лесозаготовительной индустрии и сфере транспортирования леса по воде (подпункт 7);
  • на работах по погрузке и выгрузке и механизаторских работах. Необходимый срок труда – 20 и 15 лет (подпункт 8);
  • как работники флота (подпункт 9)*;
  • как водители общественного транспорта с продолжительностью трудовой деятельности в размере 20 и 15 лет (подпункт 10);
  • как пилоты гражданского воздушного флота* (подпункт 14);
  • как инженеры и техники гражданского воздушного флота* (подпункт 15);
  • в должности сотрудников пенитенциарных заведений* (подпункт 17). Данный подпункт был добавлен на основе 319-ФЗ в декабре 2008 года (30.12).

В ст. 27 также описаны условия, служащие потенциальным поводом для довременного ухода на пенсию для лиц, которые трудились:

  • на добывающих или строительных работах в горнодобывающем производстве (подпункт 11);
  • в индустрии по отлову, переработке и разведению рыбы (подпункт 12);
  • в составе летного экипажа гражданского воздушного флота (подпункт 13);
  • являлись сотрудниками МЧС РФ в должности спасателей. Данная категория граждан может выйти на пенсию в 40 лет. Подпункт 16 появился в законе на основе N 319-ФЗ (см. выше);
  • служили в МЧС РФ в сфере противопожарной службы. Возраст выхода на пенсию составляет 40 лет. Подпункт 18 внедрен в закон при принятии N 319-ФЗ (см. выше).

Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях оформляет права педагогов образовательных детских учреждений. Данные лица могут получить досрочную пенсию вне зависимости от возрастного фактора, однако срок стажа должен равняться не менее 25 лет. Как и подпункты 16, 17 и 18, он был введен в ст.27 закона 173 ФЗ 30 декабря 2008 года. Также в отредактированной на основе N 319-ФЗ версии закона появились подпункты 20 и 21. Пп. 20 оговаривает получение досрочных денежных выплат независимо от возраста граждан, практиковавших врачебную деятельность в здравоохранительных организациях на протяжении 25 – 30 лет. В подпункте 21 упомянуты работники творческой сферы (театры и прочая сценическая деятельность).

Пункт номер два ст.27 был также откорректирован. Последние изменения вносились 30.12.2008 г. В данной части закона обоснован процесс утверждения списков всех вышеприведенных профессий Правительством РФ. В новой версии упомянуты индивидуальные условия для организации правового процесса по досрочной выплате пенсии, обозначенные в пп.19 – 21 п.1 ст.27

Третий пункт статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был изменен 28.12. 2013 г. на основе N 421-ФЗ. В нем оформлен принцип расчета служебного срока при условиях, описанных в пп. 1 – 18 пункта под номером 1. Согласно этому параграфу закона, исчисление стажа ведется на основе обязательных страховых взносов, если трудовые условия были признаны потенциально вредоносными и несущими угрозу здоровью. Измененные положения пункта 3 оговаривают процесс исчисления стажа для сотрудников предприятий, где условия труда не оценивались.

Скачать текст 173 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ

Статистика утверждает, что население России неуклонно продолжает стареть. За период 2016 – 2017 гг. количество лиц пенсионного возраста увеличилось на 0,6 млн, составив 43,9 млн человек. Это означает, что описанный в статье закон напрямую касается свыше трети населения страны. Знать содержание его основных статей – значит, с уверенностью смотреть в будущее.

Скачать Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в обновленной редакции можно по ссылке.

173 ФЗ от 17.12.2001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *