115 ФЗ сомнительные операции

Сомнительные операции по 115-ФЗ

В 2002 году на территории РФ вступил в силу ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 6 данного закона содержит перечень операций с деньгами или имуществом, которые подлежат контролю со стороны уполномоченных лиц, если общая сумма их составляет не менее 600 тыс. руб. (либо эквивалентна этой суммы в валюте). Именно такие операции в просторечии и называются сомнительными.

К ним, в частности, относятся:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Действия с наличными денежными средствами:
    • покупка ценных бумаг гражданином;
    • покупка и последующая продажа гражданами иностранной валюты;
    • снятие со счета средств юридическим лицом, если это не обуславливается характером его хозяйственной деятельности;
    • получение гражданином средств по чеку на предъявителя, который был выписан нерезидентом;
    • обмен банкнот разного достоинства;
    • внесение гражданином доли в уставный капитал общества.
  2. Зачисление/перевод денег, выдача кредита или операции с ценными бумагами, если одной из сторон является лицо (физическое или юридическое), которое тем или иным образом относится (имеет регистрацию, гражданство и т. д.) к государству, не выполняющему рекомендации ФАТФ.
  3. Действия, связанные со счетами или открытыми вкладами:
    • перевод средств за границу на счет, оформленный на анонимного гражданина, или поступление на счет средств из-за рубежа от неизвестного отправителя;
    • зачисление средств на счет или списание их со счета организации, с момента регистрации которой не прошло 3 месяцев;
    • открытие вклада в пользу третьего лица с размещением наличных средств;
    • размещение средств с оформлением вклада на предъявителя.
  4. Операции с движимым имуществом:
    • помещение ювелирных изделий или лома драгоценных металлов в ломбард;
    • предоставление или получение беспроцентного займа;
    • предоставление/получение имущества в лизинг и т. д.
  5. Операции с недвижимостью на сумму от 3 млн руб.

С полным перечнем можно ознакомиться в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Органом, уполномоченным контролировать проведение сомнительных операций, является Федеральная служба по финансовому мониторингу. Если есть основания предполагать, что совершение конкретных операций связано с легализацией доходов или терроризмом, информация об этом направляется в правоохранительные органы.

Признаки сомнительных операций

Для отнесения операции с денежными средствами или движимым/недвижимым имуществом к сомнительным требуется, чтобы налицо были следующие признаки:

  1. Отсутствие экономической выгоды для гражданина/организации при ее совершении.
  2. Цель осуществления операции противоречит нормам законодательства.
  3. Превышение определенной законодательством суммы (для большинства случаев она составляет 600 тыс. руб.).
  4. Указанный законодателем субъектный состав.

Как правило, такие операции направлены на вывод средств за рубеж, обналичивание денег, уход от налогообложения, финансовую поддержку коррупции или иные незаконные цели. Для предотвращения подобных ситуаций банки и проводят тщательную идентификацию клиентов и вводят запрет на совершение ими некоторых операций до выяснения обстоятельств.

Варианты расширения этого перечня ЦБ предполагает обсудить с банковским сообществом. «Мы предлагаем обсудить возможность начала более открытого информационного режима надзора с наиболее жестких мер и вторым этапом перейти к информированию общества о применении к банкам ограничений», — сказал Поздышев.

Полный перечень информации о запретах и ограничениях, которые ЦБ считает целесообразным публиковать, Василий Поздышев не назвал, отметив лишь некоторые. Это может быть, например, информация о введении в отношении банка запрета на проведение операций с залогами с ценными бумагами и недвижимостью, отметил Поздышев. По его словам, запреты на открытие филиалов, на проведение отдельных банковских операций, на те же вклады, на проведение операций, связанных с нарушением требований антиотмывочного законодательства (115 ФЗ) — ЦБ не раскрывает и не имеет право это делать.

Какой порядок публикации предлагается

Банк России планирует публиковать на своем сайте информацию о вводимых по отношению к банкам мерах в день их введения, а также делать адресную рассылку профессиональным участникам финансового рынка, говорится в документе. Новое правило может коснуться «наиболее серьезных мер, которые существенно ограничивают операционную деятельность банков, — запретов на осуществление отдельных банковских операций», а также ограничений на их проведение. При этом никогда не должно быть перечня банков, в отношении которых Банк России не будет раскрывать введенные меры, заявил Поздышев.

ЦБ по-прежнему не планирует публиковать информацию о наиболее чувствительных для банков ограничениях. Публикация информации ЦБ не должна приводить к дестабилизации состояния банка, отметил Поздышев. «Например, если речь идет о штрафе в 3 млн руб., то по большому счету совершенно неважно, на какой банк ЦБ налагает штраф, и с этой точки зрения я не вижу проблемы, чтобы публиковать такую информацию», — пояснил Поздышев. Однако, по его словам, если принимаемая мера касается существенных претензий к банку в части, например, резервов, то публикация этой информации может привести к тому, что «у такого-то крупного банка могут быть серьезные проблемы».

Это существенный риск, и публикация о такой мере воздействия нецелесообразна, потому что риск может произойти, а может и не произойти, говорит зампред ЦБ. «После того как мы предъявляем банку требование о доформировании резервов, есть случаи, когда банк может это сделать или когда не может, но может собственник», — пояснил он, отметив, что в этой ситуации сама по себе информация о предъявлении к банку такой надзорной претензии очень опасна. «Может оказаться так, что вкладчики из банка побегут, а собственник возьмет и согласится докапитализировать банк или вернет обеспечение, которое было выведено», — подчеркнул Поздышев.

Расширение перечня информации о введенных запретах вполне целесообразно, считает партнер московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. «Эти сведения позволят контрагентам избегать операций с банком после введения запрета, сейчас иногда недобросовестные банки действительно нарушают введенные запреты, — рассуждает Игорь Дубов. — Однако публикация сведений об ограничениях может негативно сказаться на репутации банка и принести вред его положению». Ограничения регулятор достаточно часто накладывает на вполне работоспособные банки, в то время как запреты обычно предшествуют собственно отзыву лицензии, отметил Дубов.​

Банковские операции

Банковские операции – виды хозяйственной деятельности, к осуществлению которых допускаются исключительно организации, имеющие лицензию, выдаваемую центральными банками. Лицензирование банковской деятельности связано с необходимостью защиты денежных средств частных лиц и компаний.

В России закрытый перечень операций, считающихся исключительно банковскими, приведен в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». К таким операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо этого списка существует перечень операций, право на осуществление которых дает банковская лицензия, но их также могут проводить и другие организации — не банки, например, инвестиционные или страховые компании.

  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Все эти операции кредитные организации вправе осуществлять в рублях или в валюте при наличии соответствующей лицензии.

Кроме того, закон запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. При этом существует одно единственное исключение: для них допускается торговля производными финансовыми инструментами, в том числе и товарными, но только в том случае, если обязательство по физической поставке будет исполнено не путем поставки, а в результате взаимных расчетов.

115 ФЗ сомнительные операции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *