164 статья налогового кодекса

Содержание

Ст. 164 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 164 НК РФ

Ст. 164 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 164 НК РФ позволяет налогоплательщикам правильно рассчитать НДС — в ней четко описаны ситуации, при которых надлежит применять существующие налоговые ставки. После знакомства с данной статьей вам станет понятно, какую ставку следует применять при расчете НДС в вашей деятельности.

Какие ставки предусматривает статья 164 НК РФ в 2017 году?

Статья 164 НК РФ предполагает применение 3 ставок налога на добавленную стоимость в России: 0, 10 и 18%. И такие размеры ставок налога применяются с 2004 года. Несмотря на звучавшие ранее инициативы относительно снижения основной ставки НДС с 18 до 16%, она так и не была изменена.

Основной размер налоговой ставки в России — 18%. Эту ставку необходимо применять во всех случаях, кроме тех, что указаны в пп. 1–2 и 4 ст. 164 НК РФ (далее по тексту — НК). Поэтому тем, кто рассчитывает на применение меньшей налоговой ставки, следует внимательно ознакомиться с данными нормами, в которых перечисляются ситуации, когда возможно применение ставок 0 и 10%.

Также следует учесть, что бывают ситуации, когда ставка налога определяется как соотношение двух существующих ставок (18 и 10%) к увеличенной на их размер 100%-ной налоговой базе. Все условия определения данных соотношений (10/110% и 18/118%) предусмотрены п. 4 ст. 164 НК.

О том, какие существуют формулы для выделения НДС, читайте в материале «Какие есть формулы для расчета НДС (вычисление и выделение)?».

В частности, если:

  • получена оплата деньгами за ТМЦ (товарно-материальные ценности), услуги согласно ст. 162 НК;
  • получена предварительная оплата, в т. ч. и частичная, при ожидании поставки ТМЦ, выполнения услуг, приемки-передачи имущественных прав на основании п. 2–4 ст. 155 НК;
  • налог удерживается налоговым агентом согласно п. 1–3 ст. 161 НК;
  • реализуются активы, купленные на стороне и поставленные на учет с налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 ст. 154 НК;
  • продается сельхозпродукция, в т. ч. и переработанная (п. 4 ст. 154 НК);
  • осуществляется продажа авто в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК;
  • передаются имущественные права согласно пп. 2–4 ст. 155 НК.

Согласно нормам налогового законодательства, сумма налога должна быть определена расчетным способом.

Подробнее о расчете НДС с авансов читайте в статье «Какой общий порядок учета НДС с авансов полученных?».

Когда следует применять ставку 0% по п. 1 ст. 164 НК РФ?

Статья 164 НК РФ дает четкое понимание того, какую налоговую ставку при различных ситуациях следует применить. Особого внимания проверяющих обычно удостаиваются операции, облагаемые по ставке 0% налога. Исчерпывающий список всех таких случаев применения данной льготной ставки содержится в п. 1 вышеуказанной статьи кодекса. Следует детально разобрать каждую из таких ситуаций.

Итак, по нулевой налоговой ставке облагаются операции:

1) по продаже ТМЦ, находящихся на территории свободной таможенной зоны, а также экспортируемых при прохождении таможенной процедуры (при условии наличия документов согласно ст. 165 НК, которые надлежит передать налоговикам).

О том, применима ли ставка 0% к экспортной операции, осуществляемой через посредника, читайте в материале «Экспорт через посредника — иностранца: облагать ли НДС и по какой ставке?».

2) утратил силу с 01.01.2011 (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2010 № 309-ФЗ);

2.1) оказанию:

  • услуг по перевозке грузов в международном сообщении по воде, по воздуху, железнодорожным и автотранспортом (при условии, что пункты отправки/назначения находятся в нашей стране);
  • услуг лизинга, оказываемых отечественными налогоплательщиками с целью обеспечения международных грузоперевозок;
  • услуг по контрактам транспортной экспедиции на международных рейсах (в том числе таможенное оформление транспорта и грузов, ведение переговоров на предмет заключения контракта поставки товаров, прием, завоз, разгрузка, организация страховки, отслеживание, перемаркировка грузов, подготовка пакета документов, складские услуги, предоставление информационно-финансовых услуг, составление и согласование техусловий по погрузке и крепежу, обеспечение контроля за соблюдением условий доставки, обслуживание и ремонт специального грузового транспорта, услуги по хранению грузов);
  • указанных выше услуг, предоставляемых в случае выполнения грузоперевозок ж/д транспортом от места отправки в России (порты, погранстанции) до мест назначения доставки ТМЦ на территории федерации;
  • услуг по транспортировке углеводородов из мест добычи в исключительной экономической зоне (континентальный шельф и сектор РФ в дне Каспия) до зарубежного места назначения, находящегося под юрисдикцией России;

2.2) выполнению услуг российскими компаниями, занятыми в сфере обслуживания трубопроводных магистралей по перевалке нефти и продуктов из нее на основании договоров между иностранными или отечественными контрагентами (или их агентами), заключившими внешнеэкономическую сделку по продаже нефти и продуктов из нее, вывозимых за пределы России. К данной ситуации также можно отнести лиц, выполняющих соответствующие поручения по внешнеэкономическим сделкам. В частности, за исключением услуг, оказываемых друг другу контрагентами, связанными с транспортировкой нефти и продуктов из нее по трубопроводам, речь идет об операциях:

  • транспортировки (без привязки к датам помещения под требуемую таможенную процедуру) при перемещении груза из пункта отправки на территории федерации:
    • до заграничного места поставки трубопроводным или морским транспортом;
    • до морских российских портов для последующего экспорта;
    • до перевалочных пунктов для перелива в другие транспортные средства на территории нашей страны;
  • перегрузки (включая слив/налив, погрузку/выгрузку, упаковку, маркировку/сортировку, перемещение по территории порта, накопление и приведение в годное для транспортировки грузов состояние и пр.) для перемещения за пределы Российской Федерации, в т. ч. в морских и речных портовых терминалах без привязки к дате помещения ТМЦ под таможенную процедуру;
  • связанных с транспортировкой нефти/продуктов из нее, находящихся под таможенной транзитной процедурой, а также перемещаемых из России в адрес государств — членов Таможенного союза (далее по тексту — ТС);

2.3) оказанию услуг, предоставляемых по отдельным соглашениям владельцами трубопроводных магистралей по перегонке природного газа, в т. ч. находящегося под таможенной транзитной процедурой, из России (в Россию), а также природного газа, ввозимого в РФ для переработки здесь;

2.4) предоставлению услуг по подаче электроэнергии по ЕНЭС из отечественной электросистемы в зарубежные электроэнергетические системы, осуществляемых управляющей спецорганизацией;

2.5) выполнению работ российскими компаниями (кроме операторов магистральных трубопроводов) в морских, речных портах по перевалке и складскому хранению ТМЦ, которые вывозятся за границу, если в сопроводительных документах указано, что места отправки/назначения (оба или одно из них) не расположены в России;

2.6) выполнению услуг, которые связаны с переработкой ТМЦ, помещенных под таможенную спецпроцедуру переработки на месте таможенного контроля;

2.7) предоставлению ж/д услуг, связанных с передачей в пользование ж/д транспорта, оказанием отечественными налогоплательщиками — владельцами (пользователями на правах аренды) ж/д транспорта экспедиционных услуг при транспортировке экспортируемых ТМЦ (переработанных из них продуктов) с условием, что пункты отправки/назначения являются российскими (в сопроводительных документах на транспортировку этих товаров должны быть проставлены, в соответствии с подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК, отметки таможни);

2.8) выполнению работ отечественными компаниями, специализирующимися на услугах по водному судоходству на территории нашей страны, работ по перевозке ТМЦ, которые вывозятся в экспортной таможенной процедуре, по российской территории от пункта отправки до места выгрузки на морские (или типа река-море) суда или другие виды транспорта;

2.9) продаже углеводородов в виде сырья, которое было добыто на морском шельфе, а также продуктов его техпередела в виде стабильного газового конденсата, СПГ, фракции легких углеводородов, которые были вывезены из мест добычи на территории континентальных шельфов и/или в исключительной экономзоне России, а также в принадлежащей РФ части дна в Каспии и в иных территориях, которые находятся под юрисдикцией России, с условием наличия и предоставления документов по ст. 165 НК, кроме случаев, когда данные товары экспортируются;

2.10) оказанию российскими налогоплательщиками транспортных услуг по перевозке ТМЦ воздушными судами в случае, когда пункты отправки и доставки находятся за границей, а на территории России производится посадка борта; важно, чтобы места прибытия данных товаров в Россию и их убытия совпадали;

3) оказанию услуг, которые напрямую относятся к перевозке/транспортировке помещенных под транзитную таможенную процедуру грузов при выполнении их доставки между таможенными органами в месте прибытия в Россию до места отбытия за границу;

3.1) оказанию:

  • услуг по предоставлению собственного или арендованного (в т. ч. и находящегося в лизинге) подвижного состава/отдельных контейнеров для перевозки по ж/д путям грузов, следующих транзитом через территорию России (или страны — члена ТС) из-за границы на территорию другой зарубежной страны, в том числе и той, которая включена в Таможенный союз;
  • услуг транспортной экспедиции, которые предоставляются при перевозке ж/д транспортом ТМЦ, перемещаемых через территорию нашей страны с территории зарубежного государства, которое не состоит в ТС, а также через или с территории страны-члена ТС в адрес другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ТС;

4) оказанию услуг по пассажирским перевозкам (в т. ч. и багажа), если пункты отправки/назначения находятся за пределами нашей страны, в том числе и при оформлении таких перевозок при помощи международных перевозочных бланков;

4.1) оказанию услуг по пассажироперевозкам внутри страны, осуществляемым воздушным транспортом, а также по доставке багажа с соблюдением условия, что одно из мест назначения или отправления расположено в Крыму или в г. Севастополе (срок действия этой нормы заканчивается в конце 2016 года);

5) реализации товаров космической направленности, в т. ч. и на космотехнику, объекты космоинфраструктуры, сертифицированные в соответствии с российским законодательством, а также на все вышеперечисленные с военным или двойственным значением; предоставлению услуг с применением техники в космосе, а также управляемой с Земли; выполнению исследовательских услуг по изучению космоса и наблюдению за различными явлениями в космическом пространстве, в т. ч. и осуществляемому с Земли; выполнению предварительных/сопутствующих работ на Земле, связанных с космическими исследованиями, а также работ с техникой, которая находится в космосе;

6) продаже налогоплательщиками (добывающими и производящими из лома) драгметаллов соответствующему Госфонду России, а также региональным фондам драгметаллов, Центробанку и другим банковским учреждениям;

7) продаже ТМЦ, оказанию услуг с целью официального использования диппредставительств или персонального пользования услугами технического, дипломатического, админперсонала данных представительств, в т. ч. и членов семьи, проживающих вместе с ними; нулевая налоговая ставка применяется в том случае, если иностранным законодательством, где расположены данные представительства, предусмотрен аналогичный порядок для российских диппредставительств и персонала или если подобная норма есть в международном договоре России (перечень таких стран определен МИДом и Минфином, а порядок применения данной нормы закона утверждается в соответствующем правительственном постановлении);

8) продаже вывезенного из России топлива и ГСМ, предназначенных для матобеспечения морских (речных) и воздушных судов;

9) выполнению российскими грузоперевозчиками на ж/д транспорте:

  • услуг по транспортированию ТМЦ на экспорт и перевозке за границу продуктов переработки, произведенных в нашей стране;
  • работ, которые связаны с вышеуказанными услугами и стоимость которых отображена в перевозочных документах на ТМЦ на экспорт (с условием указания отметок таможни согласно п. 5 ст. 165 НК);

9.1) выполнению российскими грузоперевозчиками на ж/д транспорте:

  • услуг по транспортированию ТМЦ за пределы нашего государства на территорию страны — члена ТС, а также связанных с таким перемещением услуг, стоимость которых отображена в перевозочных документах на эти товары;
  • услуг по транспортированию ТМЦ через территорию нашего государства из-за границы (а также и с территории страны, состоящей в ТС) на территорию другого государства, в т. ч. и члена ТС, а также связанных с таким перемещением услуг, стоимость которых отображена в перевозочных документах;

9.2) предоставлению услуг по пассажироперевозкам по пригородным маршрутам (эта норма действует до конца 2029 года);

9.3) предоставлению услуг по грузо- и пассажироперевозкам железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (эта норма действует до конца 2029 года);

10) реализации новых судов, которые надлежит зарегистрировать в Росреестре при предоставлении в налоговую указанных в ст. 165 НК документов;

11) продаже ТМЦ, выполнению работ, которые официально используются международными организациями, в т. ч. и их российскими представительствами, на территории России (список таких организаций составляется МИДом в содействии с Минфином; нулевая ставка применяется на основании норм об освобождении от налогообложения в международных договорах, заключенных Россией);

12) оказанию транспортных услуг по вывозу/ввозу из/в Россию товаров морскими (или типа река-море) судами по контрактам тайм-чартера;

13) продаже ТМЦ и имущественных прав, осуществляемых FIFA и ее «дочками», а также товарных позиций и имущественных прав, связанных с проведением ЧМ-2018 по футболу;

14) продаже ТМЦ и имущественных прав, которые были приобретены для проведения Олимпиады-2014 в Сочи.

О том, какие изменения следует ожидать в части применения ставки 0%, читайте в статье «Правительство готовит изменения в ст. 164 и 165 Налогового кодекса».

В каких случаях можно применить п. 2 ст. 164 НК РФ?

Ст. 164 п. 2 НК указывает на случаи, в которых налоговым законодательством разрешено применять ставку 10% при расчете НДС. В данном пункте указан исчерпывающий список операций, при отображении которых в налоговом учете налогоплательщик получает право использовать данную ставку. Итак, по сниженной ставке облагаются операции по:

  1. Продаже продуктовых товаров:
  • в живом весе туш птицы и скота;
  • мяса и продуктов из него, кроме деликатесов (таких как телятина, вырезка, язык, колбасы и копчености, консервированные ветчина, бекон, заливной язык);
  • молока и продуктов из него, в т. ч. и молокосодержащего мороженого;
  • яиц и продуктов из них;
  • растительного масла и маргарина;
  • сахара, соли;
  • зерна и комбикормов;
  • масличных семян и шрот;
  • хлеба, круп, муки, макаронных изделий;
  • живой рыбы, кроме ценных пород;
  • морепродуктов и продуктов из рыбы охлажденной/мороженой/переработанной в консервы, кроме деликатесов;
  • детского питания;
  • продуктов для диабетиков;
  • овощей.

Подробнее о налогообложении операций с продуктами питания читайте в материале «Какая ставка НДС на продукты питания при их производстве и продаже?».

  1. Реализации детских товаров:
  • трикотажных изделий;
  • сшитой одежды, кроме иных кожаных/меховых изделий, за исключением изготовленных из овчины и меха кролика;
  • обуви;
  • кроватей/матрацев, колясок для детей;
  • тетрадей для школы, дневников и счетных палочек;
  • пеналов, пластилина, альбомов, папок и обложек для тетрадей;
  • игрушек;
  • подгузников и др.

Важно! Перечень кодов видов продуктовых и детских товаров, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 31.12.2004 № 908.

  1. Продаже газет и журналов (альманахов, бюллетеней и других изданий, которые издаются как минимум раз в год) за исключением рекламы (если она занимает более 45% от всего объема текста) и эротики; образовательных, просветительных и научных книг.

Важно! Перечень периодики и книг, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 23.01.2003 № 41.

  1. Реализации медтоваров (обязательным является предоставление регистрационного удостоверения на товар):
  • лекарств;
  • медизделий, кроме жизненно необходимых (они освобождены от налогообложения).

ВАЖНО! Перечень кодов видов медтоваров, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 15.09.2008 № 688.

О том, в какой ситуации нельзя применить льготную ставку по лекарствам, читайте в статье «Когда применение 10%-ной ставки НДС по лекарствам невозможно».

Знакомство с полным перечнем товаров/услуг, облагаемых по ставке 10%, доступно в статье «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?».

Когда применяется полная налоговая ставка?

Во всех других случаях, которые не были упомянуты в данной статье, в соответствии с нормами статьи 164 НК РФ налогоплательщикам при расчете НДС надлежит применять полную ставку — 18%.

Если налогоплательщик не уверен, подходит ли его случай под одну из перечисленных в пп. 1, 2 и 4 ст. 164 НК ситуаций, то лучше применить 18% и обратиться за разъяснением в свою налоговую инспекцию. Затем на основании полученных от фискального органа разъяснений (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК) можно уточнить декларацию и/или откорректировать данные налогового учета, если была применена завышенная ставка налога.

О правилах расчета налога по ставке 18% читайте в материале «Как считать НДС: правильно вычисляем 18% от суммы (пример, алгоритм)».

Также вы можете воспользоваться нашим сервисом «Калькулятор НДС».

Каковы особенности по применению налоговых ставок у налоговых агентов?

Налоговые агенты обязаны применять такие же ставки по операциям, подпадающим под действие статьи 164 НК, как и остальные налогоплательщики. То есть важно, каков характер совершенной операции, а не статус лица, уплачивающего или удерживающего налог.

Исключением является пункт по отношению к судам, которые не были зарегистрированы в отведенный срок. Так, в соответствии с п. 6 ст. 161 НК, после истечения 45-дневного срока, отведенного на регистрацию приобретенного судна, налог по ставке 18% удерживается налоговым агентом.

В данной ситуации налоговым агентом будет являться лицо, в чьей собственности окажется судно по истечении 45 дней после перехода права собственности на него.

Немаловажно выяснить, кто является налогоплательщиком, а кто налоговым агентом. В этом вам помогут наши информационные статьи:

  • «Кто является плательщиком НДС?»;
  • «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Может ли применяться ставка 0% при импорте товаров в Россию?

Нет. При завозе ТМЦ в Россию (или под ее юрисдикцию) могут применяться только налоговые ставки 10% и 18%. Об этом прямо указано в п. 5 ст. 164 НК.

Каковы обязательные условия по применению ставки 0% при перевозке ТМЦ авиатранспортом, если пункты назначения и отправления находятся не в РФ, но борт совершил посадку в России?

С начала 2015 года действует уточненный порядок обложения налогом подобных операций. Так, если воздушное судно приземлилось в России по пути следования между заграничными пунктами отправки/доставки товара, а места прибытия товаров в РФ и выбытия их из нее совпадают, то данная операция по перевозке ТМЦ российским авиаперевозчиком подлежит обложению ставкой 0%. Данная возможность отображена в подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК.

Однако важно соблюсти условие, чтобы были в наличии все обязательные документы, их список указан в п. 3.9 ст. 165 НК. Полный пакет документации надлежит предоставить в свою ИФНС на протяжении 180 дней после получения соответствующей отметки в таможне о том, что товары покинули пределы нашей страны (п. 9 ст. 165 НК). Датой для расчета базы налогообложения служит последний день месяца в квартале, в котором был укомплектован необходимый пакет документов (п. 9 ст. 167 НК).

Для того чтобы узнать некоторые нюансы применения норм ст. 165 НК, читайте материал «Ст. 165 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Какие существуют условия применения ставки НДС 0% при перевозке товаров для экспорта?

Право на применение нулевой ставки также можно подтвердить путем предоставления доказательной базы об их нахождении по процедуре реэкспорта в таможне. В соответствии с подп. 2.7, 3 и 9 п. 1 ст. 164 НК ставка 0% применяется: при предоставлении ж/д транспорта; оказании услуг по контрактам транспортной экспедиции при перевозке экспортируемых ТМЦ; выполнении связанных с указанными видами деятельности работами с находящимися под процедурой таможенного транзита экспортируемыми товарами, а также продуктами их переработки.

Чтобы подтвердить право на применение льготной ставки в каждом из указанных выше случаев, налогоплательщику необходимо подать в свою ИФНС пакет документов, перечисленных в пп. 3.7, 5 ст. 165 НК. С апреля 2015 года должны также предоставляться документы, свидетельствующие о том, что вывозимые с территории России продукты переработки экспортируемых ТМЦ были помещены под транзитные (реэкспортные) таможенные процедуры.

Какие данные надлежит указывать в реестре международных (единых) документов по перевозке пассажиров с их багажом, чтобы подтвердить применение ставки 0%?

При осуществлении пассажироперевозок из места отправления в пункт назначения, расположенные за пределами России, такая операция облагается по 0%-ной ставке. Необходимым условием является оформление международных (единых) документов по перевозке в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 164 НК. Следует также предоставить реестр таких документов, которые определяют указанный маршрут пассажироперевозки.

С октября 2015 года в таком реестре следует указывать не только начальный и конечный пункты следования пассажиров и багажа, но и номера перевозочных документов, дату выполнения услуг по перевозке, цену проезда (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК).

Могут ли в электронной форме предоставляться реестры документов для подтверждения ставки НДС 0%?

Начиная с октября 2015 года (после внесения изменений в ст. 165 НК) плательщик налогов обязан для подтверждения льготной налоговой ставки предоставить в свою ИФНС реестры документов, в т. ч. и перевозочных (п. 15 ст. 165 НК).

Реестры в электронной форме могут заменить необходимость предоставления пакета, состоящего из копий первичной документации, а также реестров на бумажных носителях для каждой из налогооблагаемых операций. Электронные реестры должны быть предоставлены в налоговую через оператора электронного документооборота.

Однако в случае необходимости налоговики при проведении камеральной проверки могут запросить копии документов, включенных в реестр. Это требование должно быть выполнено плательщиком налогов в течение 20 дней с момента его получения (п. 15 ст. 165 НК).

Подробнее о том, как, когда и в какие сроки проводится камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость, читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015-2016 годах».

Но следует иметь в виду, что не все документы, затребованные проверяющими в ходе камеральной налоговой проверки, должны предоставляться в беспрекословном порядке.

О нюансах проведения камеральной проверки читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2017».

Так, перечень случаев, когда налоговая может истребовать копии документов, указан в ст. 88 НК. Этот список оснований для затребования копий документов является исчерпывающим, и в нем ничего не сказано об обязанности предоставлять документы, указанные в п. 15 ст. 165 НК. Образовавшаяся коллизия должна быть решена налогоплательщиком самостоятельно с расчетом, что свою правоту ему может потребоваться отстаивать в суде.

Чтобы сориентироваться в существующей арбитражной практике по НДС, читайте статью «Арбитражная практика по НДС: обзор рассмотрения споров»

Все ли участники международной перевозки ТМЦ могут применить ставку налога 0%?

Исчерпывающий перечень транспортных и сопутствующих услуг по международной перевозке ТМЦ указан в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК. Не содержащиеся в нем услуги облагаются по 18%-ной ставке. При этом на основании п. 18 постановления пленума ВАС России от 30.05.2014 № 33 оказание подпадающих под ставку 0% услуг несколькими лицами не препятствует применению каждым из них данной льготы.

Это значит, что все услуги по международной перевозке ТМЦ, оказываемые каждым из участников сделки на определенном отрезке следования товаров, а также при выполнении какой-либо конкретной задачи экспедиторами, могут облагаться по ставке 0% в отношении каждого из участников (субисполнителей).

Какая ставка налога применяется при оказании услуг по контрактам транспортной экспедиции, осуществляемых автотранспортом из российского речного порта в пункт назначения, расположенный в России?

В подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК содержится исчерпывающий перечень осуществления услуг по контрактам транспортной экспедиции по международной перевозке ТМЦ. Так, здесь указано, что хотя бы один из пунктов (доставки или отправки товаров) должен находиться за пределами нашей страны. Это значит, если имеет место оказание услуг по контракту транспортной экспедиции при перевозке ТМЦ по территории федерации, то такая операция облагается по полной ставке в 18%.

По какой ставке НДС облагаются операции по продаже справочников по правилам дорожного движения — 10 или 18%?

На основании законодательных норм, изложенных в подп. 3 п. 2 ст. 164 НК, вся книжная продукция образовательного характера при продаже облагается по ставке 10%. Перечень такой литературы утвержден Постановлением Правительства России от 23.01.2003 № 41. Для подтверждения права применять данную ставку необходимо будет предоставить в налоговую справку, выданную Федеральным агентством печати РФ, о том, что издание соответствует тому типу изданий, которые перечислены в Постановлении № 41.

Если осуществляется поставка ТМЦ в Республику Беларусь российскому покупателю, то по какой ставке облагается данная операция?

Перемещение ТМЦ на экспорт из российского пункта отправления подпадает под действие подп. 1 п. 1 ст. 164 НК. При произведении поставки в страну, которая состоит в ЕАЭС, применяется ставка налога 0% (п. 1 ст. 72 Договора об ЕАЭС) при предоставлении пакета документов, указанного в п. 4 протокола (приложение № 18 к Договору об ЕАЭС).

Больше информации о поставке товаров в зоне действия ЕАЭС — в материале «Подтверждаем экспорт в ЕАЭС».

Сохраняется ли ставка 0% при экспортной поставке ТМЦ в адрес иностранного физлица?

Если ТМЦ поставляются субъектом предпринимательства покупателю для использования им не только в предпринимательских, но и в иных целях, кроме личного/домашнего пользования, то такая операция считается поставкой (ст. 506 ГК России). Экспортируемые из РФ ТМЦ облагаются по ставке 0%.

Таким образом, можно сделать вывод, что и поставка за рубеж физлицу-иностранцу ТМЦ (не для бытовых нужд) также облагается по ставке 0%.

По какой ставке облагается операция по международной перевозке ТМЦ, не предназначенных для продажи?

Все операции по транспортировке грузов в рамках международной перевозки облагаются по ставке 0% согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК. Для подтверждения применения льготной ставки по транспортным услугам плательщик налогов должен предоставить пакет документов в соответствии с п. 3.1. ст. 165 НК — это контракт на оказание услуг и копии транспортной документации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 августа 2017 года N СА-4-3/16343@

О кодах соответствия ОКП и ОКПД2 для целей п.2 ст.164 НК РФ

Вид налога: НДС

Статьи НК: статья 164

Вопрос:

О применении переходных ключей между ОКП и ОКПД2, разработанных Минэкономразвития России, при реализации в переходный период товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов, с учетом изменения Общероссийского классификатора продукции

Ответ:

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», для целей применения пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 164 Кодекса установлен перечень видов продукции, облагаемых по налоговой ставке налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 10 процентов. При этом коды видов продукции, перечисленных в вышеуказанном пункте статьи 164 Кодекса, определялись Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) до 1 января 2017 года, а с 1 января 2017 года — в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Соответствующие изменения в части кодов продукции внесены в постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 в отношении продовольственных товаров и товаров для детей и от 23.01.2003 N 41 в отношении периодических изданий и книжной продукции. Таким образом, с 1 января 2017 года налоговая ставка по НДС в размере 10 процентов применяется при соответствии кода реализуемой продукции, указанной в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 164 Кодекса, коду ОКПД2, приведенному в соответствующих Перечнях.

В связи с этим поступают многочисленные обращения налогоплательщиков по вопросу порядка применения налоговой ставки 10 процентов по НДС:

при реализации продукции, произведенной (приобретенной) в 2016 году, на которую имеются действующие сертификаты (декларации) соответствия, подтверждающие код ОКП, который был включен в перечень, действовавший до 1 января 2017 года;

при реализации медицинских изделий и лекарственных средств, которым присвоен код по ОКПД2, в связи с тем, что в действующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688, изменения в части кодов товаров не внесены.

В таких случаях возникает необходимость установления соответствия кодов продукции по ОКПД2 и ОКП, в том числе при проведении мероприятий налогового контроля.

Письмом от 10.04.2017 N 9411-НП/Д18и Минэкономразвития России сообщило о разработанных и размещенных на официальном сайте Министерства прямых и обратных ключах между ОКП и ОКПД2 в целях обеспечения перехода на новые редакции Общероссийских классификаторов с 1 января 2017 года.

На основании вышеизложенного, в целях идентификации продукции по ОКПД2 необходимо руководствоваться указанными переходными ключами между ОКП и ОКПД2. Данная позиция согласована с Минфином России.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации 2 класса

С.А.Аракелов

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт ФНС России

Статья 164. База налогообложения

164.1. Базой налогообложения является общий налогооблагаемый доход, с учетом особенностей, определенных настоящим разделом.

Общий налогооблагаемый доход — любой доход, который подлежит налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) на пользу налогоплательщика на протяжении отчетного налогового периода.

При использовании права на налоговую скидку базой налогообложения является чистый годовой налогооблагаемый доход, определяется путем уменьшения общего налогооблагаемого дохода с учетом пункта 164.6 этой статьи на суммы налоговой скидки такого отчетного года.

Базой налогообложения для доходов, полученных от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности, есть чистая годовой налогооблагаемый доход, определяемый в соответствии с пункта 177.2 статьи 177 и пунктом 178.3 статьи 178 настоящего Кодекса

164.1.1. Общий налогооблагаемый доход состоит из доходов, которые окончательно облагаются при их начислении (выплате, оказании), доходов, которые облагаются налогом в составе общего годового налогооблагаемого дохода, и доходов, которые облагаются налогом по другим правилам, определенным Налоговым Кодексом.

164.1.2. Общий месячный налогооблагаемый доход состоит из суммы налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца.

164.1.3. Общий годовой налогооблагаемый доход равен сумме общих месячных налогооблагаемых доходов, иностранных доходов, полученных в течение такого отчетного налогового года, доходов, полученных физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности согласно статье 177 Налогового Кодекса, и доходов, полученных физическим лицом, производящим независимую профессиональную деятельность в соответствии со статьей 178 Налогового Кодекса.

164.2. В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включаются:

164.2.1. доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора (контракта);

164.2.2. суммы вознаграждений и других выплат, начисленных (выплаченных) плательщику налога в соответствии с условиями гражданско-правового договора;

164.2.3. доходы от продажи объектов имущественных и неимущественных прав, в частности интеллектуальной (промышленной) собственности, и приравненные к ним права, доходы в виде сумм авторского вознаграждения, другой платы за предоставление права на пользование или распоряжение другим лицам нематериальным активом (произведениями науки, искусства, литературы или другими нематериальными активами), объекты права интеллектуальной промышленной собственности и приравненные к ним права (далее — роялти), в том числе полученные наследниками собственника такого нематериального актива;

164.2.4. часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям статей 172-173 Налогового Кодекса;

164.2.5. доход от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду (срочное владение и / или пользование), определенный в порядке, установленном пунктом 170.1 статьи 170 Налогового Кодекса;

164.2.6. налогооблагаемый доход (прибыль), не включенный в расчет общих налогооблагаемых доходов прошлых налоговых периодов и самостоятельно выявленный в отчетном периоде плательщиком налога или начисленный органом государственной налоговой службы согласно с Налоговым Кодексом;

164.2.7. сумма задолженности налогоплательщика по заключенному им гражданско-правовому договору, по которой истек срок исковой давности и которая превышает сумму, составляющую 50 процентов месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, кроме сумм налоговой задолженности, по которым истек срок исковой давности согласно раздела II Налогового Кодекса, устанавливающая порядок взыскания задолженности по налогам, сборам и погашения налогового долга, а также доход, составляющий положительную разницу между суммой средств, полученной налогоплательщиком от финансового учреждения после реализации заложенного имущества налогоплательщика при обращении взыскания финансовым учреждением на такое имущество в связи с невыполнением налогоплательщиком своих обязательств по договору кредита (займа), и суммой фактически уплаченных плательщиком налога обязательств по такому договору кредита (займа), и суммой, которая удержана финансовым учреждением в счет компенсации своих затрат / потерь (включая остаток непогашенной налогоплательщиком суммы финансового кредита) по такому договору. Физическое лицо самостоятельно уплачивает налог с таких доходов и отмечает их в годовой налоговой декларации;

164.2.8. доход в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов (кроме процентов, определенных в подпунктах 165.1.2 и 165.1.41, дивидендов, определенных в подпункте 165.1.18 пункта 165.1 статьи 165 Налогового Кодекса, а также выигрышей и призов в государственную денежную лотерею в размерах, предусмотренных в подпункте 165.1.46 пункта 165.1 статьи 165 Налогового Кодекса);

164.2.9. инвестиционный доход от проведения налогоплательщиком операций с ценными бумагами, деривативами и корпоративными правами, выпущенными в других, чем ценные бумаги, формах, кроме дохода от операций, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.40 и 165.1.52 пункта 165.1 статьи 165 настоящего Кодекса.

164.2.10. доход в виде стоимости унаследованного или полученного в дар имущества в пределах, который облагается согласно с этим разделом;

164.2.11. сумма излишне израсходованных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, размер которой исчисляется в соответствии с пунктом 170.9 статьи 170 Налогового Кодекса;

164.2.12. средства или имущество (нематериальные активы), полученные налогоплательщиком как взятка, похищенные или найденные как клад, не сданный государству по закону, в суммах, которые определены обвинительным приговором суда независимо от назначенной им меры наказания;

164.2.13. доходы, составляющие положительную разницу между:

  • суммой средств, полученных плательщиком налога в результате его отказа от участия в фонде финансирования строительства, и суммой средств, внесенных налогоплательщиком в такой фонд, кроме случаев, когда налогоплательщик одновременно передает средства, полученные из фонда финансирования строительства, в управление тому же управляющему в тот же или другой фонд финансирования строительства;
  • суммой средств, полученных налогоплательщиком от других лиц в результате уступки в их пользу права требования по договору об участии в фонде финансирования строительства (в том числе, если такая уступка осуществлена на основании договора купли-продажи), и суммой средств, внесенных налогоплательщиком в такой фонд по этому договору;

164.2.14. доход в виде неустойки (штрафов, пени), возмещения материального или нематериального (морального) ущерба, кроме:

  • а) сумм, которые по решению суда направляются на возмещение убытков, причиненных налогоплательщику вследствие причинения ему материального ущерба, а также вреда жизни и здоровью;
  • б) процентов, полученных от должника вследствие просрочки выполнения им договорного обязательства;
  • в) пени, уплачиваемой в пользу налогоплательщика за счет бюджета (целевого страхового фонда) вследствие несвоевременного возврата излишне уплаченных денежных обязательств или иных сумм бюджетного возмещения;
  • г) суммы потерь, причиненных налогоплательщику актами, признанными неконституционными, или незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов предварительного расследования, прокуратуры или суда, которые возмещаются государством в порядке, установленном законом
  • Г) выплаты из государственного бюджета, связанные с выполнением решений зарубежных юрисдикционных органов, в том числе Европейского суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины.

Действие настоящего подпункта не распространяется на налогообложение сумм страховых выплат, страховых возмещений и выкупных сумм по договорам страхования;

164.2.15. сумма страховых выплат, страховых возмещений, выкупных сумм или пенсионных выплат, выплачиваемых налогоплательщику по договорам долгосрочного страхования жизни (в том числе по договорам страхования пожизненных пенсий) и негосударственного пенсионного обеспечения, по договорам пенсионного вклада, договорам доверительного управления, заключенными с участниками фондов банковского управления, в случаях и размерах, определенных подпунктом 170.8.2 пункта 170.8 статьи 170 Налогового Кодекса;

164.2.16. сумма взносов на пенсионные вклады в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с законом, страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), пенсионных вкладов, взносов в фонд банковского управления, уплаченная любым лицом — резидентом за налогоплательщика или в его пользу, кроме сумм, которые уплачиваются:

  • а) лицом — резидентом, который определяется выгодоприобретателем (бенефициаром) по таким договорам;
  • б) одним из членов семьи первой степени родства плательщика налога;
  • в) работодателем — резидентом за свой счет по договорам долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика, если такая сумма не превышает 15 процентов начисленной этим работодателем суммы заработной платы налогоплательщику на протяжении каждого отчетного налогового месяца, за который вносится страховой платеж (страховой взнос, страховая премия) или выплачивается пенсионный взнос, взносов в фонды банковского управления, но не более пяти размеров минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, в расчете за месяц по совокупности таких взносов;

164.2.17. доход, полученный плательщиком налога как дополнительное благо (кроме случаев, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса) в виде:

  • а) стоимости использования жилья, других объектов материального или нематериального имущества, принадлежащих работодателю, предоставленных налогоплательщику в безвозмездное пользование, или компенсации стоимости такого использования, кроме случаев, когда такое предоставление обусловлено выполнением налогоплательщиком трудовой функции согласно трудовому договору ( контракта) или предусмотрено нормами коллективного договора или согласно закону в установленных ими пределах.
  • б) стоимости имущества и питания, бесплатно полученного налогоплательщиком, кроме случаев, определенных этим Кодексом для налогообложении прибыли предприятий.

Дополнительно к исключениям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего подпункта, не считаются дополнительным благом налогоплательщика доходы, полученные в форме и размерах, подлежащих включению работодателем в себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг согласно разделу III Налогового Кодекса, а также средства, стоимость услуг, проживание, проезд, питание, спортивной одежды, аксессуаров, обуви и инвентаря, колясок для инвалидов, в том числе предназначенных для участия инвалидов в физкультурно-реабилитационных и спортивных мероприятиях, лекарственных и медико-восстановительных средств и других доходов, предоставленных (выплаченных) плательщику налога — участнику спортивных (кроме профессионального спорта), физкультурно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по физкультурно-оздоровительной деятельности и физкультурно-спортивной реабилитации, финансируемых из бюджета и / или бюджетными организациями, другими неприбыльными организациями, внесенными в Реестр неприбыльных организаций и учреждений на дату предоставления таких средств;

  • в) стоимости услуг домашнего обслуживающего персонала, безвозмездно полученных плательщиком налога, включая труд подчиненных лиц, а также лиц, находящихся на военной службе или арестованными или заключенными.

Под термином «услуги домашнего обслуживающего персонала» понимаются услуги по бытовому обслуживанию физического лица, членов его семьи или от имени или по их поручению любого третьего лица, включая ремонт или сооружение объектов движимого или недвижимого имущества, которые принадлежат таким лицам или используются ими;

  • г) суммы денежного или имущественного возмещения любых расходов или потерь налогоплательщика, кроме тех, что обязательно возмещаются по закону за счет бюджета или освобождаются от налогообложения согласно этому разделу;
  • г) суммы безвозвратной финансовой помощи (кроме суммы процентов условно начисленных на такое пособие);
  • д) суммы долга налогоплательщика, аннулированного кредитором по его самостоятельному решению, не связанным с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности. Если кредитор сообщает налогоплательщику-должнику заказным письмом с уведомлением о вручении об аннулировании долга и включает сумму аннулированного долга в налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, по итогам отчетного периода, в котором такой долг был аннулирован, такой должник самостоятельно уплачивает налог с таких доходов и отображает их в годовой налоговой декларации;
  • е) стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

Если дополнительные блага предоставляются в неденежной форме, сумма налога объекта налогообложения исчисляется по правилам, определенным пунктом 164.5 настоящей статьи;

164.2.18. доход, полученный налогоплательщиком за сданный (проданный) им лом драгоценных металлов, кроме дохода, полученного за лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины.

При выплате доходов за сданный (проданный) плательщиком налога лом черных и / или драгоценных металлов лицо, которая его закупает, считается налоговым агентом и обязан удержать налог с суммы такой выплаты по ставке, установленной настоящим разделом.

164.2.19. другие доходы, кроме указанных в статье 165 Налогового Кодекса.

164.3. При определении базы налогообложения учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и неденежной формах.

164.4. При начислении (получении) доходов, полученных в виде валютных ценностей или других активов (стоимость которых выражена в иностранной валюте или международных расчетных единицах), такие доходы пересчитываются в гривне по валютному курсу Национального банка Украины, действующему на момент начисления (получения) таких доходов.

164.5. При начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила которых установлены согласно Налогового Кодекса, умноженная на коэффициент, который вычисляется по такой формуле:

  • К = 100: (100 — Сп),
  • где К — коэффициент;
  • Сп — ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.

В таком же порядке определяются объект налогообложения и база налогообложения для средств, излишне израсходованных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки.

164.6. При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом выплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

При начислении доходов в виде вознаграждения за гражданско-правовым договорам за выполнение работ (оказание услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такой вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Просмотров: 54874

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

В текущих социально-экономических условиях развитие судостроения является безусловным государственным приоритетом реализации инновационной и промышленной политики Российской Федерации. Судостроительная промышленность является высокотехнологичной отраслью экономики с высокой долей добавленной стоимости и способна стать одним
из локомотивов развития отечественной промышленности.

Кроме того, развитие отечественного судостроения является ключевым фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: транспортной (строительство транспортных судов); энергетической (строительство буровых платформ и судов для их обслуживания); продовольственной (строительство рыбопромыслового флота).

Настоящий проект федерального закона направлен на прямое налоговое стимулирование отечественного судостроения и повышение эффективности деятельности предприятий судостроительной промышленности.

В целях налогового стимулирования отечественного судостроения Федеральным законом от 20 декабря 2005 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми для судостроительных организаций установлена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 процентов, а также утвержден перечень документов для подтверждения обоснованности применения указанной налоговой ставки.

Однако в соответствии с действующей редакцией части второй Налогового кодекса Российской Федерации установление ставки 0 процентов по НДС предусмотрено только для фактических держателей судостроительных контрактов, заключенных непосредственно с заказчиком.

В соответствии с пунктом 13 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в качестве подтверждения обоснованности применения указанной ставки необходимо представить следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

2) выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;

3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.

Таким образом, налоговое законодательство увязывает право на применение налоговой ставки 0 процентов от наличия прямых взаимоотношений между заказчиком на строительство судна и лицом, уполномоченным на его постройку, и последующую передачу права собственности напрямую заказчику, то есть генеральным подрядчиком.

Отсюда следует, что налоговая ставка 0 процентов не предусмотрена судостроительным организациям – непосредственным исполнителям работ по договорам субподряда, что накладывает на них дополнительную налоговую нагрузку, снижает эффективность их финансово-хозяйственной деятельности и в целом противоречит смыслу установленных в налоговом законодательстве мер стимулирования.

В качестве примера данного положения можно привести отношения,
возникающие в рамках выполнения работ по строительству судов по договорам субподряда между АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее – АО «ОСК») и ПАО «Выборгский судостроительный завод» (далее – ПАО «ВСЗ»), входящее в структуру АО «ОСК».

В настоящее время в рамках государственных контрактов от 2 декабря 2011 года между ФГУП «Росморпорт» в качестве заказчика и АО «ОСК» в качестве генерального подрядчика идет строительство трех линейных дизель-электрических ледоколов мощностью около 16 МВт.

Строительство указанных судов на условиях договора субподряда выполняет ПАО «ВСЗ», которым применение налоговой ставки 0 процентов будет неправомерно.

После передачи ледоколов генеральному подрядчику АО «ОСК»
ПАО «ВСЗ» будет вынужден изыскать денежные средства в сумме 2,2 млрд. рублей для уплаты НДС, которые изначально не были учтены в контракте, что крайне негативно скажется на финансово-экономическом положении предприятия и существенно скорректирует инвестиционные планы по модернизации и расширению производства.

Таким образом, исходя из первоначального смысла и содержания указанной нормы налогового законодательства Российской Федерации, представленный законопроект направлен на распространение мер налогового стимулирования на судостроительные организации, непосредственно выполняющие судостроительные работы по договорам субподряда.

При этом в соответствии со статьями 702, 703 и 706 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации под договором подряда (субподряда) понимается обязательство подрядчика (субподрядчика) выполнить по заданию заказчика (генерального подрядчика) работу и сдать ее результаты с передачей на них прав.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации под реализацией товаров, работ и услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездного оказания услуг одним лицом другому лицу. Действия, которые не признаются реализацией товаров, работ и услуг, определены в пункте 3 указанной статьи.

В связи с этим передача на основании акта сдачи-приемки прав собственности на результаты выполненных подрядчиком (субподрядчиком)
по контракту (договору субподряда) работ на строительство судна заказчику (генеральному подрядчику) признается реализацией работы.

Распространение мер налогового стимулирования на субподрядные судостроительные организации существенно повысит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий судостроительной промышленности, снизит дополнительную налоговую нагрузку, обеспечит реализацию планов импортозамещения в судостроении, а также выполнение инвестиционных программ и программ технологической модернизации.

Настоящая редакция законопроекта подготовлена с учетом заключения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2016 года № 1092п-П13. Замечания, указанные в заключении, устранены.

Статья 164. Налоговые ставки

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

…… 2.1) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

…..

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации;

Комментарии АСМАП: Данная редакция статьи говорит о том, что международной перевозкой считается любая перевозка при которой происходит пересечении границы Российской Федерации, это означает, что ставка 0 процентов с 1 января 2011 года распространяется и на перевозки Россия-страны ЕАЭС.

Обращаем ваше внимание, что в новой редакции статьи прописан закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг по которым применяется ставка НДС 0%.

164 статья налогового кодекса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *