14 ст 7 115 ФЗ

действует Редакция от 23.07.2013 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 115-ФЗ
Дата принятия 31.10.2002
Дата редакции 23.07.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 25.07.2002 — «Российская газета», N 140, 31.07.2002
  • «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 5 Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, или его территориальными органами.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

Указанное в абзаце втором настоящего пункта ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона и с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»).

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ)

Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым — третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.1 или 13.3 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

6. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, — по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. — при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России.

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ

Несмотря на скучное название текста, материал я бы не назвал скучным и определенной категории пользователей мобильной связи он должен быть интересен. Речь идёт об особенностях вывода денег с балансов телефонных номеров. Сталкиваются с проблемами далеко не все, но для столкнувшихся эта проблема зачастую становится практически неразрешимой. Кто виноват и что делать?

Если уже столкнулись, то зачастую пить боржоми уже поздно. В лучшем случае процесс растянется на долгие месяцы, но тут всё зависит от масштабов ваших финансовых операций. В любом случае желательно знать о такой возможности заранее и, по-возможности, учитывать этот риск при ведении своего «бизнеса». Также некоторый ликбез может быть полезен тем, кто собирается снять большую сумму наличных денег со своего банковского счёта. Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует все денежные операции, а отнюдь не только ваши финансовые взаимоотношения с оператором связи.

Кому и зачем это нужно

Большинство «типичных» пользователей мобильной связью, скорее всего, искренне считают, что выводить деньги с баланса никому не нужно, зачем? Другое дело пополнять баланс, помимо трат по прямому назначению (оплата услуг связи) здесь и мобильная коммерция, и оплата товаров/услуг и чего только ещё ни напридумывали. Вплоть до оплаты счетов за электроэнергию. Удобно всем, выгодно операторам (берут свою комиссию), зачастую проще, чем платить с банковской карты. Проще потому, что подразумевается наличие ФИО и паспортных данных платящего у оператора, то есть один этап и верификации плательщика уже как бы пройден автоматически. Написал «как бы» потому, что анонимные симкарты всё ещё в ходу, но сейчас все ведомства этим вопросом активно занимаются. Но мы сейчас говорим о выводе денег с баланса.

На самом деле, ситуаций с необходимостью вывести деньги с баланса довольно много. Читал, что до появления серьёзных ограничений пополнение баланса с последующим снятием денег было одним из популярных способов дать взятку сравнительно безопасным образом, какой бы то ни было прямой контакт, не говоря уже о личной встрече, отсутствует. Даже сейчас нередки случаи попыток использовать баланс симкарты в качестве удобного и бесплатного транзитного звена. Банковский % за перевод «кусается», особенно за перевод трансграничный, даже если деньги отправляются и получаются в той же валюте. На этом фоне очень заманчиво выглядит пополнение баланса через интернет с последующим снятием денег в другой стране. Увы, тут-то и срабатывают ограничения Закона 115-ФЗ. Подлянка ещё и в том, что класть на баланс можно практически любую сумму, ограничений нет. А вот прийти и сразу снять солидную сумму — индийская хижина фигвам. Немного легче, если вы пополняли баланс своей симкарты со своей же карты банковской. Такое тоже бывает, например, если человек не хочет везти с собой слишком большую сумму. По большому счёту, оператору неинтересны ваши мотивы и взаимоотношения с законами. Но ограничение 15 000 руб. (разово) по Закону 115-ФЗ всё равно работает. И ещё включается ограничения на максимальную сумму для снятия в месяц. У разных операторов суммы разные, в МТС до 45 000 руб., в Tele2 было чуть ли не под миллион в месяц и до 750 000 руб. единовременно.

Снимать или выводить деньги с баланса небольшими порциями можно и снять в итоге получается много, никто особо не почешется. Но если вы хоть раз попадали под блокировку операции по Закону 115-ФЗ — всё, вы приехали. Дальше все снятия под контролем, суммируются и при превышении лимита блокируются. Ничего личного, оператор просто не хочет неприятностей на свою голову.

Всё ещё популярно заблуждение, что для получения наличными всех денег с баланса достаточно расторгнуть контракт, это не так. Происхождение этой легенды мне неизвестно, скорее всего, что-то когда-то действительно было и все деньги таки отдавали при расторжении контракта. В те далёкие времена меня эта тема не интересовала. Сейчас ровно те же ограничения Закона 115-ФЗ всё равно работают при расторжении контракта тоже. Известны случаи, когда вполне себе законопослушные граждане оказывались с большими суммами на балансах телефонов, в том числе из-за банальных ошибок: хотели перевести приличную сумму денег на кошелёк, а перевели на номер телефона. И люди страдают, годами ругаясь и снимая каждый месяц только жалкие 45 000 руб.

Наконец, и самая многочисленная когорта тех, что зарабатывает на троянских программах, контенте и прочих балансирующих на грани легальности и за этой гранью инструментах. Им нужно собирать свои «зарплаты» на номера телефонов и то, что они шарахаются как черт от ладана от ограничений на снятие в 45 000 руб./месяц какбэ намекает на масштабы их доходов от такой деятельности. Нет, я не завидую, каждому своё, а кому-то и чужое, я просто констатирую факты.

Полезное «Методическое пособие»

На banki.ru есть весьма живенькая тусовка тех, кто «зарабатывает» в интернете «доением лохов» и регулярно сталкивается с теми или иными ограничениями по выводу денег с балансов телефонов. Общаются, делятся опытом и т. п. Это свой отдельный мир и немножко окунуться в него желающие могут, например, . Вот в этой тусовке «отличился» (в хорошем смысле слова) Tele2. Одному из заблокированных «честных страдальцев» в email написал развёрнутый ответ о причинах блокировки операций по выводу денег. Собственно, блокируют все операторы, но в объяснениях своих действий они всегда просто ссылаются на Закон 115-ФЗ, а там понимай как хочешь, ничего конкретизировать мы тебе не обязаны. В Tele2, похоже, подошли к делу ответственно и составили своего рода методическое пособие. Предлагаю вам почитать и насладиться подробным объяснением.

«Между Вами и ООО «Т2 Мобайл» (далее — Tele2) заключен Договор об оказании услуг связи (далее – Договор), в рамках которого Tele2 предоставляет Вам услуги подвижной радиотелефонной связи, а также иные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности.

На территории Российской Федерации оказание услуг связи осуществляется в соответствии с ФЗ от 07.07.2003 года №126-ФЗ «О связи», Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 года №1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», а также договором об оказании услуг связи, в которых подробно изложены права и обязанности Оператора и Абонента.

Вы обратились в Tele2 с заявлением о предоставлении Вам доступа к сервису «мобильная коммерция».

Обращаем Ваше внимание на то, что помимо исполнения отраслевого федерального законодательства, оператор связи, оказывающий дополнительные или сопутствующие услугам связи услуги, обязан соблюдать законы и подзаконные акты, регулирующие правоотношения в конкретной области.

Федеральным законом 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон 115-ФЗ) предусмотрено, что операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами. Таким образом, деятельность Tele2, направленная на совершение операций с денежными средствами регулируется положениями Федерального закона 115-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ до того, как принять клиента на обслуживание и выполнить его поручение на осуществление финансовой операции Тele2 обязано идентифицировать клиента установив определенный Федеральным законом 115-ФЗ объем сведений, а также убедиться в том, что совершаемые клиентом финансовые операции не носят запутанного или необычного характера, имеют очевидный экономический смысл, а их неоднократное совершение не дает оснований полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ.».

Очень мне нравится формулировка «… не носят запутанного или необычного характера, имеют очевидный экономический смысл». Любимый довод сборщиков таких денег — «Имею право! Захотелось мне — положил на баланс десяток-другой тысяч, а через день мне перехотелось и я эти деньги решил снять. У нас что и где, свободная страна, или беспредел беззакония творится???».

Увы, такой вот «беспредел» под названием Закон 115-ФЗ. Захотеться вам могло, и резко перехотеться тоже могло, закон не против. Но придётся подтверждать банковскими выписками происхождение поступлений денег на баланс. Если транзакции были с принадлежащих вам карт-счетов, то ладно, а если с чужих — изволь объяснить странные «хотелки» других людей.

«Кроме того, пополнения на крупные суммы номеров телефонов, оформленных на Ваше имя, с последующим возвратом аванса, в том числе выводом денежных средств через сервис мобильной коммерции могут привести к возникновению у работников оператора связи сомнений в том, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

С целью не допустить появления у работников Тele2 подобного рода сомнений, а также руководствуясь пп. 1.1) п. 1. и п. 14 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ просим Вас в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения настоящего запроса предоставить следующую документально подтвержденную информацию и пояснения:

1. о целях установления деловых отношений с нашей компанией;

2. об источниках происхождения денежных средств (например, заверенная банковская выписка), поступивших на номер телефона, зарегистрированный на Ваше имя;

3. об экономическом смысле совершаемых операций по пополнению лицевого счета и последующего перевода денежных средств.

Указанные документы и пояснения вместе с данным письмом Вы можете предоставить в офис обслуживания Tele2 или направить почтой по адресу: ООО «Т2 Мобайл», 108811, г. Москва, п. Московский, а/я 1662.

С целью организации более удобного, быстрого и эффективного для Вас способа общения с работниками Tele2 Вы можете предварительно предоставить сканированные копии документов на электронную почту info_115fz@tele2.ru

С учетом того, что Федеральный закон 115-ФЗ не регламентирует срок, в течение которого мероприятия, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны быть завершены, денежные средства могут быть Вам возвращены и сервис мобильной коммерции предоставлен только после получения от Вас полного объема, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ сведений и пояснений.».

Заметьте, формально никто вам не отказывает в получении положенных на баланс телефонного номера денег. Но происхождение этих денег придётся объяснить и службу безопасности оператора эти объяснения должны устроить. Опять-таки ничего личного и вряд ли ситуация «вор у вора дубинку украл», оператору действительно ни к чему неприятности и ему проще переложить на вас бремя доказательства легального происхождения денег. Если вы общались с налоговой инспекцией, то «презумпция виновности» вас вряд ли удивит.

«Также обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ оператор связи, как организация, осуществляющая операции с денежными средствами, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Ещё раз напоминают о том, что Закон 115-ФЗ абсолютно не препятствует совершению «операций по зачислению денежных средств». Клади, родненький, денег сколько хочешь и ни в чём себе не отказывай! А вот сняяять потом эти деньги… Извини, тут уже начинает действовать закон. Который, кстати, нас не обязывает тебя предупреждать в тот момент, когда ты (или не ты, неважно) эти деньги кладёшь на счёт.

«При этом в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с п. 12. ст.7 Федерального закона 115-ФЗ отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 ст. 7 не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности оператора связи за нарушение условий соответствующих договоров с клиентами.».

Может оказаться неприятно и даже привести к далеко идущим последствиям. Отчитываться перед вами в своих «сомнениях» по поводу происхождения денег оператор не обязан и подавать на него в суд бесполезно. Более того, всё ровно наоборот: в течение трёх рабочих дней после возникновения сомнений оператор обязан доложить в «компетентные органы» о попытке совершить вами подозрительную транзакцию.

«Обращаем Ваше внимание на то, что аналогичные требования Федерального закона 115-ФЗ могут быть применены и в отношении других телефонных номеров, оформленных на Ваше имя.».

И, наконец, в качестве «вишенки на торте». Единожды «влетев» на нарушение Закона 115-ФЗ, вы рискуете не только деньгами на номере-приёмнике, но и деньгами на всех остальных зарегистрированных на вас телефонных номерах. Как это реализуется на практике и реализуется ли вообще я не знаю, но предупреждают. И такие предупреждения следует как минимум иметь в виду. Вот такие «пироги с котятами».

Статистика

Тиньков-журнал на днях опубликовал прелюбопытнейший текст о статистике воровства денег с банковских карт. Почитать можно и, наверное, при случае разберем некоторые абзацы. А пока «в тему» сегодняшнего материала информация о пере-квалификации мошенничеств с банковскими картами. Как пишут, все дело в том, что в апреле 2018 года в статью 158 УК РФ «Кража» добавили еще одно преступление — кражу с банковского счета. С такой формулировкой теперь возбуждают уголовные дела как раз против тех, кто ворует деньги с банковских карт. Раньше это считалось «мошенничеством с использованием электронных средств платежа» и наказание было меньше. В итоге с апреля 2018 года число краж сильно выросло, а мошенничеств — немного уменьшилось. Вот так, живёшь себе спокойно и почти законопослушно «разводишь лохов», а тут вдруг — «Хрясь!» — и загремел по статье «Кража», сурпрайз!

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России уточнил вопрос применения пункта 1.6 Положения Банка России № 499-П – ответ направлен на запрос АРБ

PDF Списание комиссий до обновления инфо — ответ ЦБ от 03.05.2018

от 03.05.18 № 12-3-5/3228
на Исх. № № № А-02/1Кор-520 от 17.11.2017; А-02/5-70 от 14.03.2018

Центральный банк
Российской Федерации
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 14.03.2018 № А-02/5-70 и отмечает, что пункт 1.6 Положения Банка России № 499-П, содержит специальные условия, при которых кредитные организации вправе не проводить обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиента, и касается так называемых «спящих клиентов», то есть лиц, не обращающихся в кредитную организацию за получением каких-либо услуг и при этом длительное время не осуществляющих операции по банковским счетам.

Заместитель директора
И.В.Ясинский

Письмо АРБ Заместителю Председателя Банка России Д.Скобелкину «О списании комиссии и обновлении идентификационных сведений о клиенте»

Исх. № А-02/1Кор-520 от 17.11.2017

Заместителю Председателя
Банка России
Скобелкину Д. Г.

Уважаемый Дмитрий Германович!

Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков — членов АРБ относительно письма Банка России от 06.10.2017 № 12-1-5/3251 об обновлении кредитными организациями идентификационных сведений о клиенте при проведении операций по списанию комиссии (далее — Письмо), поскольку после опубликования данного Письма у кредитных организаций возникают вопросы о правомерности списания комиссии при отсутствии обновленных идентификационных сведений о клиенте.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 499-П) кредитная организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиента (далее — клиент(ы)) в сроки, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, может не проводиться при наличии в совокупности следующих условий:

— кредитная организация предприняла обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений об указанных лицах, в результате которых обновление сведений не было завершено;

— со дня предпринятия мер по обновлению сведений об указанных лицах не проводились операции клиентом или в отношении клиента (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет (вклад) клиента, операций в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства или иное имущество клиента).

При этом согласно позиции Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, изложенной в письме Банка России от 31.05.2016 № 12-1-11/1229 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» (вопрос 7), в целях надлежащего исполнения кредитными организациями требований пункта 1.6 Положения №499-П под операциями, проводимыми в отношении клиента, следует понимать любые операции по переводу денежных средств по распоряжениям, составляемым получателями денежных средств, в частности, по списанию с банковского счета сумм комиссионного вознаграждения либо пеней (штрафов) за неисполнение/ненадлежащее исполнение клиентом обязанностей, определенных условиями договора банковского счета.

То есть списание комиссионного вознаграждения с банковского счета клиента возможно только после завершения обновления идентификационных сведений.

При этом к операциям, проводимым в отношении клиента, не относятся операции по переводу денежных средств по распоряжениям, составляемым лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, в частности, на основании инкассовых поручений, выставляемых налоговыми и таможенными органами.

Указанная позиция Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России основана на буквальном прочтении пункта 1.6 Положения №499-П. Операция по списанию комиссии — это операция, совершаемая на основании распоряжения клиента, которое было дано однократно на весь период действия договора банковского счета (вклада) путем подписания соответствующего договора, содержащего условие о порядке, периодичности и сумме взимаемого банком комиссионного вознаграждения.

Однако в силу нормы, установленной в статье 851 Гражданского кодекса Российской Федерации, клиент обязан оплатить услуги банка по совершению операций с его денежными средствами на счете, если это прямо предусмотрено договором банковского счета. Плата за услуги банка может взиматься за счет денежных средств клиента, находящихся на счете в соответствии с действующими тарифами банка.

Таким образом, закон предоставляет банку право списывать данные денежные средства непосредственно со счета клиента. То есть в данном случае банк относится к лицам, имеющим право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков.

С учетом изложенного считаем, что кредитные организации, обслуживающие счета клиентов, вправе списывать комиссионное вознаграждение независимо от завершения обновления идентификационных сведений о клиенте.

Также считаем, что размеры уплачиваемого комиссионного вознаграждения в разрезе отдельного клиента не должны представлять значительного интереса для решения вопроса о противодействии отмыванию доходов, но при этом формируют определенную часть дохода кредитной организации, что влияет на ее финансовое состояние.

Ассоциация просит Вас высказать официальную позицию Банка России на указанные выше вопросы.

С уважением,
Президент
Г. А. Тосунян

Федеральный закон от 18.03.2019 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов»

Установлен порядок обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации клиентов, в целях ПОД/ФТ организациями, входящими в банковскую группу

Законом установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга, вправе осуществлять обмен полученными ими информацией и документами в порядке, установленном целевыми правилами внутреннего контроля, при одновременном соблюдении ряда установленных условий.

В указанных целях головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля включающие, в том числе, правила обмена информацией, а также осуществляет контроль за их соблюдением.

Целевые правила реализуются всеми участниками банковской группы (банковского холдинга), являющимися организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая их филиалы.

В случае ненадлежащего исполнения целевых правил в отношении соответствующей организации устанавливается запрет на обмен информацией и документами сроком на один год на основании предписания Центрального банка РФ (соответствующего надзорного (уполномоченного) органа).

Федеральный закон от 18.03.2019 N 32-ФЗ

Федеральный закон от 18.03.2019 N 33-ФЗ»О внесении изменений в статьи 7 и 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статьи 7 и 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»

Принят закон об усилении контроля за платежами лиц, не прошедших идентификацию

Установлено, в частности, что денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента — физического лица, использующего указанное электронное средство платежа, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, направлены на исполнение обязательств клиента — физического лица перед кредитной организацией, а также, если он прошел процедуру упрощенной идентификации, переведены на его банковский счет или выданы ему наличными денежными средствами.

Также уточнены основания, при наличии которых оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств с использованием неперсонифицированного электронного средства платежа.

Кроме того, определено, что на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в ряде случаев, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента некоторые операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются требования, установленные положениями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц.

При этом предусматривается, что применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с положениями указанного Федерального закона N 115-ФЗ не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, устанавливающих порядок перевода оператором электронных денежных средств, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 33-ФЗ

Источник: СПС Консультант плюс

14 ст 7 115 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *