148 н

Об утверждении Инструкции по бюджетному учету

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2008 года N 148н

Об утверждении Инструкции по бюджетному учету *О)

(с изменениями на 30 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании
приказа Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 3 июля 2009 года N 69н (Российская газета, N 163, 02.09.2009);
приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н (Российская газета, N 36, 19.02.2010) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года).
____________________________________________________________________

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117), пункта 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478), и в целях установления плана счетов бюджетного учета и единого порядка ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бюджетному учету.

2. Распространить действие настоящего приказа на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2006 года, регистрационный номер 7674; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, 2006).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 февраля 2009 года,
регистрационный N 13309

Инструкция по бюджетному учету

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 декабря 2008 года N 148н

(с изменениями на 30 декабря 2009 года)

Часть I. Организация бюджетного учета

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, а также иных некоммерческих организациях, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющих ведение бюджетного учета (далее в целях настоящей Инструкции — учреждения), в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее в целях настоящей Инструкции — органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее в целях настоящей Инструкции — финансовые органы) (абзац в редакции приказа Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

2. Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции);
иные вопросы организации бюджетного учета.

3. Все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
Первичные учетные документы, поступающие в учреждение в качестве оправдательных документов на осуществленные им хозяйственные операции, в рамках установленного в Российской Федерации обычая делового оборота, принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года): *3.2)

наименование документа (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
дату составления документа (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
наименование участника хозяйственной операции, а также его идентификационные коды, от имени которой составлен документ (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
содержание хозяйственной операции (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
личные подписи указанных лиц и их расшифровка (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года).

Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бюджетного учета осуществляется на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык (абзац дополнительно включен с 13 сентября 2009 года приказом Минфина России от 3 июля 2009 года N 69н).
Для ведения бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются финансовым органом.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету «Касса»;
Журнал операций с безналичными денежными средствами;
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
Журнал операций расчетов по оплате труда;
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
Журнал по прочим операциям;
Главная книга.
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

4. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;
ошибочная запись, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (ф.0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

5. По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения (органа казначейства, финансового органа); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период — год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

6. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения (органа казначейства, финансового органа) назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения (органа казначейства, финансового органа). Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности.

7. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

8. Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего финансового органа.

9. Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1-17 разряд — с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления — (далее — КОСГУ) (приложение N 4 к настоящей Инструкции);
18 разряд — код вида деятельности:
бюджетная деятельность — 1;
приносящая доход деятельность — 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении — 3;
деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса — 4 (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года N 152н, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);
19-21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26 разряд — код классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5 к настоящей Инструкции).
Разряды 18-26 образуют код счета бюджетного учета.
Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции) по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят.

Часть II. План счетов бюджетного учета

Балансовые счета

Наименование счета

Номер счета

код

по бюд-
жетной класси-
фика-
ции

вида дея-
тель-
ности

синтетичес-
кого счета

анали-
тичес-
кого счета

квалифика-
ции опера-
ций сектора государст-
венного управления

номер разряда

БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Раздел 1. Нефинансовые активы

Раздел 1. Нефинансовые активы

НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

Жилые помещения

Увеличение стоимости жилых помещений

Уменьшение стоимости жилых помещений

Нежилые помещения

Увеличение стоимости нежилых помещений

Уменьшение стоимости нежилых помещений

Сооружения

Увеличение стоимости сооружений

Уменьшение стоимости сооружений

Машины и оборудование

Увеличение стоимости машин и оборудования

Уменьшение стоимости машин и оборудования

Транспортные средства

Увеличение стоимости транспортных средств

Уменьшение стоимости транспортных средств

Производственный и хозяйственный инвентарь

Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Библиотечный фонд

Увеличение стоимости библиотечного фонда

Уменьшение стоимости библиотечного фонда

Драгоценности и ювелирные изделия

Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий

Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий

Прочие основные средства

Увеличение стоимости прочих основных средств

Уменьшение стоимости прочих основных средств

Нематериальные активы

Нематериальные активы

Увеличение стоимости нематериальных активов

Уменьшение стоимости нематериальных активов

Непроизведенные активы

Земля

Увеличение стоимости земли

Уменьшение стоимости земли

Ресурсы недр

Увеличение стоимости ресурсов недр

Уменьшение стоимости ресурсов недр

Прочие непроизведенные активы

Увеличение стоимости прочих непроизведенных активов

Уменьшение стоимости прочих непроизведенных активов

Амортизация

Амортизация жилых помещений

Уменьшение стоимости жилых помещений за счет амортизации

Амортизация нежилых помещений

Уменьшение стоимости нежилых помещений за счет амортизации

Амортизация сооружений

Уменьшение стоимости сооружений за счет амортизации

Амортизация машин и оборудования

Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации

Амортизация транспортных средств

Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации

Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря

Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации

Статья: Учет основных средств по правилам Инструкции n 148н (Максимова Л.) («Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, n 11)

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 11
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАВИЛАМ ИНСТРУКЦИИ N 148Н
С 1 января 2009 г. действует новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 148н (далее — Инструкция N 148н). Наиболее значительные изменения претерпел разд. 1 «Нефинансовые активы» Порядка применения Плана счетов бюджетного учета. В отдельную группу нефинансовых активов из состава основных средств выделено имущество казны. Изменен лимит начисления 100%-ной амортизации и единовременного списания нефинансовых активов, в том числе основных средств. Введены новые положения в отношении определения срока полезного использования объектов нефинансовых активов, а значит, и основных средств. В данной статье мы рассмотрим как нововведения Инструкции N 148н, так и принципы учета основных средств бюджетных учреждений, которые остались неизменными.
Критерии отнесения объектов к основным средствам
Прежде всего отметим, что изменилась структура изложения материала в Инструкции N 148н. Вначале излагаются общие для всех нефинансовых активов принципы учета (определение первоначальной, балансовой стоимости объектов; правила проведения переоценки; порядок определения сроков полезного использования), а затем идет описание порядка применения каждого из счетов нефинансовых активов.
Критерии отнесения объектов к основным средствам остались прежними, но они изложены в Инструкции N 148н более четко, нежели в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н).
В соответствии с п. 16 Инструкции N 148н к основным средствам относятся материальные объекты основных фондов, используемые в деятельности учреждения при выполнении работ либо оказании услуг или для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду со сроком полезного использования более 12 месяцев. Стоимостного критерия Инструкция N 148н, так же как и Инструкция N 25н, не содержит.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Особенностью Инструкции N 148н является то, что в отличие от Инструкции N 25н она содержит перечень объектов, которые не относятся к основным средствам. Это предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений (абз. 4 п. 16 Инструкции N 148н).
В состав основных средств включаются капитальные вложения в многолетние насаждения по стоимости вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Арендаторы по-прежнему учитывают в составе собственных основных средств законченные капитальные вложения в арендованные объекты (здания, сооружения, оборудование) при условии, что договором не предусмотрено иное (п. 17 Инструкции N 148н). При этом Инструкция N 148н уточняет, что капитальные вложения должны учитываться в сумме произведенных вложений.
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с разделами, установленными ОКОФ, на следующих счетах:
— 0 101 01 000 «Жилые помещения»;
— 0 101 02 000 «Нежилые помещения»;
— 0 101 03 000 «Сооружения»;
— 0 101 04 000 «Машины и оборудование»;
— 0 101 05 000 «Транспортные средства»;
— 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
— 0 101 07 000 «Библиотечный фонд»;
— 0 101 08 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;
— 0 101 09 000 «Прочие основные средства».
Кроме того, в составе основных средств учитываются ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, на счете 0 101 08 000 «Драгоценности и ювелирные изделия».
Виды специальных (военных) основных средств учитываются на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 00 000 (п. 20 Инструкции N 148н).
Драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, учитываются в порядке, установленном Минфином. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731. Во исполнение указанного Постановления Минфином утвержден Приказ от 29.08.2001 N 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении». Кроме того, таможенные органы РФ, организации, подведомственные ГТК России, и представительства таможенной службы РФ за рубежом при организации работы по учету и хранению оборудования, приборов, средств связи, материалов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также по сбору, учету, хранению и сдаче в Госфонд России или соответствующим перерабатывающим (заготавливающим) организациям лома и отходов изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, должны руководствоваться Приказом ГТК России от 19.11.2002 N 1224 «О порядке учета и хранения изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов и драгоценных камней».
Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Если у одного конструктивно сочлененного объекта имеется несколько частей основных средств с разным сроком полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.
Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и другие), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Самостоятельными инвентарными объектами являются наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи).
Инвентарный номер присваивается всем объектам основных средств, за исключением объектов стоимостью до 3000 руб. включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости. Инвентарный номер должен быть присвоен и в том случае, если объект находится в запасе (на складе). Инвентарный номер должен быть уникальным, то есть инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к учету объектам (п. 19 Инструкции N 148н).
Первоначальная стоимость основных средств
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). Это определение вытекает из определения, данного в п. 11 Инструкции N 148н для всех нефинансовых активов.
Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками при приобретении основных средств, либо учитываются в составе капитальных вложений (приобретение за счет бюджетного финансирования и средств от приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС), либо выделяются на счет 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (приобретение за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС). В соответствии с п. 177 Инструкции N 148н суммы НДС, не включаемые в стоимость основного средства, отражаются проводкой:
Дебет счета 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит счетов 2 208 19 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств», 2 302 19 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств».
Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств в объеме фактических затрат при приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении основных средств ведется на счете 1 (2) 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». В соответствии с п. 75 Инструкции N 148н операции по вложениям в объекты основных средств отражаются проводками:
Дебет счета 1 (2) 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит счетов 1 (2) 107 01 410 «Увеличение стоимости основных средств в пути», 1 (2) 208 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств», 2 302 19 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств».
Таким образом, на счете 1 (2) 106 01 310 собираются все затраты, связанные с приобретением основного средства. Принятие к бюджетному учету объектов основных средств отражается проводкой:
Дебет счета 1 (2) 101 00 310 как увеличение стоимости соответствующих основных средств
Кредит счета 1 (2) 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».
Рассмотрим операции формирования первоначальной стоимости основных средств на конкретном примере.
Пример 1. Бюджетным учреждением приобретен хозяйственный инвентарь в рамках приносящей доход деятельности стоимостью 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб. Согласно договору оплата поставщику проводилась в два этапа:
— аванс в размере 30% — 35 400 руб.;
— окончательный расчет на следующий день после получения инвентаря.
Услуги транспортной организации по доставке хозяйственного инвентаря составили 1250 руб., в том числе НДС — 190,68 руб. Приносящая доход деятельность облагается НДС.
В бюджетном учете учреждения операции по приобретению хозяйственного инвентаря отразятся следующим образом:
————————————-T————T————T———-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Перечислен аванс по договору ¦2 206 19 560¦2 201 01 610¦ 35 400 ¦
¦на приобретение хозинвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Принят к вычету НДС с перечисленного¦2 303 04 830¦2 210 01 660¦ 5 400 ¦
¦аванса ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Получен хозинвентарь ¦2 106 01 310¦2 302 19 730¦100 000 ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Учтен НДС, предъявленный поставщиком¦2 210 01 560¦2 302 19 730¦ 18 000 ¦
¦инвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Зачтен ранее перечисленный аванс ¦2 302 19 830¦2 206 19 660¦ 35 400 ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Восстановлен НДС, предъявленный ¦2 210 01 660¦2 303 04 730¦ 5 400 ¦
¦к вычету с перечисленного аванса ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Принят к вычету НДС, уплаченный ¦2 303 04 830¦2 210 01 660¦ 18 000 ¦
¦поставщику хозинвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Произведен окончательный расчет ¦2 302 19 830¦2 201 01 610¦ 82 600 ¦
¦с поставщиком хозинвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Оказаны услуги по доставке ¦2 106 01 310¦2 302 05 730¦ 1 059,32¦
¦хозинвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Учтен НДС, предъявленный ¦2 210 01 560¦2 302 19 730¦ 190,68¦
¦транспортной организацией ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Оплачены услуги по доставке ¦2 302 05 830¦2 201 01 610¦ 1 250 ¦
¦хозинвентаря ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Хозинвентарь принят на учет ¦2 101 06 310¦2 106 01 410¦101 059,32¦
L————————————+————+————+————
———————————
В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных

148 н

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *